Венера Урбинская (it. La Venere di Urbino) 1538г., одна из главных шедевров художника Тициано Вечеллио.
Картина написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II Делла Ровере (Guidobaldo II Della Rovere) на свадьбу с молодой Джулией Да Варано (Giulia da Varano). Существует несколько версий кто изображен на самой картине. Лицо принадлежит Джулии, но тело "слишком идеальное и взрослое, как у Богини Венеры", так как сама девушка на момент написания картины была очень юной. Возможно изображена любовница герцога, а возможно и его мать.
Платье, которое несет на плече горничная на фоне имеет цвета, принадлежащие Дому Ровере: голубой и золотой. Это может означать, что Венера едва получила право носить цвета этого Дома, потому что только стала частью их семьи.
По мнению многих историков, эта картина - аллегория брака и каждая фигура является частью тонкой игры символизмов и аллюзий. Изображать жену как Венеру, богиню любви и красоты, означает, что брак должен быть счастливым, а жена должна быть красивой, чувствительной и верной. Венера на этой картине уверена в себе, потому как зазывает взглядом наблюдателя за картиной, которым предположительно был ее муж.
Собачка в ее ногах спокойно спит - это символизирует о верности и сохранении очага внутри дома, без посторонних людей.
Девушка изображена голой и лежит в открытой позе с жемчужной серьгой и на белых простынях, что означает верность и чистоту. То, что она изображена в закрытом помещении, в стенах дома, так же говорит о ее преданности мужу.
Но розы в ее руке символизируют красоту и молодость, которая со временем увядает. Поэтому супруги не должны забывать о семейной жизни и продолжении рода.
На эту цель так же намекает и ребенок на заднем фоне.
Текст переведен и адаптирован из книги Rossana Andriuzzi "L'italiano dell'arte"