Найти в Дзене

Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, как самостоятельная структурная единица (г. Кириллов).

(выдержки из историко-культурных исследований)

Официальное создание музея на базе Кирилло-Белозерского монастыря относится к 1924 г. Однако идея сохранения комплекса построек монастыря и культовых предметов, находящихся в нем, в качестве историко-культурного наследия относится к дореволюционному времени и принадлежит церковным деятелям.

Целенаправленный сбор церковных вещей для музейного хранения начался в 1880 г. Следствием стала передача в 1882 г. пушек Кирилло-Белозерского монастыря в Новгород. В 1911 г. в Новгороде проходил XV Всероссийский археологический съезд. В рамках подготовки к съезду ризницу Кирилло-Белозерского монастыря посетили члены предварительного комитета съезда.

В 1913 г. в Новгороде создается церковно-археологическое общество, которое разворачивает деятельность по сбору древностей по всей губернии, в том числе в Кирилловском уезде и, непосредственно, в Кирилло-Белозерском монастыре.

Еще раньше, в 1906 г. иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Антоний в статье «Об устройстве музеев при монастырях» выступил с идеей создания при обители музея. Однако эта идея не нашла поддержки у церковного начальства.

Впервые идея создания на базе Кирилло-Белозерского монастыря музея относится к 1919 г. В этом же году монастырское имущество было национализировано, остававшаяся здесь монашеская братия могла им только пользоваться.

Рис. 1.  Общий вид
Рис. 1. Общий вид

В июле 1919 г. исполкомом Кирилловского Совета был заслушан доклад члена Археологического института Левашова об организации в г. Кириллове музея. В августе 1919 г. уездный отдел народного образования создал подотдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины, который должен был заниматься организацией музея. В качестве места под будущий музей были выбраны архиерейские палаты монастыря. Однако план не был реализован.

В том же 1919 г. Кирилло-Белозерский монастырь получил от Петроградского отдела по охране памятников старины статус «имеющего в целом выдающееся художественное и историческое значение». В дополнение в апреле 1921 г. Кирилловский уездный исполком принял обязательное постановление, направленное на охрану памятников монастыря. Параллельно с этим под руководством архитектора В. Данилова в обители начинают проводиться противоаварийные и реставрационные работы. Одновременно в монастыре выявлялись произведения искусства (живопись, шитье, рукописные книги и др.), обладавшие историко-культурной ценностью.

Летом 1920 г. монастырь посетила инспекционная комиссия I Всероссийской конференции по вопросам реставрации и ремонта при Главмузее (И.Э. Грабарь, Н.К. Жуков, И.В. Рыльский, Н.В. Бакланов), которая дала рекомендации по осуществлению неотложных мер по реставрации памятников.

Летом 1921 г. та же инспекция комиссии I Всероссийской конференции по вопросам реставрации и ремонту при Главнауке под председательством Н.В. Бакланова исследовала живописные памятники. По итогам работы значительная часть икон в 1922-1925 гг. была вывезена на реставрацию в Ленинград и Москву. Остальные памятники пытались реставрировать в самом Кирилло-Белозерском музее.

В сентябре-октябре 1924 г. в ходе проверки имущества вскрылись факты хищений, в которых была обвинена монашеская община. В декабре 1924 г. Череповецкий губисполком принял решение о закрытии Кирилло-Белозерского монастыря. При закрытии обители была составлена опись монастырского имущества, а в апреле-мае 1925 г. состоялась передача всех материальных ценностей заведующему музеем А.А. Холмовскому.

В первое время своего существования Кирилло-Белозерский музей являлся отделом Череповецкого губернского музея. В 1926 г. он перешел в ведение Главнауки Наркомпроса и стал самостоятельной структурной единицей. В этот период, кроме музея, в монастыре размещались детский дом, хранилища зерна, соли, дров, сена.

Первый директор музея, А.А. Холмовский, занимался выявлением и постановкой на учет ценных предметов из имущества монастыря, окрестных церквей и усадеб.

Рис. 2. Общий вид на монастырь
Рис. 2. Общий вид на монастырь

В 1929 г. новым заведующим музея была назначена Е.В. Дьяконова. При ней закладываются основы экспозиционной, научной и фондовой работы в музее. В июле 1929 г. в церкви Введения с трапезной открылась первая экспозиция, посвященная истории Кирилло-Белозерского монастыря. Данная экспозиция работала круглогодично; в летнее время для посещения были доступны архитектурные памятники обители. Таким образом, музеем изначально была выбрана архитектурно-историческая и художественная направленность. Музеем были налажены связи с Череповецким окружным музеем, с Московским отделом Главнауки Наркомпроса, Ленинградскими реставрационными мастерскими.

В 1930 г. по итогам I музейного съезда было принято решение о необходимости ориентации музеев на пропаганду планов и достижений социалистического строительства. Наравне с идеологическими требованиями Кирилло-Белозерский музей столкнулся с финансовым и архитектурными сложностями. Это привело к тому, что в 1931 г. он перешел в ведение местных властей, а именно Кирилловского РОНО. Экспозиция музея приобретает антирелигиозный характер.

В 1931-1932 гг. из Кирилло-Белозерского музея были изъяты все монастырские колокола.

Летом 1931 г. по распоряжению Президиума Кирилловского райисполкома территория монастыря использовалась под районный сенозаготовительный пункт. Сено складывалось в монастырских башнях и у стен. Чуть позже здесь разместили приемный пункт скотозаготовок и «подклеты зданий музея-монастыря были заполнены скотом».

В августе 1932 г. Лодейнопольский горсовет по распоряжению Ленинградского облжилкоммунотдела чуть не разобрал крепостные стены обители для своих строительных нужд. Также кирилловские городские власти планировали использовать монастырские здания в своих целях. Так, во Введенской церкви и трапезной палате предполагалось устроить клуб с пристройкой кинобудки; церковь Евфимия – приспособить под пионерский клуб и детскую площадку.

В 1920-е гг. расположенные рядом с Кирилло-Белозерским музеем обители становятся его филиалами или включаются в туристические маршруты.

Так, в документах, относящихся к 1926 г. Ферапонтов монастырь назван филиалом Кирилловского музея.

Как и в Кирилло-Белозерском монастыре в Ферапонтовом монастыре в период с 1919 г. и вплоть до 1939 г. проводились реставрационные работы.

Другим филиалом Кирилловского музея стал Горицкий Воскресенский девичий монастырь. В полной мере Горицкий монастырь не стал филиалом Кирилловского музея; в итоге комплекс построек занял дом инвалидов.

В конце 1920-х гг. на непродолжительное время Кирилловскому музею была передана в ведение Нило-Сорская пустынь.

В целом, в 1920-1930-е гг. перечисленные монастыри, филиалы музея, не коснулась музеефикация.

В 1930-е гг. Кирилловский музей приобретает краеведческую направленность. Если еще в планах 1933 г. он числится музеем-монастырем, то в 1935 г. уже назван Кирилловским районным музеем. В этот период музеем велся сбор материалов по истории и этнографии района, осуществлялась пропаганда краеведения среди школьников, устраивались краеведческие выставки и т.п.

В 1930-х гг. в музее создаются экспозиции по трем основными темам: «Монастырь – крупный землевладелец», «Монастырь – крепость», «Монастырь – тюрьма». Во исполнение решения РК ВКП (б) в 1936 г. экспозиции стали отражать жизнь и быт крестьян при крепостном строе. В 1937 г. экспозиция музея в полной мере стала иллюстрировать марксистско-ленинское учение об общественно-экономических формациях.

В 1939 г. в Кирилловском музее открывается отдел природы; в 1940 г – антирелигиозная выставка. В это время в музее постоянно проходили выставки об успехах колхозного движения и к юбилейным датам.

С середины 1930-х гг. в Кирилловский музей свозились иконы, предметы храмового убранства из окрестных церквей и монастырей. Однако не все культурные ценности становились музейными предметами, некоторые из них подлежали продаже, обмену или просто уничтожению.

В 1930-е гг. часто случались ситуации, когда ценные предметы из коллекции Кирилловского музея забирались в московские и ленинградские музеи. Фактическое разграбление имущества музея продолжалось до середины 1950-х гг.

В 1943 г. в Кирилловском музее работала комиссия Комитета по делам искусств при СНК СССР, выявившая факты самоуправства при обращении с культурными ценностями.

Рис. 4 Общий вид на монастырь
Рис. 4 Общий вид на монастырь

В 1930-е гг. в музее продолжались вестись реставрационные работы на ансамбле Кирилло-Белозерского монастыря. За эти годы удалось выполнить большой объем работ по восстановлению и укреплению памятников. В 1935 г. выделенные средства позволили перейти от противоаварийных работ непосредственно к реставрации. В 1936-1939 гг. проведены обмеры многих зданий монастыря, сделаны пробные расчистки с наличников, предпринимались попытки установить местоположение исчезнувших построек с помощью раскопок.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Кирилловский музей закрыт не был. Многие экспонаты были приготовлены для эвакуации. Из Новгорода сюда были перевезены наиболее ценные экспонаты, в том числе Корсунские (XI в.) и Сигтунские (XII в.) врата.

В военные годы сотрудники музея организовывали передвижные выставки, читали лекции о событиях на фронте, о боевом прошлом русского народа. Ремонтно-восстановительные работы в монастыре возобновились в 1943 г. Однако из-за нехватки материалов и квалифицированной рабочей силы большие результаты достигнуты не были.

Послевоенные годы для Кирилловского монастыря были наиболее трудными, т.к. отсутствовали необходимые финансовые средства и количество сотрудников было недостаточным.

В 1953 г. Кириллов посетила группа архитекторов Центральных научно-реставрационных мастерских при Академии архитектуры СССР (Л. А. Давид, С. С. Подъяпольский, Б. М. Альтшуллер), которая наметила план первоочередных задач по сохранению памятников и заложила основные траектории их реставрации.

В 1957 г. был создан Кирилловский участок Вологодской научно-реставрационной производственной мастерской, силами которого аварийные памятники приводились в должное техническое состояние.

Важным событием для Кирилловского музея стала переориентация в декабре 1955 г. его профиля с краеведческого на историко-художественный. Это обусловило появление в штате музея искусствоведов и привело к созданию коллекции народного искусства Белозерья.

В 1960-х гг. в музее на постоянной основе проводилась реставрация иконописных памятников и создана экспозиция иконописи.

В 1968 г. Совет Министров РСФСР принял решение о создании Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Помимо этого, правительственным решением за музеем закреплялись ансамбли Ферапонтова и Горицкого монастырей с целью их изучения, охраны и контроля за ходом реставрации.

Данным документом также предполагалось проведение благоустройства Кириллова и территории Кирилло-Белозерского монастыря, приведение в порядок береговой полосы Сиверского озера, прокладка асфальтированных дорог и др.

Рис. 5. Общий вид на монастырь
Рис. 5. Общий вид на монастырь

Создание музея-заповедника благотворно сказалось на развитии Кириллова. Сюда была проведена асфальтированная дорога из Вологды, построена гостиница, турбаза, универмаг и др.

Статус музея-заповедника обусловил расширение: в 1974 г. за ним были закреплены памятники Горицкого монастыря; в 1975 г. – филиал в Ферапонтовском монастыре приобретает статус Музея фресок Дионисия и получает соответствующий штат сотрудников; в 1979 г. – филиалом становится музей в г. Белозерске.

Создание музея-заповедника способствовало количественному и качественному росту кадров научных сотрудников. В 1974 г. к 60-летию музея были обновлены все постоянные экспозиции, а также открыты новые выставки: «Рукописные и старопечатные книги из собрания музея», «Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику – 60 лет». В последующие годы сотрудники музея создали еще целый ряд выставок: «Художественный металл в русском быту», «Прикладное искусство XVI - начала XX века», «Археологические раскопки. Новые поступления». Последняя выставка стала возможной благодаря плодотворному сотрудничеству музея с археологами Института археологии АН СССР.

В 1978 г. в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике впервые в стране начали демонстрировать коллекцию колоколов XVI-XVIII вв., впоследствии дополненную колоколами XIX – начала XX вв.

В 1970-1980-е гг. на территории ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря проводились археологические раскопки. Так, были найдены остатки Оружейной палаты XVII в., кузницы XVI в., Малой Мереженной башни, Рыболовецкой палатки и др.

Во второй половине XX в. исторические здания Кирилло-Белозерского музея-заповедника активно реставрируются. За эти годы были отреставрированы Большие и Малые больничные палаты, Свиточная башня, Казенная палата, домик келаря, церковь Преображения и значительные часть стен XVI-XVII вв.

Расширение экспозиционных площадей за счет появления филиалов, реставрация художественных и архитектурных памятников, издательская деятельность обусловили высокий уровень научной работы в музее.

В постсоветское время Кирилло-Белозерский музей-заповедник продолжает свое развитие. Общее число экспонатов к 1991 г. составило 29028. В 1990 г. построен Открытый фонд керамики. В последнее время налажено сотрудничество с представителями Русской Православной церкви, что позволяет реализовывать совместные просветительские и историко-культурные проекты и акции.

Рис. 6. Общий вид на монастырь
Рис. 6. Общий вид на монастырь