Их предала собственная страна, потому что у них было плохое происхождение. Их родственники были убиты в лагерях. Они выжили – и получили шанс отомстить фашистам.
Войны выигрывают не только регулярные войска, но и диверсанты. Великобритания это понимала, и на каком-то этапе ей пришлось столкнуться со всей мощью нацистской Германии. Как оказалось, что британских коммандос недостаточно. Необходимо было найти какое-то революционное, эффектное решение. И именно это предложил Черчиллю новый командующий бригадой специального назначения лорд Маунтбаттен. По его словам, новых диверсантов следует набирать из стран, завоеванных Германией.
Государственная тайна
Черчилль увлекся этой идеей и 2 июля 1942 года было создано подразделение, состоящее из французских, голландских, бельгийских, норвежских, польских и югославских рот. В его состав должна была войти и загадочная рота X. Ее членов должны были набрать из числа беженцев из Германии и Австрии. Подавляющее большинство из них составляли молодые евреи. Многие из них ранее были направлены в пионерский корпус, который имел плохую репутацию и не мог принимать участие в боевых действиях. Вот как их охарактеризовали:
Рота X должна была стать секретной ударной силой Великобритании в войне против Германии . Его солдатам предстояло убивать и захватывать нацистов на поле боя. Но это не все. Их задачей было немедленно допросить пленных немцев, еще находясь под обстрелом или сразу после окончания боев.
Почти никто не знал, кем на самом деле были новобранцы. Поначалу в деле было причастно только 6 человек. Критерии приема были очень строгими. Кандидаты должны были быть физически здоровыми и сильными и в то же время достаточно решительными, чтобы идти на действительно огромный риск. Однако для еврейских беженцев, чьи родители были убиты в концлагере, это не было проблемой. Всего на призывные собрания были приглашены 350 молодых солдат. В конечном итоге отбор и базовую подготовку прошли только 87 из них.
"Сотрите им личность..."
Всем диверсантам роты X пришлось принять совершенно новые личности. Это был настоящий вызов: отречься от себя и всей своей жизни. Иногда случались необычные истории, связанные с выбором новой фамилии. Один из разведчиков использовал псевдоним, под которым снимался в массовке в фильмах. Другой позаимствовал его у любимого учителя. Еще один, понятия не имея, «назвал себя» Энсоном — потому что услышал, как неподалеку пролетает самолет «Авро Энсон». Некоторых «просили» выбрать другую фамилию, потому что они даже не могли правильно произнести ту, которую выбрали, на английском.
Для некоторых призывников необходимость «избавиться» от своей личности была трагедией, ведь на этом этапе войны многие из них уже потеряли своих близких. Их имена были последним, что связывало их с прежней жизнью. Кроме того, более религиозные еврейские диверсанты должны были принять во внимание, что они не смогут отмечать праздники. Вместо этого они будут выполнять боевые задачи и есть некошерную пищу.
Те, у кого остались фотографии или документы, содержащие их настоящее имя, были обязаны уничтожить их. Им также запретили вести дневники. Многим новобранцам поначалу было трудно вспомнить себя и выдуманную биографию. Поэтому даже между собой будущие спецназовцы избегали разговоров о своей предыдущей жизни, чтобы никто не смог ничего рассказать о своих товарищах во время пыток.
Как сливаться с толпой?
Поскольку все новобранцы говорили по-английски с немецким акцентом, им приходилось на месте придумывать какую-нибудь историю в подтверждение (например, о немецкой няне). Но были и более «креативные» идеи. Один из будущих диверсантов, когда его во время обучения поместили в британскую семью, пытался убедить хозяев, что его иностранный акцент обусловлен многочисленными командировками отца.
На этом этапе новобранцы практиковали новые подписи и сжигали оставшиеся сувениры или религиозные предметы. Случалось так, что во время пребывания в последующих дислокациях их разоблачали местные жители. Однако к серьёзным последствиям это никогда не приводило, поскольку в целом молодые солдаты вызывали симпатии у населения. Особенно из-за их простого поведения, которые отличались от типичных солдат.
Крещеные огнем
Некоторые члены роты X имели возможность дебютировать во время высадки на Уайт-Бич близ Дьеппа, но операция закончилась полным провалом. Их командир капитан Брайан Хилтон-Джонс тогда решил подвергнуть новобранцев еще более интенсивной подготовке. Они должны были быть лучше всех остальных британских солдат и знать о немецкой армии больше, чем сами немцы. Первым местом, куда они отправились, был Абердови в Уэльсе. Тренировки начались с изнурительных забегов по местным горам и прыжков через полутораметровые препятствия. А потом были марш-броски с 20 килограммами снаряжения. В какой-то момент расстояние достигло 65 километров. Еще одним испытанием было восхождение на гору Сноудон — самую высокую гору Уэльса. Во время этих убийственных тренировок молодые евреи делали все, чтобы заслужить похвалу от своего обычно молчаливого командира.
Капитан Хилтон-Джонс также ожидал, что они проявят солидарность со своими товарищами. Он умел отругать самых торопливых:
Когда я говорю, что вы не нарушаете линию, вы не нарушаете линию. Если кто-то упадет в обморок, продолжайте нести его.
Некоторые тренировки будущих коммандос роты X были более оригинальными, чем другие. Например, их учили технике взлома и проникновению. Они также должны были овладеть искусством маскировки. И они этого добились! Когда местных крестьян пригласили на поле и спросили, видели ли они кого-нибудь, они были потрясены, когда прямо рядом с ними внезапно появлялись спрятавшиеся солдаты. Их также научили работать ночью, пришлось научиться разбирать и собирать оружие в темноте.
Были и «особые» задачи, например, проникновение на базу Королевских ВВС в 10 км незамеченное охраной. Всем это удалось. На самом деле один из диверсантов оказался настолько наглым, что украл с базы шапку!
В 1944 году командир устроил для своих подчиненных своеобразную школу выживания. Их сбрасывали с самолетов над отдаленными районами Шотландии. Полное отсутствие еды. Как вспоминал один из членов роты X, в их распоряжении была только трава и улитки. Им предстояло провести неделю в полевых условиях. Затем им дали 24 часа, чтобы добраться до Литлхэмптона. Кража транспортных средств, безбилетная езда – все трюки были разрешены. Только один солдат не смог выполнить задание и был арестован как шпион. Диверсанты были готовы отомстить фашистам.