Сегодня понятие финансовой свободы обретает новую форму, которая выражается в самой возможности воспользоваться своими деньгами. Для современного человека актуален вопрос о том, свободен ли он использовать то, что зарабатывал и накапливал ранее. Пример с золотовалютным резервом РФ наглядно показывает, что ограничения на собственные же накопления могут быть наложены на любого субъекта. И, следовательно, он не может быть свободным в привычном ключе, даже с накопленным богатством.
Ранее сложно было представить ситуацию, в которой 140 млн человек одной страны, проживающих по всему миру, не смогут воспользоваться привычной финансовой системой за пределами своей страны, а те, кто предпочитал хранить капиталы в странах со стабильной и крепкой экономикой, и вовсе лишатся доступа к своим сбережениям. Те, кто хотел продолжать свой привычный образ жизни, вынуждены были выбирать между экономической свободой и свободой своего мировоззрения (социально-политических взглядов, свободой совести); таким образом, финансовая свобода вошла в противоречие с другими аспектами свободы человека. В этом ключе становится актуальным вопрос переоценки понятия свободы как таковой (в ее связи с детерминизмом, ответственностью и необходимостью), а также – вопрос о сущности “свободных денег”, о взаимосвязи феномена свободы с феноменом денег.
Право на свободу и личную неприкосновенность – одно из фундаментальных прав человека. Говоря об абстрактном понятии свободы, обосновывая его важность для нашего современника, мы конкретизируем формы и проявления свободы, которые являются для него, на наш взгляд, наиболее важными. Так, в информационную эпоху чрезвычайно важна свобода информации (доступа к ней и ее распространения); кроме того, важна свобода общения – как опосредованного информационной средой (интернет-общения), так и непосредственного живого общения. Наконец, в глобальном современном мире одной из наиболее важных свобод является свобода передвижения, выбора места жительства. Актуальность названных свобод связана с тем, что они являются фундаментом других свобод и возможностей: так, речь идет о доступе к образованию и другим социальным лифтам, свободе формирования собственной ценностно-мировоззренческой системы (что, в свою очередь, связано со свободой совести), свободе социальных взаимодействий и участия в общественной жизни, а также многих других конкретных проявлениях свободы. С точки зрения психологии, информационная свобода, свобода общения и свобода передвижения дают нашему современнику возможность для развития, самоактуализации и самореализации.
В данной статье мы поднимаем тему свободы двойственно, диалектически: во взаимодействии аспектов свободы и необходимости, свободы и ответственности, свободы и детерминизма. Дилемму свободы и детерминизма Д.А.Леонтьев [1] поднимает в философско-историческом ключе, подчеркивая при этом, что содержание понятий свободы и детерминизма менялось на протяжении веков. “Исторически первой версией детерминизма было представление о судьбе, роке, божественном предначертании. Соответственно проблема свободы в философии и теологии вставала в связи с проблемами воли (“свобода воли”) и выбора (“свобода выбора”). С одной стороны, понятие божественного предначертания не оставляло места индивидуальной свободе, с другой – тезис о богоподобии человека, его божественной природе (“по образу и подобию”) предполагал возможность человека влиять на свою судьбу” [1, с. 16]. В XIX-ХХ веках проблема свободы и детерминизма поднималась в контексте детерминации поведения и выбора человека объективными условиями его существования (например, экономическими условиями), его окружением. У Ж.-П.Сартра свобода человека была рассмотрена, скорее, в негативном ключе: в связи с его “заброшенностью” в этот мир, отсутствием детерминизма и божественного плана (что вызывало, в частности, чувство одиночества и другие, преимущественно отрицательные, чувства); таким образом, в ХХ веке философский феномен свободы был психологизирован. Свобода в понимании мыслителей ХХ века представала как “бремя”, которое не каждому человеку под силу вынести; в связи с этим Э.Фромм развивал тему “бегства от свободы” [2].
Таким образом, свобода представляет сегодня психологический феномен; можно сказать, что феномен свободных денег также во многом психологический, коль скоро данный инструмент не подкреплен никаким материальным основанием. Можно сказать, что с переходом от товарных денег в фиатные (фидуциарные) деньги человечество “не успевает перестроиться” на измененный вид обеспечения этих денег. Если в товарных деньгах обеспечением был вид товара к которому были прикреплены деньги (золото,например), то фиатные деньги обеспечены верой в эмитента этих денег.
Таким образом, развитие человека, как социально-культурного существа сопровождается эволюцией в финансовых инструментах, а в частности в деньгах, в связи с чем меняется и способы владения и хранения. С развитием и переходом на цифровые технологии, а также высокой потребностью в комфорте, современный человек предпочитает выбрать ответственного хранителя его сбережений (например, в виде банковской системы). Фиатная система трансформирует в человеке некогда развитое чувство собственности на уровне физического владения в сторону активного доверителя, что является причиной изменения и в психологической настройке от “собственника” в сторону “инвестора”. Мы предлагаем понятия “психологии собственника” и “психологии инвестора”. “Психология собственника” – феномен, построенный на личном владении, физическом и интеллектуальном труде (как собственном, так и наемном), личном или коллективном; собственник заинтересован в увеличении ценности и рыночной стоимости объекта своего владения (которое представляет собой, среди прочего, средство сохранения ценности вложенного в него труда и/или капитала). Наличие фактических и потенциальных инвесторов является показателем успешности проявленных навыков собственника. “Психология инвестора” – феномен, не предполагающий личного владения, основанный на том, чтобы найти, выбрать и доверить свои капиталы собственнику (и его продукту) для эффективного сохранения и максимизации ценности своих сбережений. Инвестор также нуждается в “третьей стороне” – арбитре, способном отстоять его интересы в случае, если собственник обманет его доверие (например, не выполнив взятые на себя обязательства). Таким образом, “психология инвестора” предполагает переход от владения – к доверию. На феномене доверия строится и система фиатных денег.
В нашем понимании, свобода в контексте феномена “свободных денег” представляет собой следующее:
- возможность самостоятельно выпускать деньги каждому держателю денег (с этим связана коллективная ответственность за инфляцию или дефляцию);
- распоряжение деньгами без принуждения или внешнего воздействия;
- возможность для самих держателей выстраивать необходимую инфраструктуру для своих денег;
- прозрачный механизм и правила взаимодействия между всеми участниками (равенство принципов, подходов и возможностей)
Таким образом, мы можем заключить, что феномен свободных денег имеет глубокие философские, социально-экономические и социально-психологические основания: он строится на уважении к свободе личности, ее действий и выбора (что, в свою очередь, связано с самодетерминацией как автономией поведения человека, принятии ответственности за собственные действия и последствия своего выбора), на доверии к другому человеку и на вере в возможность кооперации и взаимопомощи (как альтернативы конкуренции).
Литература
- Леонтьев Д.А. Психология свободы. к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. – 2000. – № 1. Т.21. – С.15-25
- Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ, 2022. – 288 с.