3,4K подписчиков

И.С.Бах - Искусство фуги.

  Bach, Иоганн Себастьян Бах, И. С. Бах, Бах.  "Искусство фуги" - это своего рода музыкальное завещание великого композитора.

Bach, Иоганн Себастьян Бах, И. С. Бах, Бах.

"Искусство фуги" - это своего рода музыкальное завещание великого композитора. И это уникальное творение состоит из 14 фуг (Contrapunctus) и 4 канонов, сочиненных на одну тему в одной тональности. Другого подобного примера в мировой музыкальной литературе нет. В этом сочинении использованы все возможные технические приёмы полифонического
развития и даже такие, которые сам
Бах не применял в течение своей долгой и необычайно плодотворной композиторской деятельности. Хотя это сочинение является единственным в своём роде учёным трактатом об "Искусстве фуги", художественное значение его далеко выходит за эти рамки.

"Искусство фуги" не было понято и по достоинству оценено современниками Баха. Оно разделило судьбу многих гениальных произведений композитора, пролежав почти столетие в безвестности. Между тем, по свидетельству крупнейшего биографа и исследователя творчества Баха - Альберта Швейцера, одни из влиятельных критиков того времени - Матессон, забыв свою тайную зависть и вражду, которые питал к Баху всю жизнь, писал после его смерти:

- "Так называемое "Искусство фуги" Иоганна Себастьяна Баха - великолепное практическое произведение... - вызовет со временем удивление всех французских и итальянских сочинителей фуг, если только они смогут как следует просмотреть и понять его, я не говорю уже сыграть".

Над своим последним сочинением Бах начал работу в 1748 или 1749 году и продолжил до 1750 гола. Он почти закончил произведение, когда тяжёлая болезнь глаз заставила его прекратить работу. Через шесть месяцев после неудачной операции Бах скончался. Последние дни он провёл в затемнённой комнате и, по-видимому, продолжал работу над заключительной фугой. На последней странице, в том месте, где обрывается рукопись, Филипп Эммануил Бах сын композитора сделал пометку:

"В этом месте фуги, где тема B. A. C. H. вступает в разработку, автор скончался".

Однако нам известно, что, почувствовав приближение смерти, Бах вызвал
своего зятя
Альтниколя и продиктовал ему не заключение последней фуги, а хоральную фантазию на тему старинного хорала, назвав её "К престолу Твоему я приступаю ныне".

"Искусство фуги" увидело свет в 1751 году, но за шесть лет было продано всего 30 экземпляров, и наследники Баха, для покрытия типографских расходов, вынуждены были продать гравировальные доски по цене металла. Сам Бах успел увидеть первые фуги в процессе гравировки. Вся остальная издательская работа была проделана его старшими сыновьями и теоретиком Марпургом после смерти композитора. В первом издании после неоконченной фуги была напечатана хоральная фантазия, очевидно, для того, чтобы придать видимость законченности всему произведению.

Мы не знаем, предназначал ли Бах "Искусство фуги" для исполнения на определённых инструментах. Во всяком случае, в рукописи нет на этот счёт никаких указании. Отсутствуют также какие-либо указания темпов и динамических оттенков.

Не было недостатка в попытках инструментовать "Искусство фуги". Оно исполняется пианистами и органистами, существуют переложения для двух роялей, для струнною квартета, для струнного оркестра и так далее. В оркестрах используются скрипки, альты, виолы да гамба, виолончели, контрабас, флейта, гобоя, гобой д’амур, гобой да каччиа, фагот. Каноны поручены клавесину.

"Искусство фуги" состоит из 14 фуг и 4 канонов на одну тему. В первых фугах она проводится без изменений. Дальше тема изложена в обращении. С пятой фуги начинаются ритмические вариации темы. Размеренно-спокойное движение её становится энергичным и взволнованным. Постепенно приёмы
контрапунктической техники усложняются. В шестой и седьмой фугах уже встречаются все виды изменений темы: увеличение, уменьшение, обращение. В разных голосах тема проходит одновременно целыми нотами, половинными, четвертями и восьмыми

Кульминацией цикла являются 8-11 фуги, где основная тема изменяется подчас до неузнаваемости, появляется новый тематический материал, выдержанное противосложение, имеющее значение второй темы. Именно здесь мы встречаемся со всеми возможными элементами фуги - самой совершенном
формы полифонической музыки.

Вагнер:

- "И вот посмотрите, какой мир строит из этих элементов непостижимо великий Бах!, невозможно какими-либо сравнениями передать их богатство, возвышенность и всё заложенное в них значение".


Не будет преувеличением сказать, что эти фуги принадлежат к наиболее вдохновенным страницам мировой литературы.

12-я и 13-я фуги изложены в двух вариантах: основном (rectus) и обращённом (inversus), как бы отраженном в зеркале. Голоса перемещаются; верхний голос становится басом, а нижний превращается в сопрано. 13-ю фугу с её зеркальным обращением Бах сам переложил для двух клавесинов.

Грандиозная заключительная 14-я фуга (Fuga a 3 Sogetti) отличается особо возвышенным, торжественным характером. Однако нельзя согласиться с мнением Альберта Швейцера, предполагающего, будто 14 фуга вообще не имеет отношения к циклу. Две первые темы этой тройной фуги, бесспорно, являются вариациями основной темы "Искусства фуги", а включение совершенно новой темы, из нот которой состоит имя Bach; указывает на то, что именно эта фуга является заключением всего произведения. Бах как бы поставил свою подпись.