После начала полномасштабных боевых действий между Силами обороны Израиля и базирующимися в секторе Газа палестинскими группировками, возглавляемыми правящей партией Хамас, внимание всего мира было сосредоточено на зоне конфликта, поскольку Израиль начал вторжение на территорию Палестины и нанес массированные воздушные удары.
Несмотря на нынешнюю и давнюю враждебность между двумя воюющими сторонами, примечательным, но малоизвестным фактом является то, что менее десяти лет назад ХАМАС и израильские силы вместе сражались в Сирии, поддерживая джихадистское повстанческое движение, стремящееся свергнуть правительство в Дамаске и установить там Исламистский режим.
Хотя у Хамаса и Израиля были совершенно разные причины для вмешательства в военные действия против сирийского государства, их общее дело в конечном итоге подчеркнуло тесные связи палестинской группировки с ближайшими стратегическими партнерами Западного блока на Ближнем Востоке, Турцией и Катаром, один из которых член НАТО, а последний является местом базирования Центрального командования вооруженных сил США и ведущим местом базирования американских войск в регионе.
Поскольку Турция, Катар и Израиль были ведущими региональными игроками в усилиях по свержению сирийского правительства, что было основной целью Соединенных Штатов и их западных союзников, на поддержку которых во многом полагались все три государства региона, участие ХАМАСа в этой инициативе послужило в качестве ключевого индикатора статуса «изгоя» организации и ее готовности сражаться бок о бок с силами НАТО и Израиля, когда считалось, что это способствует ее интересам, а в других случаях сотрудничала с «Хезболлой» и Ираном против Израиля.
После вспышки повстанческого движения в Сирии в середине 2011 года, когда силы джихада пересекли границы Турции и Иордании и устроили массовые казни пленных солдат и полицейских, ХАМАС быстро встал на сторону Катара, Турции, Израиля и других региональных игроков, связанных с Западом против сирийского правительства. В декабре 2011 года, после 12 лет базирования в Сирии, ХАМАС предложил свои услуги Катару, на тот момент главному спонсору сирийского повстанческого движения в арабском мире.
Заместитель министра иностранных дел палестинской партии Гази Хамад заявил , что Дамаск «притеснял свой народ», что перекликалось с западной и турецкой риторикой того времени. Впоследствии, в феврале 2012 года, когда близкий филиал Хамаса в Египте, «Братья-мусульмане», казалось, был готов прийти к власти после свержения правительства, поддержанного Западом, премьер-министр Хамаса Исмаил Хания произнес
эмоциональную речь в мечети Аль-Азхар в Каире восхваляя «героический народ Сирии, который борется за свободу, демократию и реформы».
Прихожане там специально нацелились на Израиль и двух крупнейших противников Западного блока в регионе, скандируя «Нет Хезболле и Нет Ирану». За пять лет до этого «Хезболла» нанесла Израилю
единственное военное поражение в его истории и в то время считалась главным вызовом интересам Западного блока и Израиля.
В то время как другие палестинские группировки, такие как Палестинский исламский джихад (*организация запрещена в России), в частности, не поддерживали возглавляемые Западом усилия по свержению сирийского государства, в секторе Газа, находящемся под властью Хамаса, флаги сирийского повстанческого движения быстро появились по всей территории.
Будучи ведущим сторонником как сирийского правительства, так и Хамаса, Хезболла, в частности, стремилась к господству над своим стратегическим партнером,
напоминая руководству Хамаса, что Сирия была их единственным арабским государством, которое обеспечивало крупные поставки оружия во время враждебных действий с Израилем в 2008-2009 годах.
Отношения быстро ухудшились, когда выяснилось, что ХАМАС направляет обучение, проводимое «Хезболлой», против сирийского государства, а его ополченцы активно участвуют в военных действиях против сирийских сил и сил «Хезболлы».
В отличие от Хамаса, суннитской исламистской группировки, базу поддержки Хезболлы составляли в основном представители шиитской ветви исламской веры, а шиитские населенные пункты, захваченные повстанцами, с которыми Хамас сотрудничал в Сирии, постоянно подвергались резне в рамках политики этнических чисток.
Партнеры ХАМАСа-джихадисты также стремились нанести удар по базе поддержки Хезболлы в границах Ливана, нападая на
шиитские населенные пункты с помощью заминированных автомобилей. Начало массовых убийств мирных шиитских меньшинств в Египте также стало очевидным незадолго до свержения в стране «Братьев-мусульман»(*организация запрещена в России) в июле 2013 года.
Хотя «Хезболла» и Иран стремились сохранить отношения с ХАМАС из-за их общей вражды с Израилем, по мере того, как поддержка палестинской группировкой лиц, связанных с Аль-Каидой (*организация запрещена в России), росла, отношения становились все более напряженными. В одном из самых резких заявлений иранского чиновника члена иранского комитета по иностранным делам и национальной безопасности
Хешматолла Фалахатпише в 2016 году было сказано, что палестинская сторона оказывает «поддержку террористическим группам, работающим под эгидой сирийской оппозиции».
В сирийском государстве, население которого сильно пострадало от нападений джихадистов, отношения были значительно более враждебными. Президент Сирии Башар Аль Асад в интервью шведской газете Expressen в 2014 году заявил, что ХАМАС «поддерживает Фронт ан-Нусра»(*организация запрещена в России— крупнейший филиал Аль-Каиды(*организация запрещена в России) в Сирии. Как и ХАМАС, эта террористическая группировка была очень хорошо вооружена и финансировалась, в частности, Катаром и Турцией.
Что касается «Аль-Нусры»(*организация запрещена в России), которая была одним из главных партнеров Хамаса в Сирии и основным получателем катарской и турецкой поддержки, то эта группировка была ведущим исполнителем этнических чисток и других серьезных военных преступлений.
Это была, безусловно, самая мощная повстанческая группировка в Сирии до тех пор, пока в июне 2014 года не выросла численность террористической группировки «Исламское государство»(*организация запрещена в России) . «Исламское государство» ранее было частью «Ан-Нусры»(*организация запрещена в России), тогда как сама «Ан-Нусра»(*организация запрещена в России) в первые годы войны была ключевым часть Свободной сирийской армии — коалиции повстанческих группировок, многие из которых получили значительную поддержку со всего западного мира и стран, связанных с Западом.
Поддержка ХАМАСом этих группировок привела к тому, что сирийское правительство
разорвало с ним все связи. В следующем, 2015 году, как сообщили сирийские источники, захваченный палестино-иорданский джихадист, связанный с «Братьями-мусульманами»(*организация запрещена в России), подтвердил, что лагеря палестинских беженцев, находящиеся под контролем ХАМАСа, стали центрами подготовки террористов из Ахрар аш-Шам(*организация запрещена в России), Лива аль-Таухид(*организация запрещена в России), Группировки боевиков Сукур-Идлеб(*организация запрещена в России) и Файлак аль-Шам(*организация запрещена в России) в провинции Идлиб, граничащие с турецкой границей, где силы джихада были наиболее сконцентрированы.
В то время как поддержка сирийского повстанческого движения Западом, Турцией и Катаром была гораздо лучше освещена, а возможность открытой поддержки Израилем группировок боевиков, борющихся против сирийского государства, грозила лишить их легитимности из-за значительных антиизраильских настроений в арабском мире, в феврале 2019 г. начальник штаба Армии обороны Израиля генерал-лейтенант Гади Айзенкот подтвердил, что его страна поставляла вооружение повстанцам, вместе с которыми сражался ХАМАС.
Израильское СМИ Haaertz в то время назвало это «Израилем, разоблачающим свою ложь о «антиинтервенции» после стольких лет отрицания?» Это признание появилось через несколько месяцев после того, как в репортаже журнала Foreign Policy после интервью с боевиками из повстанческих группировок, сражающихся на стороне ХАМАС, выяснилось, что по меньшей мере двенадцать таких группировок получали израильское вооружение и финансирование. Правительство Израиля также выплачивало
ежемесячную зарплату боевикам.
Сирийская арабская армия еще в 2013 году сообщила о конфискации поставленного Израилем оружия у повстанцев, и хотя в то время это было широко отвергнуто как пропаганда с целью использования антиизраильских настроений, более поздние разоблачения американских и израильских источников сделали это сообщение гораздо более правдоподобным.
Однако более заметной, чем его материальная поддержка, была ведущая роль Израиля вместе с Турцией в обеспечении воздушной поддержки с ударами по сирийскому правительству и объектам «Хезболлы» на протяжении всей войны, часто в те моменты, когда повстанцы, сражавшиеся бок о бок с ХАМАС, находились в особенно тяжелом положении на земле.
Повстанцы, в свою очередь, нападали на объекты ПВО с самого начала конфликта в 2011 году, отчасти из-за надежд на более широкое воздушное наступление НАТО, подобное тому, которое было начато против Ливии в том же году, что могло бы помочь им прийти к власти.
Конфликт в Сирии в конечном итоге высветил очень существенные идеологические различия между большинством противников Израиля и Западного блока на Ближнем Востоке, включая Иран, Сирию, Хезболлу, Йеменскую коалицию Ансуруллы(*организация запрещена в России) и Палестинский исламский джихад(*организация запрещена в России), по сравнению с ХАМАС, который по идеологическим причинам не сомневается в необходимости поднять оружие против противников Западного блока и присоединиться к членам НАТО или к филиалам Аль-Каиды (*организация запрещена в России).
В нем также подчеркивается, что связи Хамаса с Катаром, Турцией и идеология транснационального «Братья-мусульмане»(*организация запрещена в России) привели к тому, что он почувствовал сильную заинтересованность в навязывании исламистского правления в Сирии, даже несмотря на то, что его главный противник Израиль также поддерживал эту цель.
К концу 2010-х годов поражение повстанческого движения в Сирии, а также нежелание Катара и Турции вооружать Хамас против Израиля, а делать это только для борьбы с Сирией, вынудили палестинскую сторону снова переориентировать свои связи.
Однако восстановленное партнерство с «Хезболлой» и Ираном, скорее всего, останется союзом по расчету, а не альянсом, построенным на доверии или общей идеологии.
Для Сирии, где ХАМАС сыграл ключевую роль в подъеме джихадистских повстанческих группировок в военных действиях, в результате которых погибло более четверти миллиона человек, конфликт между палестинской группировкой и Израилем теперь выглядит как конфликт двух противников против один против другого.
Вы читали статью зарубежного издания Military watch.
Прочитал и вспомнил знаменитую фразу товарища Сухова: "Восток-дело тонкое". Кашу на Ближнем Востоке не расхлебать еще десятки лет, но что это значит для России?
Если просто, то чем выше температура этой "каши", то тем лучше для нас. Меньше помощи нашему противнику. Надеюсь, что Йемен так и будет раздражать США, оттягивая их внимание на Ближний Восток.
Время покажет.
Следим за развитием событий, а пока узнайте о бронетанковых подразделениях ЧВК Вагнер, прочитав интервью с Сашей-танкистом.
Поддержать автора и развитие канала можно тут👇👇👇
2200 7004 5079 2451 Тинькофф.
Буду благодарен за поддержку блога в любом удобном для Вас формате – лайки, комментарии, репосты, рекомендации канала своим друзьям или материальный вклад.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал.
Читайте другие мои статьи:
«А не ошибка ли всё это?". Психологическое состояние бойца в зоне СВО Часть 2. Учебка