Для получения любой медицинской помощи – аппоинтмент – договоренность о визите должна быть задолго до визита. Можно вылечить бесплатно практически все, но если у вас срочно заболел глаз, то сначала запишитесь к терапевту, дождитесь пару недель, пройдите все тесты, результаты придут к доктору, и вы никогда о них больше ничего не узнаете. Потом вас запишут к узкому специалисту, опять ждать пару недель.
За это время глаз восстановлению уже не подлежит. В Канаде нет возможности прийти в больницу и лечить только глаз. Нет никакой альтернативы в виде, например, пусть платной медицины. Только подобие наших поликлиник и терапевтов в самом плохом варианте. В этом конкретном случае меня спасли привезенные из дома таблетки и глазные капли.
Если вам действительно плохо, мой совет, вызывайте великолепную Скорую Помощь (на канадском диалекте – Эмердженси), которая приедет действительно скоро, вся в огнях и сиренах, раздвигая машины на трассах, полная оборудования для возвращения к жизни даже египетской мумии. Не всегда, правда, быстро полегчает – за каждый приезд придется выложить 475 канадских денег, что ощутимо бьет по бюджету.
И еще, к приезду Скорой надо готовиться внимательно и сосредоточенно, не забыть телефон, кошелек, не отвлекаясь на всякие мелочи, например, перитонит… Был случай зимой с соседом-пенсионером – он не стал экономить на своем здоровье, вызвал Скорую со своим гипертоническим кризом. Бригада приехала быстро, увезла его в госпиталь.
Пока везли – оживили напрочь, что доктора удивились, чего возят к нам здоровых людей?! Осмотрели на всякий случай и в 10 вечера выставили за двери. Напоминаю, дело было канадской зимой. Человек, подмышку со своей гипертонией, практически в чем мать родила, то есть, в пижаме и домашних шлепанцах под утро дотопал по снегу больше 3 километров, потому что телефон и кошелек в спешке забыл дома – Скорая была очень скорой…
После операций, даже очень сложных – например, удаление части легкого со взломом ребер – выписка уже на третий день. За время лежания там вряд ли можно увидеть хоть один раз влажную уборку пола и пережить смену постельного белья. Как внесли будущего здорового человека на простынях, со следами борьбы за жизнь, так на них и отправляют вниз, где перегружают в машину вызванного друга, а если некому забрать, то придется вызывать такси, только быстро, пока не выставили и пока еще действует морфин.
Статистика неумолимо твердит о том, что канадцы живут дольше россиян. Да, это скорее всего, так, но что учитывает статистика? Активную жизнь или вегетативную? Тогда, что есть жизнь? Например, никто не хочет «доживать», все хотим реально ЖИТЬ до последнего дня, бегать своими ногами, заботиться не только о себе, но и о своих родных – найдите нашу бабушку, чтобы не пекла пирожков к приходу внуков, уже и ходит с трудом, а все думает, как ей угостить.
В Канаде своих бабушек (и дедушек, конечно) массово-поголовно сдают в симпатичные чистые и оборудованные дома престарелых. Вот там они и доживают. Мне приходилось бывать в таких домах, навещать знакомых. Картина мягко говоря, грустная. Больше половины жителей таких домов забыты родней, страдают депрессиями, многие сходят с ума.
Если пожилой человек слег, его овощную жизнь будут поддерживать прогрессивным оборудованием. Пребывание в таких домах платное, чем дольше происходит биение сердца в теле – тем дольше идет финансирование… у меня опять нет комментариев, простите.
Дом престарелых в городке Лундар на снимке.
Жизнь докторов тоже не намного слаще. Знакомый доктор-анестезиолог-реаниматолог дежурит в больнице по 2-3 суток, спит-ест там же, не сходя с поста, докторов-то не хватает. К слову, он, немец, приехал 20 лет назад из Южной Африки, с врачебным дипломом Южной же Африки.
Доказывать, что он достоин лечить канадцев ему пришлось 5 лет, практически переучиваться тому же самому, чему учился 7 лет на родине, только теперь – в канадском университете. Теперь все вроде бы хорошо, работы у него, как вы уже поняли, хоть отбавляй. Берет внеурочные, пашет и… вот ведь незадача – зарабатывает! На конец года выходит приличная сумма, из которой государство забирает 52% подоходного налога, который можно частично вернуть (как у нас по покупке квартиры), но, конечно, не весь... и набегаешься при этом.
Но про это подробнее в главе про налоги.
Дантисты – это отдельная каста разбалованных миллионеров от здравоохранения. Километровые очереди, многолетние ожидания аппоинтментов и сто-пятьсот-тысячные счета и заработки – это все о том же. Красноречивый факт, что все наши соотечественники лечат зубы в России, когда домой ездят. Качество работ канадских дантистов отнюдь не тянет на те суммы, которые приходится выкладывать. Один знакомый делал частичный протез верхней челюсти, оплатил больше полутора тысяч денег, протез поломался ровно за два дня до окончания гарантии.Починили бесплатно по гарантии. Через полгода опять сломался, но чинить нужно было уже за деньги… Когда он сделал вместо этого протеза новый в России, заплатил в пересчете на канадские рубли всего двести пятьдесят и носит его уже больше четырех лет. По качеству, кстати, русский протез оказался гораздо более комфортным и легким.
Ах да, забыла упомянуть, что деньги, оплаченные канадским дантистам можно предъявить для уменьшения налогооблагаемой базы за год, но это так, к слову пришлось.
Еще один случай с другим знакомым, небедным человеком, у которого поначалу были проблемы с зубами. Так как он считал, во-первых, что 80 лет – это еще не возраст для вставной челюсти и во-вторых, 100 000 канадских денег на здоровье – не деньги, может себе позволить. Так если до того это были проблемы с зубами, то стали проблемы без зубов.
Протезист, предчувствуя легкую добычу, убедил его вживить штифты и повыдергивал остатки руин и стал приспосабливать свои железные шурупы. Теперь наш знакомый страдает третий год, проклинает тот день, когда он сел за руль этого пылесоса в кресло этого специалиста.
В первый год жестче йогурта он не ел ничего от слова «совсем». Во второй год, когда истерзанный рот стал заживать, и мечта жевать ожила, обнаружилось, что шурупы ввинчены под неправильным углом и зубы при желании жевания друг на друга не попадают. И пошел второй круг зубного ада, с выкручиванием и вкручиванием вновь.
Из всех докторов Канады я все-таки попала к одному, к платному, это был остеопат. Жгучий мексиканец, сверкал глазами, выворачивал мне плечи, разглагольствовал о достижениях медицины. Спину за отведенный срок он мне так и не поправил, зато его ассистентка потом звонила каждую неделю, приглашала на новые сеансы.
Спасение утопающих знаете, чьих рук дело… сама себе спину и вылечила нашими русскими иголками иппликатора Кузнецова. Вы уже поняли, очень выручает наших людей там – это то, что каждая русская женщина имеет домашнее неоконченное высшее медицинское образование. И еще, привезенные из дома русские лекарства.
Дверь кабинета, за которой находится тот, кто за все это великолепие отвечает, Министр Здравоохранения, Молодости и Пожилого возраста (в Правительстве Манитобы)
_____________________________________________________________ *
- не знаю, почему, наверное, чтобы труднее было манипулировать с морфином, медицинские сестры постоянно в ротации между госпиталями (больницами). Они работают 8-12 часов в смену и за время этой смены реально сменяют пару-тройку больниц.
Переезжают с места на место, распространяя заботу, больничные инфекции и медицинские ошибки (информация о пациенте передается в письменном виде: сделала инъекцию или дала таблетку – отметь на стенде. Нет отметки – нет таблетки. А бывает, что таблетка дана, а на стенде не отмечено. И тогда следующая ответственная медсестра дает эту таблетку вновь… Один знакомый так потерял жену… медсестра не отметила, что сделала укол, вторая инъекция оказалась летальной)...