Найти в Дзене

Основы предпринимательской деятельности

Теоретические подходы, раскрывающие роль и значение предпринимательства в экономике, в отличие от других ресурсов, возникли намного позднее, в процессе становления капитализма в развитых странах. Сущность и функции предпринимательской деятельности Впервые попытался дать определение предпринимателя Р. Кантильон в 18 веке в своем эссе «Природа торговли в целом» как лица, которое платит определенную цену за продукт и перепродает его по неопределенной цене, «принимая решения о получении и использовании ресурсов, в то же время признавая риск предприятия». Он считал предпринимателя рискованным человеком, который сознательно выделяет ресурсы для использования возможностей максимизации финансовой отдачи. Этот подход отражает сущность исторически первой формы предпринимательства – торгово-спекулятивного. В ХХ веке к специфической черте созидательной предпринимательской деятельности, отличающей ее от бизнеса в целом, стали относить внедрение инноваций. Так, согласно И. Шумпетеру, предприниматель
Фото из открытого источника, с сайта Яндекс.Картинки
Фото из открытого источника, с сайта Яндекс.Картинки

Теоретические подходы, раскрывающие роль и значение предпринимательства в экономике, в отличие от других ресурсов, возникли намного позднее, в процессе становления капитализма в развитых странах.

Сущность и функции предпринимательской деятельности

Впервые попытался дать определение предпринимателя Р. Кантильон в 18 веке в своем эссе «Природа торговли в целом» как лица, которое платит определенную цену за продукт и перепродает его по неопределенной цене, «принимая решения о получении и использовании ресурсов, в то же время признавая риск предприятия». Он считал предпринимателя рискованным человеком, который сознательно выделяет ресурсы для использования возможностей максимизации финансовой отдачи. Этот подход отражает сущность исторически первой формы предпринимательства – торгово-спекулятивного.

В ХХ веке к специфической черте созидательной предпринимательской деятельности, отличающей ее от бизнеса в целом, стали относить внедрение инноваций. Так, согласно И. Шумпетеру, предприниматель готов и способен превратить новую идею или изобретение в успешную инновацию. Предпринимательство использует то, что Шумпетер назвал «бурей созидательного разрушения», чтобы полностью или частично заменить низшие предложения на рынках и в отраслях, одновременно создавая новые продукты и новые бизнес-модели, таким образом, созидательное разрушение в значительной степени ответственно за долгосрочный экономический рост.

Современные подходы к предпринимателю основаны на том, что это инициативный лидер, способный идти на риск, используя любые рыночные возможности путем разработки инновационных бизнес-проектов и их реализации за счет учреждения предприятия. В XXI веке к предпринимательскому таланту стали относить не только интуитивное чутье направлений прибыльного использования своих и чужих ресурсов, но и особый менталитет, порождающий разнообразные идеи, реализуемые в форме социального, политического предпринимательства или предпринимательства знаний.

Современное правовое определение:

Предпринимательская деятельность в РФ – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от владения имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Такой подход не совсем обоснованно отождествляет предпринимательство с бизнесом, как любой деятельностью, не связанной с работой по найму, целью которой является регулярное получение нетрудового дохода.

Разнообразные концепции предпринимательства раскрывают личностные качества предпринимателя (инициативность, новаторство, склонность к риску, лидерство), способности реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии управленческих решений в соответствии со стадиями развития предприятий.

По сферам деятельности (отраслям) предпринимательская деятельность бывает торгово-посреднической, производственной, финансовой, сервисной, консалтинговой и т. п. Легальные предприятия классифицируют по организационной форме; по форме собственности – частные, государственные, муниципальные, смешанные, совместные; по размерам (по количеству занятых, стоимости основных производственных фондов, годовой выручке) – малые, средние, крупные; по размещению, по рентабельности, по масштабам деятельности и рынков (местные, национальные, международные).

Отличительные черты предпринимательства:

1) самостоятельность и экономическая свобода деятельности. Любой предприниматель не зависим в принятии решения по поводу организации собственного дела в любой экономической сфере;

2) деятельность предпринимателя связана с риском и неопределенностью успеха начатого дела. Поэтому такая деятельность предъявляет жесткие требования к личным качествам человека, занятого предпринимательством. Здесь важны и грамотность, и знания, и умение, и характер;

3) важнейшей отличительной чертой предпринимательской деятельности является опора на инновации. Это творческая поисковая деятельность инициативных людей, которые реформируют и революционизируют производство и другие сферы деятельности.

Формула предпринимательства: получение максимальной прибыли при минимальном риске.

Главная цель предпринимательской деятельности - стимулирование и удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов, максимизация возможностей удовлетворять комплекс потребностей предпринимателя в условиях неопределенности. Чтобы сохранить жизнеспособность и эффективность предпринимательской единицы, необходимо ставить цели:

1. Цели развития (изменение количественных и качественных параметров производства).

2. Цели поддержания на достигнутом уровне (закрепление текущего состояния).

3. Цели выхода из нежелаемого состояния или спада (преодоление спада, стабильность социально - экономической обстановки, создание предпосылок подъема).

Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Культура предпринимательства связана с этическими нормами.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями.

В Гражданском кодексе РФ выделяют следующие организационно-правовые формы предприятий:

· Индивидуальное предпринимательство:

o Индивидуальный предприниматель

o Индивидуальное предприятие

· Коллективное предпринимательство

o Семейное предприятие

o Кооператив (артель)

o Полное товарищество

o Товарищество на вере

o Общество с ограниченной ответственностью

o Общество с дополнительной ответственностью

o Хозяйственное партнерство

o Инвестиционное товарищество

o Непубличное акционерное общество

o Публичное акционерное общество

· Государственное предпринимательство

- государственные или муниципальные унитарные предприятия

- государственные компании, акции которых полностью или преимущественно принадлежат правительству.

Отличия государственного предпринимательства от частного заключается в том, что получение прибыли не является главной целью госкомпаний и унитарных предприятий, даже функционирующих на коммерческой основе. Состояние убыточности (а около трети этих предприятий в РФ неприбыльны) не является основанием для прекращения их деятельности, они могут покрывать убытки за счет субсидий из бюджета, поскольку производят социально или стратегически важные для государства блага.

Отдельно выделяют незаконное предпринимательство, которое также может быть индивидуальным и коллективным. К нему относятся виды не запрещенной хозяйственной деятельности, с доходов от которой не уплачиваются налоги, а также хозяйственная деятельность, осуществляемая с нарушениями действующего законодательства.

К важнейшим условиям развития легального предпринимательства относятся: защита прав частной собственности, свободная добросовестная конкуренция, основанная на соблюдении законов, этических норм и обычаев делового оборота (культуре предпринимательской деятельности), доступность заемных финансовых и трудовых ресурсов на развитых рынках капитала и труда, свобода рыночного обмена и низкий уровень налогообложения.

Налогообложение субъектов предпринимательской деятельности и граждан РФ регламентируется Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными и региональными законами, которые определяет процедуру установления и взимания налогов и сборов, виды, величину и ставки налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами налогообложения.

К организациям и индивидуальным предпринимателям применяются общая или специальная система налогообложения. При этом объекты налогообложения и размеры налогов подвержены изменениям в зависимости от приоритетов и целей налоговой политики. Так, целью снижения негативных последствий коронавирусных ограничений 2020–2021 года в Российской Федерации было предоставлено большое количество налоговых льгот, направленных на поддержку малого бизнеса и самозанятого населения. Цель данной политики – со-хранение занятости, снижение социальной напряженности, развитие производства, в том числе новых видов товаров и услуг.

В начале предпринимательской деятельности предпринимателю необходимо платить все общие налоги – налог на добавленную стоимость (20 % или 10 % в зависимости от вида товара), налог на прибыль (20 %), страховые взносы за наемных работников (30 % от фонда оплаты труда + % по травматизму на рабочем месте), налог на имущество юридических лиц, транспортный налог и др. Это достаточно обременительно, с учетом дополнительных затрат на ведение квалифицированного бухгалтерского учета и представления отчетности в налоговые органы.

Индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, должны платить НДС, страховые взносы за себя (и работников), НДФЛ (13 % от доходов для резидентов РФ).

В зависимости от сферы предпринимательской деятельности к общим налогам могут добавляться дополнительные налоги и сборы: таможенные пошлины, акцизы, сборы за пользование биологическими ресурсами, автотранспортный, земельный и водный налоги. С целью снижения налогового бремени предприниматели должны изыскивать возможности для получения налоговых льгот по одному из специальных режимов налогообложения, к которым относятся:

1) упрощенная система налогообложения;

2) патентная система налогообложения;

3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводите-лей (единый сельскохозяйственный налог);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Таким образом, целями частного предпринимателя (или их группы) является получение прибыли (а также в связи с этим рост бизнеса и стоимости своего предприятия) за счет реализации своих предпринимательских способностей к выполнению предпринимательских функций.

Частное предприятие – это организационная структура, учрежденная с целью реализации и капитализации своих предпринимательских идей и способностей.

Прибыль предпринимателя складывается из предпринимательского дохода и доходов на другие ресурсы, вложенных им в свое дело. Доход собственника предпринимательской способности складывается из платы за управление, риск, инновации и монополию, а также, в скрытом виде, платы за другие ресурсы, принадлежащие предпринимателю и использованные им в производстве на собственной фирме (вмененная рента на собственное недвижимое имущество, вмененный процент на собственный денежный капитал, вложенный в свою фирму, вмененная заработная плата, в случае, если предприниматель сам работает в своей фирме, заменяя наемного работника). Этот доход представляет собой разницу между валовым доходом и общими издержками коммерческой организации за период. Это не гарантированный никаким контрактом остаточный рисковый доход, который может быть как положительным, так и отрицательным (убыток). В связи с этим необходимо рассмотреть сущность и виды рисков, с которыми сталкиваются предприниматели в своей деятельности.

Предпринимательские риски: сущность, виды, методы управления

Риск – это степень опасности подвергнуться воздействию негативных событий и их возможных последствий.

Предпринимательский риск – возможность возникновения в ходе предпринимательской деятельности неблагоприятных ситуаций и последствий, связанных с нанесением ущерба, потерь ресурсов и доходов.

Риски всегда существуют в условиях неопределенности. Неопределенность – это совокупность неизвестных параметров будущего, отсутствие точного знания о вероятных событиях, которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными.

Причины неопределенности:

  • недостаток информации,
  • наличие элемента случайности,
  • противодействия.

Чистые риски связаны только с потерями (например, риск пожара), спекулятивные риски – отражают возможность как потерь, так и выигрыша.

Управление рисками включает следующие этапы:

Рисунок 1 – Основные этапы управления предпринимательскими рисками
Рисунок 1 – Основные этапы управления предпринимательскими рисками

На первом этапе управления рисками осуществляется планирование.

1. Планирование управления рисками – это процесс определения подходов и планирования мероприятий по управлению предпринимательскими рисками на всех этапах. Планирование процессов управления рисками позволяет обеспечить соразмерность уровня, типа, прозрачности управления рисками и важности предпринимательских целей, а также выделить достаточное количество времени и ресурсов для минимизации рисков.

На втором этапе управления рисками осуществляется идентификация рисков.

2. Идентификация рисков — это выявление и классификация рисковых событий для проекта и видов потерь (ущерба) от наступления данных рисковых событий.

На этом этапе определяются виды рисков, с которыми с наибольшей вероятностью предприниматель может столкнуться при осуществлении своей деятельности.

Классификация видов предпринимательских рисков:

1) По уровню:

– микрориски – характерные для отдельной фирмы;

– отраслевые – общие для фирм одной отрасли;

– региональные – общие для фирм одного региона;

– общенациональные – характерные для большинства фирм данной страны;

– глобальные – общие для всех фирм.

2) По источнику происхождения:

– социально-политические – революции, теракты;

– административно-законодательные – нормы, условия лицензирования, налоги и субсидии;

– правовые риски – несоблюдение условий заключенных договоров, несоблюдение патентного права, невыполнение контрактов, возникновение судебных процессов с внешними партнерами, внутренние судебные процессы;

– производственно-технические – поломки, аварии, техногенные катастрофы, срыв графика работ, риск невыполнения работ, невыход на проектную мощность, производственный брак, перебои с топливом, оборудованием, износ оборудования, выпуск продукции низкого качества, недостаток рабочей силы, недостатки технологии, неправильный выбор оборудования, увеличение стоимости оборудования, рост расходов на зарплату;

–финансовые риски: процентный риск — незапланированное изменение процентной ставки при заключении долгосрочных соглашений о займе; кредитный риск — невозможность выполнения кредитного договора вследствие финансового краха; валютный риск — риск потенциальных убытков вследствие изменения валютных курсов;

–коммерческие риски (риски реализации продукции): непродуманность, неотлаженность, отсутствие сбытовой сети; задержка в выходе на рынок; невозможность реализовать продукцию в нужном стоимостном выражении и в намеченные сроки; непредсказуемость изменений закупочной цены товаров; рост издержек обращения; потери товара при хранении и транспортировке;

–организационно-управленческие риски – ошибки проектирования, неправильная организация работ, недостаток координации работ, изменение руководства, слабый менеджмент, неправильное планирование деятельности, ошибки в проектно-сметной документации;

– природно-экологические – экологические и стихийные бедствия, эпидемии;

– демографические – изменение величины и структуры населения;

– геополитические – войны, санкции, эмбарго, торговые ограничения;

–частные предпринимательские – риск снижения рентабельности, риск потери финансовой устойчивости и ликвидности.

3) По обоснованности:

– обоснованные ‒ вероятность выгод превышает вероятность потерь;

– частично-обоснованные ‒ вероятность выгод невелика, но выгоды значительны;

– авантюрные ‒ вероятность незначительных выгод небольшая, а вероятность больших потерь значительна.

4) По осознанности:

– осознанные – зависит от степени информированности субъекта о величине и вероятности потерь и выигрыша от принятия решения и осуществления действия;

– неосознанные.

5) По допустимости:

– допустимые – вероятность потерь в размере текущей выручки или прибы-ли ниже среднего уровня;

– критические – вероятность потери годовой выручки (убыточности) больше среднего;

– катастрофические – велика вероятность потери всех (или большей части) активов фирмы.

7) По системности:

– несистемные (уникальные) – могут быть снижены за счет риск-менеджмента

– системные (общие для всех) – снижаются за счет функционирования гос-ударства и страхового бизнеса

8) По прогнозируемости:

– прогнозируемые – вероятность наступления события рассчитывается из статистики прошлых лет;

– частично прогнозируемые (форс-мажорные) – неизвестные или ранее не происходившие события, вероятность наступления которых трудно рассчитать.

9) По возможности страховки:

– страхуемые (страховыми организациями) – страхование жизни, имуще-ства, ответственности от прогнозируемых рисков;

– нестрахуемые – многие коммерческие риски.

Отношение субъектов к рискам:

– противник риска – избегает любого риска, даже обоснованного, всячески страхуется, если риска не избежать;

– нейтральный к риску – осознанно идет на обоснованный риск;

– склонный к риску – стремится к получению большего дохода, даже свя-занного с авантюрными рисками, им движет азарт испытать судьбу.

На третьем этапе управления рисками осуществляется качественный анализ рисков.

Качественный анализ рисков — процесс оценки вероятности наступлений рисков и их потенциального влияния на предпринимательскую деятельность с построением карты рисков.

Методы и средства качественного анализа:

• экспертный опрос;

• АВС-анализ;

• матрица определения степени воздействия.

Оценка величины рисков проводится по следующим параметрам:

оценка степени вероятности наступления рискового события (высокая, средняя, низкая);

оценка значимости последствий наступления рискового события (высокая, средняя, низкая).

Последующее перемножение этих величин позволяет определить статус риска. По результатам экспертного опроса выстраивается рейтинг наиболее значимых рисковых событий.

Рисунок 2 – Карта рисков с отображением их вероятности (высокая, средняя или низкая)
Рисунок 2 – Карта рисков с отображением их вероятности (высокая, средняя или низкая)

На четвертом этапе управления рисками осуществляется количественный анализ рисков.

Количественный анализ рисков количественная оценка вероятности каждого риска и влияния его последствий на результаты и цели деятельности.

Количественный анализ производится в отношении тех рисков, которые в процессе качественного анализа были квалифицированы как потенциально или существенным образом влияющие на конкурентоспособные свойства предпринимателя. В процессе количественного анализа рисков оценивается эффект от таких рисковых событий. Данный анализ также представляет количественный подход к принятию решений в условиях неопределенности.

В процессе количественного анализа рисков оценивается воздействие данных рисков на цели и результаты (прибыль) деятельности. Он используется, в основном, для оценки совместного воздействия всех рисков. Когда риски попадают в количественный анализ, данный процесс может использоваться для присвоения числового рейтинга приоритетности этим рискам по отдельности.

Основные методы количественного анализа:

  • Анализ чувствительности помогает определить риски с наибольшим возможным воздействием на проект. Он помогает понять, каким образом вариации в целях проекта коррелируют с вариациями в различных неопределенностях. Диаграмма «торнадо» — особый вид линейчатой диаграммы, используемый в анализе чувствительности для сравнения относительной важности переменных. В диаграмме «торнадо» на оси Y располагается каждый тип неопределенности в базовых значениях, а на оси X — разброс или корреляция неопределенности в отношении изучаемого выхода.
  • Распределение вероятностей. Непрерывные распределения вероятностей, широко используемые в моделировании и имитации, представляют собой неопределенности значений, например длительности операций расписания и стоимости компонентов предпринимательской деятельности;
  • Имитация при помощи метода Монте-Карло. При имитации рассчитывается множество раз (итеративно), при этом для каждой итерации входные значения (например, оценки стоимости или длительности операций) выбираются произвольно из распределений вероятностей этих переменных. В ходе итераций рассчитывается гистограмма (например, общая стоимость или дата завершения);
  • Расчет точки безубыточности, при котором прибыль равна нулю;
  • Метод построения дерева решений и ожидаемого денежного дохода.

На пятом этапе управления рисками осуществляется реагирование на риски.

Реагирование на риски – предполагает выбор одного или нескольких стратегий минимизации или исключения рисков в проекте.

Рисунок 3 – Основные стратегии и методы реагирования на риски
Рисунок 3 – Основные стратегии и методы реагирования на риски

Рисунок 3 – Основные стратегии и методы реагирования на риски

Для прогрессивных сдвигов в российской экономике особенно важна поддержка и развитие инновационного предпринимательства, как частного, так и смешанного.

Коммерциализация инноваций – это взаимосвязанный процесс становления инновационной идеи, начиная от оценки перспектив ее коммерческого использования до реализации новинки и достижения окупаемости затрат на всех этапах. Коммерциализация инноваций предполагает получение экономического эффекта от реализации научно-технической разработки, находящейся на различной стадии завершения, начиная от идеи и заканчивая производством продукции. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности представляет собой процесс превращения этих результатов в товар и их эффективную реализацию в промышленных масштабах.

В этом процессе государство стимулирует инвестиционный процесс, улучшает инновационный климат и содействует коммерциализации результатов исследовательской деятельности, в том числе за счет защиты интеллектуальной собственности разработчиков и развития патентования. Патент – это охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели, промышленного образца либо селекционного достижения.

Кроме того, коммерциализации инноваций способствует поддержка государственных и частных венчурных организаций и фондов. Венчурная компания – небольшая рисковая фирма, занимающаяся научными исследованиями и инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений.

Классический венчур – инновационное предприятие, создаваемое несколькими фирмами, каждая из которых вносит в капитал фирмы небольшую долю средств. Коллективное финансирование снижает риск и возможные убытки в связи с отсутствием коммерческого успеха инновационной продукции.

На заключительном этапе управления рисками применяется контроль. Контроль рисков – это процесс применения планов реагирования на риски, отслеживания идентифицированных рисков, мониторинга остаточных рисков, выявления новых рисков и оценки результативности процесса управления рисками на протяжении всей деятельности компании. Он улучшает эффективность подхода к управлению рисками на протяжении всего жизненного цикла предприятия с целью постоянной оптимизации реагирования на риски.

В процессе контроля рисков применяются такие методы, как анализ отклонений и тенденций, для выполнения которых необходима информация об исполнении, собранная во время осуществления предпринимательской деятельности.

Следовательно, предпринимательство – это самостоятельная, творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для создания новых и совершенствования имеющихся продуктов (услуг), производств, организаций, осуществляемая на свой риск в целях получения прибыли. Если же говорить об управлении рисками предпринимателем, то оно включает определенные этапы, такие как: планирование, идентификацию рисков, анализ, реагирование на риски, контроль рисков. Все эти этапы осуществляются с точки зрения определения видов рисков, оценки вероятности их наступления, а по наиболее вероятным и существенным рискам разрабатываются стратегии реагирования на риски, при этом осуществляемые операции по сокращению или исключению предпринимательских рисков контролируются и перепроверяется возможный ущерб от неизбежных рисков.

Ранее представленный материал по данной теме:

Экономическая культура и финансовая грамотность. Сбережения в жизни гражданина
Наталь Я - Экономика и управление23 января 2024
Экономическая культура и финансовая грамотность. Налоги и налогообложение в жизни гражданина
Наталь Я - Экономика и управление29 января 2024
Финансовые инструменты для создания и развития своего бизнеса
Наталь Я - Экономика и управление1 февраля 2024

Подписывайтесь и ставьте лайки!

Рада Вашим комментариям!

Успехов в познании! 🌞🎓📚