202,6K подписчиков

Путин и Лукашенко своим решением отправили "на дно" прибалтийские порты

3,8K прочитали

Не кризис, а нечто гораздо худшее настигло портовое хозяйство стран Прибалтики. Кризис – это острая проблема, из которой всегда есть выходы, только зачастую уж больно болезненные. Такие, при которых нет возврата к предыдущему, но есть шанс переродится в нечто новое. Но для прибалтийских портов, по мнению тамошних экспертов, это уже не светит. Они окончательно перешли в стадию гибели, и вопрос лишь в том, насколько это растянется.

Фото для иллюстрации
Фото для иллюстрации

Немного статистики. Порты Эстонии в 2023 году перевалили 12,8 млн т грузов, а это спад на 29%. Нормальной загрузкой для них считается 41 млн т и больше. Для портов Латвии эти показатели 11,3 млн т в 2023 году и 60 млн т на пике деятельности. В Клайпедском порту сумели перевалить 32,7 млн т, но все равно спад в годовом исчислении составил 9%. И как вишенка на призовом тортике – несмотря на санкции, российские порты на Балтике показали маленький, но прирост в работе, целых 1,3%.

Представители всех прибалтийских портов вразнобой, но по одному сценарию жалуются на значительное сокращение транзита из России. Стыдливо умалчивая, что их собственные правительства ввели ограничения в этой сфере. Например, на перевалку зерновых и сельхоз продукции российского происхождения. Они действовали под дудку европейской русофобии и надеялись, что уже позабытая зерновая сделка поможет и им, что зерно из "страны У" потечет через прибалтийские порты. Но оказалось, что путь через Польшу и короче, и дешевле, и вообще деньгами делятся с тем, с кем надо, а не с лимитрофами.

Александр Лукашенко и Владимир Путин
Александр Лукашенко и Владимир Путин

Ссоры прибалтов с Белоруссией не только лишили их перевалки внушительных объемов удобрений, но и привели Лукашенко к Путину с щедрыми предложениями. Как следствие, белорусские товары потекли через российские железные дороги в российские же порты на льготных для Минска условиях. И это не ситуативное решение, а долгосрочные договоренности, под которые уже возведена новая инфраструктура. Возврата белорусских товаров в Прибалтику уже не будет.

У всех стран на Балтике есть свои порты, и половина из них пригодны и удобны для перевалки грузов, которые идут из Китая в Европу. Никаких конкурентных преимуществ у прибалтийских портов не осталось в принципе. Как признаются в тамошней администрации, работа держится на крохах транзита из России и случайных заработках. Данный сегмент экономики де-факто стал убыточен, и если бы не дотации от ЕС, порты стран Прибалтики давно стоило закрыть. Или переделать под развлекательные и туристические зоны, да только кто же туда поедет?

Друзья, не забывайте ставить лайки и подписываться на АФТЕРШОК - ВИДЕО