Сразу после выступления президента в декабре по поводу подорожания яиц, многим показалось его высказывание несколько странным.
Владимир Владимирович, отвечая на вопрос, почему так сильно подорожали яйца, выдвинул одну из версий, что это из-за возросших доходов Россиян.
Потребление увеличилось в связи с реальными располагаемыми доходами населения, немножко, но все-таки доходы чуть-чуть у людей выросли. Начали больше приобретать яйцо, мясо курицы. А вовремя о том, чтобы открыть импорт, не подумали. И цены полетели.
Многие блогеры не поняли и стали смеяться на этим высказыванием. Яйца ведь не автомобили. Прямо можно подумать, не было денег на яйца. Однако, зря блогеры смеются. Сейчас я поясню, как это работает.
Я вот, например, зарабатываю сейчас весьма средне. Т.е. экономить приходится. Я могу купить меньше того же мяса в целях экономии. Но вот яйца я ем независимо от цены. Т.е. каждый месяц я съедаю одинаковое количество яиц, потому что потребности в них у меня одинаковые.
Это происходит потому, что яйца даже при максимальной цене недостаточно дорогие, чтобы на них экономить. Я не знаю более дешевого продукта, чтобы их заменить.
А вот куры несутся неравномерно, по крайней мере те, что живут частных курятниках. Осенью и зимой, когда солнце встает поздно, деревенские куры несутся на много меньше. Раньше цена поднималась на 20-30%, и этого было достаточно, чтобы люди покупали меньше яиц. Т.е. меньше покупали самые бедные и экономные, а большинство людей покупали яйца точно так же. А теперь представим, что совсем бедных и экономных стало мало. Яйца подорожали на 20% – а их все равно покупают почти так же, как и раньше. И только при росте более 60% ситуация стабилизировалась. Обратите внимание, что в богатых регионах, в Москве и на Дальнем Востоке, рост цен превысил 100%.
Яйца – товар сезонный, однако спрос на него постоянный. И чем яйца доступнее, тем сильнее должна гулять цена между минимумом в разгар сезона и максимумом при дефиците. Никого же не удивляет, что клубника дорожает в несколько раз в зависимости от времени года? А вот изменения цен на яйца удивляют из-за того, что куры несут яйца круглый год. Да, круглый год, но не совсем равномерно. Но, в отличие от клубники, яйца и потребляются круглый год, отказаться от них труднее, чем от клубники. Так что все логично.
Вот и получается, что люди стали есть больше яиц, но не вообще, а это касается именно зимних месяцев, т.е. потребление стало более равномерным и независящим от времени года. В благоприятные месяцы люди и раньше потребляли яйца максимально, столько, сколько хотели. А если потребление выровнялось и перестало зависеть от времени года, то и получилось, что в месяцы минимального предложения возникла ситуация деффцита.
Несмотря на то, что данная версия вполне логична, это не означает, что она верна. Могут быть и другие причины.