4,8K подписчиков

Мифы и легенды Хамар-Дабана в исполнении неопытных туристов

Дело было на Байкале, на трекинговом маршруте от Слюдянки до Пика Черского, того что в массиве Хамар-Дабан. Надо сказать, что на Байкале много мест, которым предписываются мистические свойства и которые имеют религиозную и мифологическую значимость. Вот это место было одним из них. Что там с ним связано – не знаю, но как потом оказалось – многое.

Что такое трекинг, я тогда не знал, как и не знал этого мой лучший друг, который планировал наше активное путешествие на основании отзывов в интернете, без резервных дней и даже резервных часов. С нами в самый последний момент оказалась новая девушка моего друга, которая прежде ездила в путешествия только в пляжно-тюленьем формате. Общий вес груза достигал 60 кг, разложенных в основном на два рюкзака.

Дело было на Байкале, на трекинговом маршруте от Слюдянки до Пика Черского, того что в массиве Хамар-Дабан.

Мы с другом быстро поняли, что идти с такими рюкзаками по круглым камням вдоль русла горной реки по жаре в +35 и переходить по камушкам и брёвнышкам эту бурлящую реку через каждые 500-1000 метров – это плохо. Результатом стало отставание на целый час от графика, которым «ходят все», убивание себя (меня особенно) в хлам.

Дело было на Байкале, на трекинговом маршруте от Слюдянки до Пика Черского, того что в массиве Хамар-Дабан.-2

Итак, отстав от «графика» и пройдя две трети пути по ущелью, мы, к собственному удивлению, вышли к «изба-хаусу» с магазином и прочими минимальными благами цивилизации. Там мы оставили консервы и прочее и пошли, взяв только по палатке, спальники и минимум еды. Так оказалось гораздо легче и веселее, появилась надежда дойти до цели. Правда, было потеряно еще три часа на сидение на бревне и поедание попутчиками каких-то блинчиков. Но цель была близка и решимость огромна, так что мы бодро выдвинулись на финальный этап, чтобы быстрее выйти из ущелья. Все было замечательно, ноги шли сами, по уже менее частым камушкам прыгалось как горным козлам, но тут пошёл дождь.

Сначала было приятно, спала жара, потом мокро, потом очень мокро, а дальше началась полная жесть, такого дождя я никогда не видел. Но мы шли как «посуда вперёд и вперёд», стемнело, река вышла из берегов, но мы были уже на нужной нам стороне. Вода лилась из рюкзаков, но это было тоже ерунда, уже скоро, ну вот скоро мы должны выйти на просторы. Селевые потоки стекали с сопок под ноги, но это было тоже ерунда, вот-вот-вот, сейчас мы «порвём» это мерзкое ущелье! Было тепло, так что полная промокшесть не пугала, спать мы уже не собирались. Но тут дорогу преградил «плёвый» такой глинистый подъемчик, по которому текли потоки. С третьего раза мы почти на него залезли, скатываясь вниз по грязи. Но тут почему-то часть «уступчика» обвалилась, накрыв нас кубометром-другим грязи. Грязь была везде, в карманах, в ушах, как позже оказалось и в трусах.
Надо было ставить палатку и завязывать с этим. Поискав поблизости ровное место, обнаружили площадку достаточного размера, хоть и под наклоном градусов в 30. Главное, что там росли деревья, была какая-то трава, и не текли реки грязи.

План был такой: раз мы все в дерьме по самые уши, и рюкзаки тоже, то поставить сначала мою палатку, там внутри попытаться вытащить из рюкзака друга теоретически чистые вещи и не загадить его палатку, и туда залезть. Т.к. был дождь, и было все равно, мы сняли ботинки, и все остальное вообще, бросили все это на траву – хуже не будет, может даже отмоется, девушку тоже раздели до нижнего белья, поставили ее под дерево, где она обтекала не такими сильными потоками воды, а сами приступили. Друг друга нам было нечего стесняться, а ее уже просто из-за ситуации.
Достали мою грязную палатку, и тут дождь закончился вообще. Абсолютно. Вышла такая яркая полная Луна. Класс. Но тут сразу из травы послышалось нарастающее жужжание всех типов, и что-то стало нас, таких голеньких и мокреньких, кусать за все места сразу. Цель поменялась на быстрее поставить палатку, чтобы «это» нас не зажрало. Девушку, которая и так стояла как вкопанная, заставили вообще не двигаться, чтобы «это» ее не заметило. Процесс проходил примерно так. Пять секунд мы делаем очередную операцию с палаткой, потом катаемся спинами по траве, потом бежим в сторону, там друг друга стучим по всем недосягаемым самостоятельно местам. Потом бежим обратно и повторяем цикл. Иногда с разбега стучались спинами, иногда хлестали чем-то, иногда кувыркались. Заметили внизу по склону свет фонариков и услышали матюги, решили, что кому-то тоже повезло. В итоге поставили и одну и вторую палатку, закинули туда мокрые спальники и собственно всё… Опять пошел дождь и снова начались выяснения отношений. Но с утра, проведя в итоге ночь каждый в своей палатке, не общаясь, надели отмокшие за ночь шмотки и быстро пошли обратно в «изба-хаус». Вышло Солнышко, было хорошо, шли быстро и легко, и пришли очень быстро.
В этом «изба-хаусе» была беседка, прямо как в детском саду, там сидели трое. Два молодых мужика нашего возраста и такая же дама. Вид был у них утомлённо-замучено-расслабленный, они пили местный самодельный напиток и «втыкали». Судя по состоянию, «втыкали» они уже часа два-три. Я сразу зашел в беседку и сел на скамейку, чтобы мой друг, а не я, остался на улице и сидел где хочет, ибо рядом находиться мы уже не могли. Ребята оказались из Екатеринбурга, и они тоже шли с Хамар-Дабана. Спросили нас, откуда мы, дошли ли мы. Узнали, что мы не дошли, сказали, что они тоже, и мы поняли, что это они шли по берегу реки тогда с фонариками и матюгами. Они развернулись обратно в ночи и пришли на пару часов раньше нас, шедших утречком. Дальше примерный диалог, который перемежался питиём напитка, который и я пил, ибо было всё равно, и понятно, что сегодня мы ночуем тут:
- Да, не пускает нас Хамар-Дабан... не пускает...
- И не говорите, пипец… (бульк)
- Вот говорили же люди, мистическое место.. 

- Да уж, а что именно?
- А вы вчера дождь застали?
- Еще как, не то слово, пипец…
- Вот прям это необычный дождь, мистический, это все силы природы ополчились против нас, тут такое говорят бывает… не хочет нас пускать к себе Хамар-Дабан.. и правильно! (бульк)
- А что так? (бульк)
- Да то что было вчера – это борьба стихий и духов. Видели реку? Вот это вода борется с камнями, Ветер борется с водой…
- Да уж, похоже…
- Вообще туда ходить не надо, сильное и плохое место. Повезло вам, что вы там не были.
-(бульк)???
-Там ТАКОЕ, там раз в двенадцать лет, силы природы из мира духов персонифицировано проявляются в этом мире. Вот никогда бы не поверила бы раньше в такое (говорила почти все дама).
- И вот это, что было с природой, это отражение в нашем мире борьбы двух сущностей. Это две противоборствующие стороны ведут вечный бой от начала до конца времен. Вот мы зря пошли сквозь защитную стену Хамар-Дабана, ой зря, хорошо, что вы не пошли…
- ????
- Идем мы сквозь эту круговерть сил природы и вдруг раз, и закончилась преграда, и другой мир, не наш, потусторонний. Страшный… (бульк бульк бульк)

-(бульк) ????
- там такое !!! идем и видим, что открылся как бы портал, прямо в воздухе, а там неземной лунный свет и другой мир. Тайный мир Хамар-Дабана, тот самый, запретный, не для мира живых…
- (бульк бульк бульк)
- И там в этом портале персонификации сил природы. Стоит там священное дерево, а под ним САМА мать Хамар-Дабана, стоит как каменная, мёртвая и смотрит… А на кого она посмотрит, тот обратится зверем или птицей и будет до конца времен участвовать в извечной битве на той или иной стороне. Огромная такая стоит в свете Луны, и смотрит… А в портале два брата великана ведут борьбу. Один светлый, другой темный. И ведут они вечный бой и мистический завораживающий танец силы. То один о землю ударится и обратится в волка, то другой покрутится и превратится в черную тень. И так они кружат там в завораживающем танце и то сходятся, то расходятся и гром гремит когда они друг друга бьют. И вокруг тени пляшут и тоже извиваются и то вырастают да небес, то растворяются в пространстве и времени. А мать их – мать духов Хамар-Дабана, она беспристрастна, стоит тоже голая как статуя и не может выбрать победителя. А они еще вот, то один другого догоняет и хлопает его по спине, то другой его догоняет и тоже хлопает по спине... обряд древний такой. Древний как сам Хамар-Дабан. Так и ведут извечный танец, который не для мира живых, и вот как мы чудом выбрались от туда, и не увидела нас Мать… Вот как вам повезло – сами не понимаете. А то были бы вы сейчас среди мира духов и бегали бы вслед за братьями-великанами духами силы.

Я в это время как раз пил напиток и у меня уже начались судороги. Рассказывала все дама, парни почти молчали и кивали. И тут один добавляет:
- Да, да, да борьба вечная, туда-сюда качается маятник и еще… по Ж.ПАМ друг друга хлопают...
У меня на лице и раньше начала расцветать мерзкая улыбочка, а тут я поперхнулся и начал ржать. Друг мой, который сидел снаружи и тоже слушал – тоже, его девушка вообще дрыгала ногами и задыхалась от приступов смеха.
- Смешно вам, придурки? Вот не смешно ни х.я, сами бы увидели, сейчас сидели бы тут если бы повезло как нам, и втыкали бы не по-децки. Вот, смотрите, видите, у меня вообще, похоже, локон волос поседел. Дебилы московские, вам бы только ржать. Люди вам дело говорят, по-человечески за вас радуются, а вам все бы поржать… козлы.
Ржач не унимался.
- Да я инженер, у меня два высших технических, стала бы я всякую х.ню тут говорить. Сама бы в жизнь не поверила легендам, но тут… вам не понять, кто этого не видел, кто не прикоснулся к потустороннему миру, тому не понять. Даже понимаю вас, звучит конечно мистически, но… (бульк) тут не зря все-таки места силы. Ой не зря…Про то, что это было, объяснять было бесполезно и почему-то и не хотелось, было и так весело)))
Ну вроде бы и все. Дальше было много чего другого в том злобном путешествии, но...
Уже дней через 12, на Ольхоне, вместе со случайной попутчицей, с которой в итоге и жил неделю вдвоем (в разных палатках, но рядом и в паре-тройке км в обе стороны одни), мы во время какой-то вылазки, в Хужире вечерком встретили ее попутчиков, с которыми она ехала на Байкал в поезде. Мы зависли в каком-то стилизованном под шатер питейном заведении. Ребята были странные, пять человек, все врачи лет 30-35, из одной больницы. Они были на Ольхоне уже больше недели, но так и ни разу не ходили дальше этого заведения. Только «отельчик», шатёр и по кругу. Даже не ходили на Шаманку (скала у берега, визитная карточка Байкала, которая там в этом Хужире). Только бухали. И вообще люди со свойственной им по профессии циничностью и прямотой. Зашла речь про что кто где и как:
- Где был тут?
- Ну долгая история, много в итоге где но не так как хотел.. сначала Хамар-Дабан был…
- Хамар-Дабан????!!!??? Ты охерел что ли?? Это вообще ёб.нутое место, там такой пипец, тут вообще сплошной пипец на этом Байкале. Тут сплошные грёбанные места силы, чтоб их. Вот эта Шаманка тоже блин «место силы», ну его на... А Хамар-Дабан твой – это вообще попа.
- ????????
- Там легенда даже есть про духов этих, они там вообще, Там мать есть их Хамар-Дабанская мертвая голая, и там (дальше краткий пересказ со слегка измененными деталями)
Я офигел, я уж и забыл про это тогда. И тут в другом месте другие люди мне это самое говорят, пусть в немного измененной версии. Спрашиваю, уже озадаченный:
- И откуда знаете?
- Да это все похоже кроме тебя знают, вот люди даже говорили. Мы с ними на вокзале в баре сидели. Они это все своими глазами видели, говорю тебе, как психиатр, не врут, точно видели.
- Что за люди такие ????
- Да нормальные, вменяемые люди, из Екатеринбурга…
- Да блин, да вы что, это я был там, и друг мой, и баба его, палатку ставили мы. А эти инженеры хреновы там мимо проходили.
- Ага! и ты себя считаешь великаном и воплощением сил природы, а Архангелом Михаилом ты себя не считаешь? Вот знаешь, советую как специалист-психиатр, ты завязывай с тем, что ты там употребляешь!
Вот собственно и вся история. Если в какой-то московской больнице, вам что-то скажут про Хамар-Дабан, или в Екатеринбурге (не знаю где там) услышите это, то улыбнитесь.

Матвей Онуфриев