Мнение о фильме Михаила Локшина "Мастер и Маргарита".
Книга «Мастер и Маргарита» лет сорок назад оказалась в нужное время и в нужном месте, и ее прочли буквально. Но с годами ситуация меняется, многое в тексте понятно только тем, кто жил при социализме. Поэтому вполне осмыслена сама идея снять кино по мотивам книги, способное привлечь к ней внимание и тех поколений, которые ее читали «по диагонали» или не читали вообще, хотя бы потому что их пытались заставить читать ее в школе.
Что может заинтересовать в «МиМ» людей, не заставших описанные в ней реалии? Наверное, мистика. Вполне понятна идея авторов фильма снять что-то вроде «Мастера и Воланда», т.е. истории про то, как власть обижает гениального писателя, а Воланд ему помогает. В целом, эта задумка удалась, но есть один существенный минус.
В фильме совсем не объясняется, а почему Воланд помогает Мастеру. Ради книги, в которой написано, что люди сами по себе добрые, хотя не ведают, что творят, а плохими их делает власть? Эта нехитрая мысль может стать откровением для Воланда? В книге, которую пишет Мастер, Воланд представлен с достаточно положительной стороны. Но разве Воланд, а мы примерно знаем, какую могущественную силу он представляет, нуждается в рекламе со стороны смертных писателей?
По сути режиссер Михаил Локшин снимает вместо "Мастера и Маргариты" «Серебреные коньки-2», историю про любовников и их загадочного знакомца. В первых «Коньках» этим загадочным персонажем был какой-то анархист, которого играл Юра Борисов, теперь им стал сам Воланд. Борисову тоже нашлось место в «МиМ», он стал голосом кота Бегемота, если это кот. В «Коньках» сожгли корабль, в «МиМ» целый огромный город..Примерно понятно, что будет гореть в следующем фильме Локшина. Но это только предположение.
Выбор исполнителей на три главных роли тоже весьма спорен. «Мастерство» Цыганова обсуждать не хочется, Воланд из Германии не портит обедни, хотя присутствие на обеднях – это не его конек, Снигирь сыграла Маргариту, но не в этом фильме. В «За нас с вами» ее роль тоже во многом связана с Мастером, его арестом, рукописью. Но там она играет любящую дочь Мастера, и в эпизодах после ареста Мастера смотрится намного убедительней. Хотя под конец и совершенно забывает про рукопись. Сама роль тоже странновата, Маргарита у Локшина одержима уходом, но это не уход к Мастеру или за Мастером, а из жизни.
Удалось ли при помощи фильма «популяризировать» книгу среди молодежи судить сложно. Есть опасения, что «юные зрители» заблудятся в описаниях нюансов доносительства в творческой среди и сольются до вполне себе занятной второй части фильма. Вообще напрашивается немного иная логика монтаж снятого материала. Нечто среднее между «Библиотекарям» Елизарова и «Ромео и Джульеттой». Две группировки (Майгель и Воланд) борются за артефакт, недописанную книгу Мастера. От которой зависят судьбы мира, потому что писанные в ней события сбываются. А на фоне этой борьбы разгорается роман Мастера и Маргариты, которые вроде бы должны быть по разные стороны баррикад...
Авторы фильма выбрали другой путь, он тоже привел к интересным результатам. Познакомиться с ними можно,посмотрев фильм.