В театральной среде есть свои звезды, и среди них особенное место занимает таинственная и обворожительная Валентина Александровна Сперантова. Ее талант не поддается определению словами, он раскрывается в магии мимики, взлетающих над зрителями эмоций и неиссякаемой страсти к искусству, что делает Сперантову неотразимой личностью на сцене и за ее пределами. В мире театра и кино ее мастерство заключалось в невероятной способности мгновенно становиться другим человеком на сцене и вызывать ошеломляющий диапазон эмоций у зрителей.
Валентина Сперантова сменила множество образов, включая изысканных принцесс, бесстрашных мальчишек, утонченных дам и даже отважных мужчин. К сожалению, ее лицо было знакомо далеко не всем знакомо, но волшебный голос был знаком всем, кто вырос в Советском Союзе. В течение полувека Валентина Сперантова отдавалась любимой профессии, прожив удивительную жизнь. Она познала как невероятные вершины успеха, так и горькие провалы, завораживала сердца мужчин и мелькала на грани гибели, приходя на помощь другим, но все-таки не смогла спасти того, кого по-настоящему любила.
Она подарила мечту
Валентина родилась в дружной семье 24 февраля 1904 года, став восьмым ребенком Александра Дмитриевича и Матрены Федосеевны Сперантовых. Несмотря на уход отца, энергичная и позитивная Матрена Федосеевна взяла на себя ответственность за семью. Воспоминания о детстве Валентины связаны с моментом, когда она не получила роль в школьном спектакле. Валя узнала от учительницы, что другая девочка получила ее из-за богатых родителей и возможности шить костюмы. Учитывая трудности большой семьи, Валя, хоть и была разочарована, согласилась посмотреть представление из зала.
Девочка, сдерживая слезы, бежала домой к матери после разочарования в школе. Матрена, услышав переживания дочери, улыбнулась, усадила ее рядом, и вместе с ней стала читать сказки, чтобы развеять грусть. Несмотря на трудности, мама Вали старалась обеспечить каждому из своих малышей радостное и полноценное детство, устраивая домашние забавы и творческие вечера. И лучше всего ей удавалось пародировать соседей. Пройдут годы, Валентина Сперантова будет помнить этот эпизод так, как будто он был вчера. Она утверждала — то, что давала ей в детстве мама, зародило в ней большую мечту о сцене.
Пряники вместо первого гонорара
В своих воспоминаниях Сперантова всегда с теплотой вспоминала родной Зарайск и свой дом с садом. Здесь, будучи еще маленькой Валюшей, она впервые стала участвовать в постановках и даже почувствовала себя звездой театра. В пять или шесть лет к Валентине обратилась за помощью ее тетя, предложив поучаствовать в пьесе. Режиссером выступала известный скульптор Анна Семеновна Голубкина.
Она предложила Вале простое действо: войти в комнату, взять пряник, откусить его перед публикой и продолжить есть. Остальные пряники она могла взять домой. И все произошло именно так. Перед глазами мелькал яркий свет, Валя едва видела зрителей и не осознавала полностью, что происходит, но она ощущала нечто невероятное. Девочку доставили домой, как настоящую актрису, на извозчике, завернутую в огромный и теплый платок, а в руках у нее был сладкий гонорар — кулек пряников.
Покорение столичной сцены
Путь на сцену не был простым. Валентину в молодости пригласили в местный драматический театр, где обещали поддержку московского актера. Однако, по приезду в Москву, ее ждало лишь разочарование: никто не встретил Валю, и обещания артиста оказались обманом. С разбитым сердцем девушка думала вернуться домой, но заболела тифом и едва выжила. Во время болезни Сперантова решила, что актерская доля совсем не для нее, и лучше стать художницей.
Обладая склонностью к живописи, она отправилась в высшие художественно-технические мастерские, где работала та же Анна Голубкина. Проблема заключалась в том, что занятия ее не увлекали. Не закончив обучение, Сперантова решила поступить в театральную студию. Удивительно, но девушку приняли сразу, хотя она была самой молодой и маленькой из абитуриентов. Впрочем, любовь к рисованию не прошла. Уже в пожилом возрасте Валентина всегда брала с собой карандаш с блокнотам, и даже на репетициях создавала веселые шаржи на своих коллег.
В театр принимают не только красивых и высоких
В 1925 году Валентина распрощалась с театральной студией и долго размышляла о том, куда двигаться дальше. Будучи невысокой и скромной, ей стало очевидно, что большие женские роли обходят ее стороной из-за внешних данных. Во время обучения Сперантова завидовала высоким девушкам, считая, что в театр принимают только красивых и высоких. Валентина решила устроиться в Первый детский театр, который в наше время стал московским ТЮЗом. Однако, по прибытии оказалось, что им требуются только мужчины-актеры, и женщинам даже не разрешено проходить просмотр.
Несмотря на такую дискриминацию, Сперантова рискнула и долго упрашивала комиссию, возглавляемую режиссером Юрием Бонди, дать ей шанс. «Мы свяжемся с вами», — ответил ей Бонди крайне холодно. Она подумала, что не прошла и в подавленном состоянии отправилась домой. Но постановщик еще тогда уловил в характере и манере говорить Сперантовой настоящего неугомонного сорванца. На другой день Валентина получила письмо с приглашением присоединиться к труппе. Ее карьера изначально началась с мужских ролей, но поначалу она с успехом играла и девочек, талантливо перевоплощаясь из одного образа в другой за счет голоса, пластики и характера.
Титул «Главного мальчишки Советского Союза»
В актерском резюме Сперантовой отсутствовали роковые красавицы, но её дебютные роли в детском театре стали визитной карточкой. Валентину прозвали «Главным мальчишкой Советского Союза». Она стала известной травестийной артисткой, которая перевоплощалась в своих героев настолько, что раскрывала суть каждого персонажа. На сцене девушка бойко пускалась во все тяжкие, придавая своим выступлениям характер хулиганки. В отличие от других актрис, у которых часто можно было заметить, что они притворяются мальчиками, Сперантова словно становилась одним целым с ее героями.
Непростое прощание с детскими ролями
В карьере каждой травестийной актрисы наступает момент, когда приходится прощаться с детскими ролями. У Валентины это время было особенно болезненным. В возрасте 45 лет ей предложили роль Чиполлино. Обычно молодые зрители прибывали в восторге от ее участия в любой пьесе, но в этом образе Сперантову не приняли — прозвали тетенькой, бросались гардеробными номерками и уходили из зала. Это была катастрофа. Валентине предложили перейти к взрослым ролям после трудного разговора с режиссером.
Поначалу актриса собиралась уйти из театра, считая, что не умеет играть взрослых. Однако с поддержкой труппы и благодаря упорной работе над собой ей удалось пережить этот период, и вскоре она успешно выступила в новом амплуа — веселой старушки. Яркие роли из этой возрастной категории стал востребованным в советском кино, открыв новый этап в карьере Сперантовой. Долгое время ее участие в фильмах было невозможным. Но уже в возрасте актриса успешно вошла в когорту кинематографических старушек, сохраняя при этом дух бойкого мальчишки с соседнего двора.
Уникальный тембр для радио
И все-таки у Сперантовой была отдушина, которую никто не мог отнять — радио. Теперь ей приходилось исполнять роли детей исключительно здесь. Радиопередачи стали значительной частью ее жизни, подарив невероятную популярность. С 1931 года, уже после 40 лет, Сперантова продолжала озвучивать советских мальчиков и девочек. Ее уникальный тембр был знаком каждому ребенку в СССР, даже если они не подозревали об этом. Ведь радиоточка присутствовала в каждой квартире, и в то время не было детской передачи или мультфильма, где бы не был задействован бодрый голос Валентины Александровны.
Мужчины в ее жизни
Зрители знали Валентину Сперантову только в образе мальчишки, но ее коллеги и друзья видели женщиной совсем другой. На капустниках и во время актерских посиделок она всегда становилась центром внимания. Стройная и одетая по последней моде, на высоких каблуках, кокетливая Валя располагала к себе. Мужчины частенько теряли голову после знакомства с ней. В первый брак Сперантова вступила в конце 1920-х годов, и вскоре родила дочь Оксану. Муж Николай был профессиональным строителем. Однажды его отправили в долгую командировку в Караганду, после которой случился развод. Второй супруг Сперантовой трудился театральным администратором и был моложе ее на семь лет. Михаил Никонов завоевал ее внимание внушительными букетами и трепетным отношением.
Брак оказался удачным, и пара прожила три десятилетия рука об руку. В 1940 году у них родилась дочь Наташа, которую Михаил обожал. Сперантова и Никонов образовали крепкий союз, и даже в период войны не расставались. Отправив своих детей к родственникам, супруги ездили по фронту в составе концертных бригад, часто находясь на волосок от смерти. Внезапный уход из жизни Никонова в 54 года стала тяжелым испытанием для Сперантовой. Несмотря на горе, она решила не отказываться от комедийной роль Свахи в «Женитьбе» Гоголя. Находясь за кулисами, она просила включать музыку громче, чтобы заглушить водопад слез.
Главные боль и радость всей жизни
Еще одним источником страданий для Валентины оказалась судьба ее младшей дочери Натальи. Девочка, равняясь на мать, тоже стала актрисой и даже добилась небольшого успеха. Однако короткий, но трагический роман с известным поэтом оказался фатальным. Несмотря на востребованность, расстройство сменилось депрессией, возникло пристрастие к алкоголю, переросшее в серьезное заболевание. Всегда готовая помочь в трудные моменты другим, Сперантова скрывала собственные переживания от других. Вопреки попыткам лечения со стороны матери, ситуация лишь ухудшалась.
В фильме «Шумный день» Сперантова исполнила великолепную драматическую роль матери, запомнившись зрителям глубоким диалогом с взрослым сыном. Подобно своей героине, в реальной жизни она переживала такие же эмоции. В какой-то момент маленькое и доброе сердце этой бойкой женщины не выдержало. Актриса была госпитализирована, но врачи не смогли спасти Валентину. 7 января 1978 года Валентины Александровны Сперантовой не стало. Ее дочь Наталья в итоге не смогла пережить эту трагедию, и в 90-е годы отправилась на покой.
Последняя роль
Судьба распорядилась так, что одну из своих самых известных ролей Валентина Сперантова воплотила на экране в конце своей карьеры. Конечно же, речь идет о тете Глаше из «Большой перемены». После выхода ленты на экраны актриса получила письмо, в котором были следующие строки: «Вы так похожи на мою родную бабушку, которой у меня нет и которую я представляла именно такой...». Пожалуй, лучшего признания не может добиться ни один актер.
Сперантова была олицетворением искренности, теплоты и настоящего человека, собрав в себе невинность и хрупкость актерской души, на протяжении всего жизненного пути. Одни узнавали в ней маленького мальчика, другие видели веселую бабушку, третьи — привлекательную женщину, а четвертые — верного друга, способного прийти на помощь в любую минуту. Как тонко подметила ее сокурсница и коллега по театральной сцене, Людмила Гнилова: «Медузу Горгону ей бы дали сыграть, она бы все равно была бы добрая Медуза Горгона».
Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!