Введение в динамическую обработку звука (компрессия): что это такое и зачем это нужно?
Салют, музыкант! На связи Андрей, начинаем ставить все точки над и в теме компрессии и динамической обработки.
Данный материал будет особенно полезен тем, кто не до конца понимает:
- когда нужна компрессия, а когда нет;
- как научиться слышать компрессию;
- за что отвечают ручки прибора и почему они разные у разных компрессоров;
Если коротко, то:
суть компрессии - это управление динамикой аудиосигнала.
Но для того, чтобы эту мысль осознать, нужно сначала разобраться в том, что из себя представляет аудиосигнал и зачем его динамикой вообще управлять.
Вот представьте, что к вам в студию пришел артист на запись. Вы закрыли его в кабинке и перекрыли воздух включили запись. Он человек и не может издавать четкий звук раз за разом с одинаковой громкостью. То есть где-то есть громкие гласные, взрывные согласные, сибилянты. таким образом мы получаем вот такую картинку:
Если вы просто видите упавшую ёлочку - я вас не осуждаю. Но нам с вами нужно научиться читать эти рисунки, чтобы дальше было проще воспринимать материал.
Это осциллограмма. Нет, это не лекарство от гриппа.
Вообще, осциллограф – прибор, показывающий форму напряжения во времени. Также он позволяет измерять ряд параметров сигнала, такие как напряжение, ток, частота, угол сдвига фаз. Но главная польза от осциллографа – возможность наблюдения формы сигнала.
Если еще проще: вертикальная ось - громкость, горизонтальная - время.
Записали? Идем дальше…
Теперь нам нужно понять, ЧТО мы видим на этом графике и КАК нам это должно помочь научиться компрессировать правильно.
Для этого обратимся к великой и ужасной ОГИБАЮЩЕЙ. Или ADSR (Attack-Decay-Sustain-Release)
Я бы очень хотел, чтобы вы запомнили эти составляющие звука и начали их на практике подмечать. Поверьте, жизнь и сведение станет намного проще! Но я все же попрошу вас это запомнить или написать, потому что это это и есть ручки компрессора. Да, вот такой поворот сюжета. И так, параметры:
- Attack (Подъём) — определяет время, нужное для того, чтобы громкость ноты достигла своего максимального уровня.
- Decay (Спад) — определяет время, в течение которого происходит переход от максимального уровня к уровню Задержки (Sustain).
- Sustain (Поддержка) — описывает уровень звука, играемый во время удержания клавиши (после того как другие составляющие: Подъём и Спад уже отыграли).
- Release (Затухание) — определяет время нужное для окончательного спада уровня ноты до нуля, после того как клавиша отпущена.
Запомните! Эти параметры (ADSR) есть у любого звука. Будь то кик или партия гитары.
Вот примеры нескольких привычных звуков на графике:
После того, как мы поближе познакомились с анатомией звука, можно переходить к теме динамики.
Динамика - это изменение. В нашем случае это означает изменение громкости. То есть наличие тихих и громких частей в звуковой дорожке.
Мы уже выяснили, что при записи вокала, гитары, да чего угодно - мы получаем неровный сигнал. Где-то пикует, где-то проваливается по громкости. И все бы ничего, да вот когда мы включаем эту дорожку (например, вокала) со всем миксом, то начинаются проблемы:
- Какие-то фразы не слышно;
- Какие-то фразы или слоги - торчат.
И обычная регулировка громкости нам не поможет, так как она влияет на весь сигнал. То есть прибавили чуть, и то что торчало, стало торчать еще сильнее.
И вот тут на сцене появляется его величество компрессор
Задача компрессора выровнять эту динамическую разницу таким образом, чтобы вся звуковая дорожка была равномерной. То есть делает громкое - тише, а тихое - громче.
И делается это с помощью наших уже знакомых настроек огибающей (ADSR, только в данном случае нам понадобится только Атака и Релиз) а также соотношения (ratio) и порога срабатывания (Threshold).
Threshold (порог срабатывания сигнала) — параметр, определяющий уровень входного сигнала, выше которого компрессор начинает ослаблять сигнал;
Ratio (коэффициент сжатия сигнала) — параметр, устанавливающий степень сжатия сигнала (относительная величина: 2:1; 3:1; 4:1 и т. п.), который превышает порог срабатывания. Параметр Ratio определяет то, насколько будет ослабляться (сжиматься) сигнал, который превысил порог (Threshold)
Attack (время атаки) — параметр, устанавливающий период времени, который потребуется компрессору для полного сжатия сигнала согласно значению Ratio, сразу же после превышения сигналом заданного порогового значения (Threshold). Если атака быстрая, то транзиенты съедаются, если медленная - сохраняются
Release (время восстановления) — параметр, устанавливающий время, которое необходимо сигналу для перехода из сжатого состояния обратно в исходный несжатый сигнал. То есть, Release является противоположностью Attack. Значение Release определяет время восстановления сигнала.
Также есть и другие параметры, такие как: knee, make up gain, style, hold, lookahead, др, но о них мы поговорим позже в контексте разных видов компрессоров.
Что нам это дает на практике
При грамотной настройке компрессора это, например, помогает музыкальным инструментам звучать наиболее музыкально, естественно и разборчиво (особенно ударным, басу и вокалу).
Несмотря на все преимущества компрессоров, они могут также и напрочь испортить микс.
Довольно часто избыточное «перекомпрессирование» приводит к убийству динамики инструментов, делая звучание плоским, безжизненным и нереалистичным.
Чрезмерная компрессия какого-то одного элемента в миксе создает эффект «перетягивания внимания на себя», обесценивая другие инструменты. Например, часто такое бывает с барабанами или басом в современном рэпе или роке, когда усиленная компрессия только этих элементов затмевает все остальное. Конечно, это может быть некоторым художественным приёмом и продюсерским решением, но практика показывает, что слушателям, на самом деле, важно слышать энергичность всех элементов.
Больше советов по компрессии и сведению!
Спасибо за внимание! Если после прочтения у вас все еще осталось много вопросов или даже появились новые, то не спешите бросать профессию и уходить в IT.
Я часто провожу эфиры, вебинары и мастерклассы по написанию, сведению, продвижению и монетизации музыки.
Например, только за 2023 год я провел уже более 20 эфиров на разные темы - аудиостоки, аранжировка, звукорежиссура (в т.ч. мастеринг, компрессия и параллельная обработка)
Подписывайся на уведомления, чтобы не пропустить крутой контент!