В своей работе «Печаль и меланхолия» Фрейд описывает работу печали, свойственную каждому человеку.
«Печаль – это, как правило, реакция на потерю любимого человека или занявшей его место абстракции, как-то: родины, свободы, идеала и т.п.» («Печаль и меланхолия», З. Фрейд, 1917).
Однако, когда печаль становится патологической, можно говорить о депрессии или меланхолии, как писал Фрейд. В случае меланхолии человек не может осознать, что именно он потерял. Потому что с потерей объекта он теряет часть своего Я. Происходит оскуднение Я, оно становится пустым и жалким. Можно говорить о том, что утрата объекта превратилась в утрату Я.
Меланхолия сопровождается оттоком либидо от Я, который выражается в утрате способности любить, нарушении чувства собственной значимости, потере способности выбирать какой-либо новый объект любви.
Самообвинения сопровождают меланхолию, становясь патологическими. Однако Фрейд говорит о том, что на самом деле они направлены на покинувший субъекта объект. Это происходит потому, что утраченный объект интроецируется в Я и становится его частью. Поэтому садистические тенденции, адресованные объекту, субъект направляет на самого себя. Отсюда суицидальное поведение и стремление к самоуничтожению. Таким образом субъект наказывает объект, который является причиной его состояния.
Интропсихический конфликт в данном случае заключается в расщеплении Я на две части: собственно Я и Я, идентифицированное с интроецированным объектом. Одно из которых постоянно критикует другое.
Понимание этого конфликта важно в работе психоаналитика для правильных интерпретаций материала анализанта, агрессия которого может направляться на аналитика, как на образ утраченного объекта.
Жан Мишель Кинодо в своей книге «Приручение одиночества» приводит клинические примеры из своей практики, в которых пациенты, тяжело переживавшие перерывы между сессиями, после его интерпретаций относительно их агрессии, направленной на него, как интроекцию утраченного объекта в переносе, не только положительно реагировали на его слова, но и приходили к осознанию своей привязанности и ненависти по отношению к своему аналитику, выраженной в агрессии, обращенной против себя.