296 подписчиков

Молитва «Отче наш» в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки. Рассмотрим 7 отличий.

164 прочитали

Евангелисты Матфей и Лука по-разному записали молитву «Отче наш» (см. Мф.6:9-13; Лк.11:2-4) Лично я нашел семь отличий. Это не повод утверждать, что евангелисты противоречат друг другу, а напротив хорошая возможность расширить наше понимание основополагающей молитвы Христиан всех времен и народов. Верю, что эти отличия обогатят и углубят наш духовный опыт обращения к Отцу Небесному. Давайте вместе их рассмотрим.

Прежде всего хочу высказать своё предположение почему вообще существуют отличия? На мой взгляд причина тому — контекст. Евангелист Матфей включает молитву «Отче наш» в нагорную проповедь, при большом стечении народа, а Лука записывает её, когда Иисус и ученики были наедине. Именно поэтому, как мне кажется, молитва «Отче наш» у Матфея более ориентирована на общество, в общем, хотя в нагорной проповеди и звучит призыв Христа:

«войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:6).

У Луки же ученики, как-бы "уже" в этой комнате и поэтому молитва «Отче наш» еще более личностная, еще более индивидуальная... Впрочем, это будет лучше видно, когда мы будем детально рассматривать сами отличия. Итак, вперед!

Лк.11:2-4
Лк.11:2-4
  • Отличие №1. Иисус говорит:
«Молитесь же так:» (Мф.6:9) и «когда молитесь, говорите» (Лк.11:2)

У Луки дописано слово: «говорите», а у Матфея этого слова нет.

Здесь нет противоречия. У Матфея Иисус заранее предупредил народ не уподобляться язычникам, которые думают, «что в многословии своем будут услышаны» (Мф.6:7). Поэтому и там и там молящиеся должны говорить!

Я молюсь, когда мои вслух произнесенные слова обращены к Богу. Зачем это Богу? Ведь о Нём написано:

«Еще нет слова на языке моем,- Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс.138:4).

Хотя Всевышний знает все мысли человека, и понимает даже его не изреченные молитвы (см. Рим.8:26), но при этом Он желает, чтобы человек в молитве научился формулировать свои мысли в слова, проговаривая их осознанно.

Таким образом молитву «Отче наш» нам следует говорить вслух, даже тогда, когда мы одни в тайной комнате.

  • Отличие №2 и №3. Иисус говорит:
«хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф.6:11)
«хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» (Лк.11;3)

Как видим Иисус обыгрывает словосочетания: «хлеб наш насущный дай нам – хлеб наш насущный подавай нам» и «на сей день» - «на каждый день».

Оба отличия как видим связаны между собой, поэтому я и ставлю их в один ряд.

Повторю. В евангелии от Матфея молитва «Отче наш» звучит в контексте нагорной проповеди, при большом стечении народа, где также сказано:

«не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф.6:34).

Поэтому и в словах молитвы Господь Иисус, чтобы быть последовательным, призывает учеников просить у Бога хлеб словом – дай и только на сей день, т.е. на сегодняшний день.

Можно провести параллель, вспомнив, когда Всевышний давал манну Израильскому народу в пустыне (см.Исх.16:14-31). Тогда народ получал манну ровно на один день, в течении сорока лет. Это делалось для того, чтобы люди осознавали свою нужду в Боге каждый день. И нагорная проповедь учит нас ровно этому же.

Евангелисты 	Матфей и Лука по-разному записали молитву «Отче наш» (см. Мф.6:9-13; Лк.11:2-4) Лично я нашел семь отличий.-2

Почему же тогда Иисус, в евангелии от Луки, внушает ученикам идею просить хлеб насущный у Бога как-бы в прок?

Написано

  1. во-первых: “подавай нам», что можно трактовать во множественном числе – давай ещё и ещё
  2. во-вторых: «на каждый день», т.е. на сегодня, на завтра и даже на послезавтра.

Почему? На мой взгляд всё очень просто.

Ограничивая наши повседневные заботы лишь днём сегодняшним, Всевышний не ограничивает нашу молитвенную жизнь. Мы можем и должны молиться о завтрашнем дне. Господь нас в этом не ограничивает, но как видно из молитвы «Отче наш», записанной в евангелии от Луки, напротив учит нас так делать!

Как мне кажется это благая весть для всех нас.

Кто из нас не испытывал некоторое смущение от слов Христа записанных в евангелии от Матфея:

«не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф.6:34)?

Тот же Самых Христос, только уже в евангелии от Луки, не противореча Самому Себе, как-бы заявляет: «не заботьтесь – но молитесь».

Отличие №4, №5 и №6. Иисус говорит:

«и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:12) «и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему» (Лк.11:4).
  • Иисус учит нас просить прощение за «долги наши» и за «грехи наши».

Что такое долг и что такое грех? Долг – это все то, что входит в мои обязанности. Грех – это нарушение Закона Божия, беззаконие.

Исходя из этого я имею наставление просить прощение за не исполненный, либо плохо исполненный долг, а также за совершенный, либо лелеемый грех. Как видим опять, список оснований просить нам у Бога прощения смещается от общего к частному.

Не исполненный долг зачастую затрагивает не только самого человека, но и его ближних, а вот если взять упомянутый выше лелеемый в сердце человека грех, то кто о нём может знать? Только Бог, Который видит сердце человека. И поэтому стоя на молитве, перед Богом, я или вы, мы все должны исповедовать не только видимые наши недоработки или недоделки, но и то, что может гнездиться в самом нашем сердце, в самой "потаенной его комнате".

  • В следующем отличии мы видим в действии причинно-следственную связь. Написано:

«как и мы прощаем» и «ибо и мы прощаем».

Здесь я хочу спросить вас, уважаемый читатель. Прося у Бога прощение за свои долги и грехи, вы хотели бы, чтобы Бог вас простил «как и вы прощаете» или «ибо и вы прощаете»?

Сознаюсь честно мне больше по душе слово – ибо. Объясню почему?

Ибо – просто констатирует факт, что я кого-то, когда-то простил.

Ибо – не вдаётся в подробности. Н/р. Прощал? Прощал! Молодец!

А вот слово – Как, оно измеряет мою искренность, мои побуждения, мою добросовестность, если угодно.

Евангелисты 	Матфей и Лука по-разному записали молитву «Отче наш» (см. Мф.6:9-13; Лк.11:2-4) Лично я нашел семь отличий.-3

Поэтому я предпочел бы, чтобы было написано лишь – Ибо, но, к моему счастью, написано ещё и – как.

Бывает так: человек простил и это уже не мало, это уже считается. Но Господь желает углубить опыт человеческого прощения. Следующий уровень — это то, как мы прощаем? Думаю, всем Христианам следует возрастать в этой не простой науке – науке прощать.

  • Следующее отличие: «прощаем должникам нашим» и «прощаем всякому должнику нашему».

Здесь так же акцент смещается от общего - «должникам», к частному - «всякому должнику».

Дорогие читатели поверьте, Иисус в молитве «Отче наш» не путается в формулировках. В жизни каждого человека могут быть моменты, когда он должен простить, если хочет быть сам прощенным, не только отдельного должника, но и возможно целую группу должников. И напротив, не только группу должников в целом, но каждого должника в отдельности.

При этом не будем забывать, что прощать нужно не только не возвратившего деньги должника, или не метённый пол, но и грехи, что почище.

И разные формулировки в любимом из вариантов молитвы "Отче наш" помогают человеку, произносящему её, прежде всего заглянуть себе в сердце и разобраться, что для него сейчас наиболее актуально сказать: «прощаем должникам нашим», либо «прощаем всякому должнику нашему».

Наиболее яркий, на мой взгляд, библейский пример прощения, как целой группы должников, так и каждого отдельно взятого должника, является история о том, как Иосиф простил своих родных братьев продавших его в рабство (см.Быт.37,42-44).

В этой связи мы должны знать оба варианта молитвы «Отче наш». Для того, чтобы наше обращение к Небесному Отцу было более качественным, более целостным и плодотворным.

Итак, мы рассмотрели с вами шесть отличий. И прежде, чем перейти к седьмому я хочу обратить ваше внимание на то, что все эти шесть отличий объединяет? Все они касаются той части молитвы «Отче наш», где упоминается хлеб и прощение. Именно в этом наша наибольшая нужда. Именно в верном понимании и применении этих библейских истин мы нуждаемся.

  • Отличие №7.

«Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.6:13), в евангелии от Луки этих строк нет.

К сожалению, в Священном Писании не объясняется почему этих слов в евангелии от Луки нет. Хотя Лука обещал: «по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать» всё (см. Лк.1:3).

Рискну выдвинуть своё предположение, опять же исходя из контекста.

Иисус предлагает разный вариант одной молитвы. В первом случае, при большом стечении народа, Он учит народ молиться и завершать молитву словами благословения Отца Небесного и словом – аминь (да будет так).

Возможно, тем самым мы учимся произносить эту краткую молитву в обществе, вокруг окружающих нас людей, что вполне уместно и допустимо. И как всякая общественная молитва – эта молитва также должна иметь своё логическое завершение.

В евангелии от Луки Иисус находится наедине с учениками и в этом случае, возможно, Он учит, что молитвенное общение с Небесным Отцом не должно прекращаться ни на секунду. Вставая с молитвы мы не перестаём общаться с Богом, а продолжаем непрерывное общение, без формального завершения молитвы словом – аминь.

Повторюсь это мое предположение. А как вы думаете почему в евангелии от Луки отсутствует, ставшая традиционной, концовка -

«Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.6:13)?

"Отец и сын" Дэвид Шеннон
"Отец и сын" Дэвид Шеннон

Пишите комментарии, подписывайтесь на канал «Изящные Изречения».

#библия #евангелие #христианство #религия #церковь #православие #философия #психология #общество #история