Корабли Петровской эпохи на Каспийском море

Корабли Петровской эпохи
Корабли Петровской эпохи

Несмотря на то, что Русское государство получило доступ к Каспийскому морю ещё до эпохи правления Петра I, активное продвижение нашего государства в южные районы Каспия началось только с XVIII века. Именно в период XVII-XVIII вв. Российское государство в короткие сроки создало свой мощный боевой флот, который был способен решать разнообразные задачи на просторах Мирового океана. Главной базой флотилии стала Астрахань.

Петровским указом 1718 года, для строительства Каспийского флота, было положено начало и такому крупному предприятию, как Казанское адмиралтейство, которое предназначалось для строительства, ремонта и длительного хранения морских и речных судов. Для здания адмиралтейства было выбрано место на левом берегу в устье реки Казанки у татарского села Бишбалта ("Пять топоров). Также верфи разместили в Верхнем и Нижнем Услонах. Строительными работами заведовал непосредственно сам лейб-гвардии майор Румянцев. Здесь строились бомбардирские суда, фрегаты, бригантины, галиоты и легкие гребные суда для Балтийского и Каспийского флотов.

По распоряжению Петра I и при его непосредственном участии на верфях казанской слободы было построено около 200 военных и транспортных кораблей, впоследствии укомплектованных шестью тысячами матросов: с 1701 г. – каты, с 1715 г. – бригантины, с 1716 г. – шхуны и шнявы, с 1719 г. – гукоры, с 1722 г. – гекботы и т. д.

Одновременно со строительством военных кораблей Петр I принимал меры для создания морского транспортного флота. Нижегородская губерния в начале ХVIII века стал центром судостроения. На его верфях строили очень прочные мореходные суда шкоуты, которые предназначались для перевозки на Каспийском море рыбопродуктов и других грузов. Строительным материалом для шкоутов служил сосновый, еловый лес и частично персидский дуб (темир-агач), или «железное дерево». Для крепления деталей набора судна применялись железные болты и деревянные нагели, а продольные брусья толщиной более 30 см и шириной 40 см, которыми обшивали его плоское днище, соединяли между собой железными скобами. Такая технология постройки придавала шкутам повышенную прочность и
долговечность: они служили 20 – 25 лет.

На вооружении Каспийского флота также состояли струги. Струги эти представляли собой довольно крупные парусно - гребные судна, длиной 42 и шириной почти 7 м. Строились на разных верфях, разными мастерами и по различным проектам.

Хорошо зарекомендовали себя во время Персидского похода в качестве универсальных военных судов - шнявы. Они использовались для ведения разведки, прикрытия на морских переходах гребных флотилий, охраны транспортных судов, участия в крейсерских операциях, захвата транспортных судов неприятеля. Сведения о корабельных мастерах, строивших шнявы, не сохранились. Использовались также для проведения исследований берегов Каспийского моря.

Сам Петр 1 отправился в Персидский поход на боте «Ингерманланд». Парусный линейный корабль «Ингерманланд» был построен в 1712–1715 гг. в Санкт- Петербурге корабельным мастером Ричардом Козенцем. «Ингерманланд» считается образцом судостроения Петровской эпохи. Проект и чертежи 64-пушечного линейного корабля были разработаны Петром I. 1 мая 1715 года корабль был спущен на воду. Имя ему было дано по шведскому названию Ижорской земли Ингерманландии. Это был один из лучших кораблей своего времени. Корабль отличался хорошими мореходными качествами и имел мощное по тем временам артиллерийское вооружение.

Деятельность Петра I по созданию и развитию русского флота сыграла большую роль в получении Россией выхода к Каспийскому морю. Благодаря ему Россия прочно утвердилась на Каспии, надёжно обеспечила собственную безопасность, навеки прославила себя блестящими морскими победами и многими географическими открытиями.

Корабли Петровской эпохи
Корабли Петровской эпохи
Корабли Петровской эпохи
Корабли Петровской эпохи
Корабли Петровской эпохи
Корабли Петровской эпохи

Научный сотрудник научно- исследовательского отдела ДМЗ Аскерова Н.М.