Найти тему
ПУТЬ МУЗЫКАНТА

КОМПРЕССИЯ - что это такое и зачем нужно в сведении?

Оглавление

Введение в динамическую обработку звука (компрессия): что это такое и зачем это нужно?

Салют, музыкант! На связи Андрей, начинаем ставить все точки над и в теме компрессии и динамической обработки.

Данный материал будет особенно полезен тем, кто не до конца понимает:

  • когда нужна компрессия, а когда нет;
  • как научиться слышать компрессию;
  • за что отвечают ручки прибора и почему они разные у разных компрессоров;

Если коротко, то:

суть компрессии - это управление динамикой аудиосигнала.

Но для того, чтобы эту мысль осознать, нужно сначала разобраться в том, что из себя представляет аудиосигнал и зачем его динамикой вообще управлять.

Вот представьте, что к вам в студию пришел артист на запись. Вы закрыли его в кабинке и перекрыли воздух включили запись. Он человек и не может издавать четкий звук раз за разом с одинаковой громкостью. То есть где-то есть громкие гласные, взрывные согласные, сибилянты. таким образом мы получаем вот такую картинку:

на записи видно, что сначала звук тише, но потом становится громче. И это нормально, но мы не можем это так оставить
на записи видно, что сначала звук тише, но потом становится громче. И это нормально, но мы не можем это так оставить

Если вы просто видите упавшую ёлочку - я вас не осуждаю. Но нам с вами нужно научиться читать эти рисунки, чтобы дальше было проще воспринимать материал.

Это осциллограмма. Нет, это не лекарство от гриппа.

Вообще, осциллограф – прибор, показывающий форму напряжения во времени. Также он позволяет измерять ряд параметров сигнала, такие как напряжение, ток, частота, угол сдвига фаз. Но главная польза от осциллографа – возможность наблюдения формы сигнала.

Если еще проще: вертикальная ось - громкость, горизонтальная - время.

Записали? Идем дальше…

Теперь нам нужно понять, ЧТО мы видим на этом графике и КАК нам это должно помочь научиться компрессировать правильно.

Для этого обратимся к великой и ужасной ОГИБАЮЩЕЙ. Или ADSR (Attack-Decay-Sustain-Release)

так это выглядит в виде графика
так это выглядит в виде графика
а так это выглядит на практике
а так это выглядит на практике

Я бы очень хотел, чтобы вы запомнили эти составляющие звука и начали их на практике подмечать. Поверьте, жизнь и сведение станет намного проще! Но я все же попрошу вас это запомнить или написать, потому что это это и есть ручки компрессора. Да, вот такой поворот сюжета. И так, параметры:

  • Attack (Подъём) — определяет время, нужное для того, чтобы громкость ноты достигла своего максимального уровня.
  • Decay (Спад) — определяет время, в течение которого происходит переход от максимального уровня к уровню Задержки (Sustain).
  • Sustain (Поддержка) — описывает уровень звука, играемый во время удержания клавиши (после того как другие составляющие: Подъём и Спад уже отыграли).
  • Release (Затухание) — определяет время нужное для окончательного спада уровня ноты до нуля, после того как клавиша отпущена.

Запомните! Эти параметры (ADSR) есть у любого звука. Будь то кик или партия гитары.

Вот примеры нескольких привычных звуков на графике:

кик
кик
бас
бас
слева- аккорд пианино, справа - партия скрипки
слева- аккорд пианино, справа - партия скрипки

После того, как мы поближе познакомились с анатомией звука, можно переходить к теме динамики.

Динамика - это изменение. В нашем случае это означает изменение громкости. То есть наличие тихих и громких частей в звуковой дорожке.

Мы уже выяснили, что при записи вокала, гитары, да чего угодно - мы получаем неровный сигнал. Где-то пикует, где-то проваливается по громкости. И все бы ничего, да вот когда мы включаем эту дорожку (например, вокала) со всем миксом, то начинаются проблемы:

  • Какие-то фразы не слышно;
  • Какие-то фразы или слоги - торчат.

И обычная регулировка громкости нам не поможет, так как она влияет на весь сигнал. То есть прибавили чуть, и то что торчало, стало торчать еще сильнее.

И вот тут на сцене появляется его величество компрессор

Задача компрессора выровнять эту динамическую разницу таким образом, чтобы вся звуковая дорожка была равномерной. То есть делает громкое - тише, а тихое - громче.

пример работы компрессора
пример работы компрессора

И делается это с помощью наших уже знакомых настроек огибающей (ADSR, только в данном случае нам понадобится только Атака и Релиз) а также соотношения (ratio) и порога срабатывания (Threshold).

-9

Threshold (порог срабатывания сигнала) — параметр, определяющий уровень входного сигнала, выше которого компрессор начинает ослаблять сигнал;

Ratio (коэффициент сжатия сигнала) — параметр, устанавливающий степень сжатия сигнала (относительная величина: 2:1; 3:1; 4:1 и т. п.), который превышает порог срабатывания. Параметр Ratio определяет то, насколько будет ослабляться (сжиматься) сигнал, который превысил порог (Threshold)

Attack (время атаки) — параметр, устанавливающий период времени, который потребуется компрессору для полного сжатия сигнала согласно значению Ratio, сразу же после превышения сигналом заданного порогового значения (Threshold). Если атака быстрая, то транзиенты съедаются, если медленная - сохраняются

Release (время восстановления) — параметр, устанавливающий время, которое необходимо сигналу для перехода из сжатого состояния обратно в исходный несжатый сигнал. То есть, Release является противоположностью Attack. Значение Release определяет время восстановления сигнала.

Также есть и другие параметры, такие как: knee, make up gain, style, hold, lookahead, др, но о них мы поговорим позже в контексте разных видов компрессоров.

Что нам это дает на практике

При грамотной настройке компрессора это, например, помогает музыкальным инструментам звучать наиболее музыкально, естественно и разборчиво (особенно ударным, басу и вокалу).

Несмотря на все преимущества компрессоров, они могут также и напрочь испортить микс.

Довольно часто избыточное «перекомпрессирование» приводит к убийству динамики инструментов, делая звучание плоским, безжизненным и нереалистичным.

Чрезмерная компрессия какого-то одного элемента в миксе создает эффект «перетягивания внимания на себя», обесценивая другие инструменты. Например, часто такое бывает с барабанами или басом в современном рэпе или роке, когда усиленная компрессия только этих элементов затмевает все остальное. Конечно, это может быть некоторым художественным приёмом и продюсерским решением, но практика показывает, что слушателям, на самом деле, важно слышать энергичность всех элементов.

Больше советов по компрессии и сведению!

Спасибо за внимание! Если после прочтения у вас все еще осталось много вопросов или даже появились новые, то не спешите бросать профессию и уходить в IT.

Я часто провожу эфиры, вебинары и мастерклассы по написанию, сведению, продвижению и монетизации музыки.

Например, только за 2023 год я провел уже более 20 эфиров на разные темы - аудиостоки, аранжировка, звукорежиссура (в т.ч. мастеринг, компрессия и параллельная обработка)

Подписывайся на уведомления, чтобы не пропустить крутой контент!