Согласно психологическому словарю, агрессия - это действие или поведение, которое выражается во враждебном отношении или поступках к живым существам или предметам. Безусловно, ребенок уже рождается со своим типом темперамента. Так, например, агрессия холерика будет выражаться более бурной, чем у флегматичного ребенка, но корректировать поведение, и предотвратить развитие агрессивного поведения возможно.
Что же вызывает агрессию чаще всего?
- Когда невозможно сделать то, что хочется ребенку именно сейчас.
- Когда ребенку страшно или тревожно. Агрессия в этом случае служит защитной реакцией.
- Когда хочется сделать именно самому, не прибегая к помощи сверстников и взрослых.
- Ссоры, конфликты внутри семьи, и один из родителей выступает в роли агрессора, провоцируя скандалы.
Развитие агрессии у детей соответственно возрасту
Агрессия у детей до 2 лет чаще всего выражается пассивно, и не направлена конкретно на кого-то, или на что-либо.
К 2 годам малыш уже вполне может ударить рукой, или пнуть обидчика, может даже укусить. Большинство этих действий выполняется малышом для самоутверждения или самозащиты. В этом возрасте силен пример подражания, каждое действия родителя, которого малыш считает главным, копируется. И если мама позволяет себе кричать на ребенка, (и не только), и даже шлепнуть, то с большей вероятностью ребенок будет воспринимать такое поведение, как норму.
К 3 годам дети чаще всего выражают агрессию к другим малышам при попытке занять их место на качелях, карусели, горке, делят игрушки, то есть для устранения конкуренции в своем окружении. Малыши кусаются, бросаются игрушками, активно дерутся. Силовой метод в разрешении данной ситуации здесь неприменим. В таком случае агрессия будет направлена и на взрослых тоже, которых ребенок станет считать врагами. Лучшим выходом будет переключить внимание малыша на другие предметы, либо устранить раздражающий фактор.
К 4 годам как правило завершается кризис 3 лет, ребенок уже активно разговаривает, может связно изложить, чего бы он хотел. Но восприятия себя, как главного члена семьи, или лидера в детском коллективе, не дает согласиться с чужим мнением, отличающегося от их собственного. В этом возрасте ребенку можно объяснить, что правильно, а что нет, он способен мыслить логически.
К 5-6 годам агрессивный ребенок уже обладает достаточной силой, чтобы постоять за себя, и в меру возраста развитым интеллектом, чтобы придумать прозвища, или обозвать обидчика.
К 7 годам ребенок уже активно участвует в социальной жизни, и ко всему вышеперечисленному могут добавиться пассивные формы агрессии, такие как молчание, или игнорирование. Всеми доступными к этому возрасту способами ребенок пытается защитить свои интересы.
Лечение агрессии
Чем раньше родители увидят и поймут, что их ребенок агрессивен, то есть немотивированно жесток, излишне обидчив, везде и всегда стремится доказать свою правоту, не идет на компромисс, тем быстрее и легче пройдет устранение этой проблемы. У агрессивных детей хуже происходит адаптация в новом детском коллективе. Требования педагогов и тренеров кажутся непомерно высокими, невозможность исполнения требуемого, опять вызывает агрессию. Чаще всего родители начинают бить тревогу, когда на их детей начинают жаловаться другие родители, либо лица занятые воспитанием их чад.
Лечение агрессии комплексное, и включает такие способы как:
- Установление оптимального режима дня ребенка, в котором физические нагрузки сочетаются с отдыхом в достаточном объеме.
- Соблюдение специальной диеты, богатой витаминами и минералами. Особую роль на нервную систему оказывает магний (Mg).
- Исключение по возможности заведомо провоцирующие агрессию факторы, (общение с такими же агрессивными сверстниками, драку за одну игрушку, ситуацию, которая не нравится ребенку)
- Контроль эмоций и слов самими родителями. Если мама сама приходит в ярость при проявлении ребенком непослушания, то ей необходимо самой успокоиться, ровно дышать и сосчитать до 10.
- Установить эмоциональную связь с ребенком, чтобы по приходу его из детских учреждений, или с прогулки, ему самому хотелось поделиться своими эмоциями, проблемами и страхами. Когда ребенок выскажется, ему самому станет легче, а выход из проблемной ситуации, найденный вместе успокоит малыша и сделает его увереннее.
- Посещение малышом спортивных секций, в которых воспитывают дисциплину, волевые качества, и можно сбросить излишнее напряжение. Например, восточные единоборства, либо футбол или легкая атлетика.
- Никакого физического насилия. Даже, кажущие безобидными шлепки воспринимаются ребенком, как крайняя степень наказания, и могут вызвать в малыше утрату доверия, и возникновение ненависти. Замените мультфильмы, в которых показаны агрессивные сцены. Как правило, это мультфильмы иностранного происхождения на старые добрые советские мультфильмы, либо на современные, но российского происхождения.
- Занимательные сценарии, запоминающиеся герои, яркие картинки вот, что нужно для маленьких, только что начинающих познавать мир человечков. Главное, что необходимо донести до малыша, что добро всегда побеждает зло. А добрым человеком быть лучше, чем злым.
Если следовать этим нехитрым рекомендациям, то на первой неделе будут заметны первые результаты. И ребенок, напоминающий Кая, заколдованного сказочной Снежной Королевой, понемногу опять превратится в доброго ласкового малыша.