8 подписчиков

Общаться с ребёнком. Как?

Хотите научиться легко находить общий язык со своим ребенком? Мечтаете о гармоничном общении, взаимопонимании и теплых отношениях? Даже если у вас нет серьезных проблем в коммуникации с детьми, все равно бывают ситуации, когда сложно найти правильный подход.

Ребёнок капризничает, не слушается Вас или устраивает истерики. А Вы при этом чувствуете злость (порой гнев) и бессилие в попытках достучаться до него. Но это можно исправить.

В этой статье будет дан краткий пересказ книги «Общаться с ребёнком. Как?» Юлии Борисовны Гиппенрейтер. Я постараюсь изложить информацию кратко и понятно, с соответствующими примерами.

Главный принцип

Самым главным принципом на пороге общения с детьми является безусловное принятие. Вам необходимо принять ребёнка таким, какой он есть. Радоваться уже тому, что он существует.

Возникает вопрос: «Если я принимаю ребёнка таким, какой он есть, значит ли это, что я не должна на него сердиться?» Нет, не значит. Но стоит при этом выразить свои эмоции, не копив их. Об эмоциях мы поговорим далее.

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Что же мешает безусловно принимать ребёнка? Воспитание и дисциплина. Именно они должны быть не до, а после безусловного принятия.

Ребёнок делает не то

Здесь стоит привести примерную ситуацию, когда ребёнок делает не так, как кажется нужным.

Сын пишет первые слова. Мама показывает ему, что он допустил ошибку в одном слове. После этого у сына будет меньше энтузиазма к практике написания слов.

Почему же так происходит? Когда ребёнок чем-то увлечён, он получает удовольствие от того, что у него уже что-то получается. Именно поэтому не стоит вмешиваться, если ребёнок занят чем-либо, пока он не попросит о помощи.

Если ребёнок учится ходить, не думаю, что Вы ему скажите: «Да разве так ходят?»

Помочь ребёнку

Когда вы видите, что ребёнок не справляется с каким-то занятием, лучше начать диалог с фразы: «Давай вместе…» Если же ребёнок сам попросит у Вас помощи, не отказывайте ему.

По мере освоения какого-то навыка нужно постепенно уменьшать свою помощь в деле. Но делать это нужно неспеша. Приведу пример.

Научить ребёнка кататься на двухколёсном велосипеде – сложная задача. В начале пути вы полностью контролируете велосипед, после убираете руку с руля, ещё спустя пару дней тренировок отпускаете сиденье, при этом находитесь рядом. В конце малыш может кататься без вашей помощи.
Постепенность - важная составляющая обучения. Картинка из открытых источников
Постепенность - важная составляющая обучения. Картинка из открытых источников

Надо сказать, что дети очень хорошо чувствуют то, в чём они нуждаются. Если ребёнок просит: «Поиграй со мной», «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду?», а у вас нет веских причин отказать ему, следует сказать «Да».

Замена слов

На каком-то этапе освоения навыка взрослый уже не будет принимать участие в занятии ребёнка.

Мальчик научился одеваться на прогулку

При этом ребёнок может путаться в своих действиях. На помощь приходят внешние средства. Ими могут послужить картинки, списки, рисунки и многое другое, что поможет ребёнку выполнить действие. Продолжу пример.

Сын путает, что нужно надеть и в какой последовательности. Мама составила список из вещей, которые необходимо надеть, рядом с каждым пунктом нарисовала элемент одежды. Теперь мальчик сам с большим интересом подбегает к списку и проверяет, правильно ли он одевается.
Благодаря списку мальчик одевается правильно и быстро. Иллюстрация взята из книги.
Благодаря списку мальчик одевается правильно и быстро. Иллюстрация взята из книги.

Ещё один пример

Родители уехали из дома по срочным делам, оставив подростка 16 лет за главного. Была необходимость поливать комнатные растения каждый день. Родители написали на бумажном листке «Полей меня» и приклеили к цветам. По возвращению родителей ни один цветок не был лишён воды.

Подкуп

Да, родители довольно часто прибегают к подкупу своих детей.

«За то, что ты приберёшься в комнате, мы купим тебе мороженое».

Но они могут принести большой вред, разрушив тонкую ткань собственной внутренней активности детей. Лучше избегать внешних побуждений.

Одна мороженка может здорово навредить ребёнку, разрушив его активность
Одна мороженка может здорово навредить ребёнку, разрушив его активность

Ошибки ребёнка

Не стоит постоянно опекать ребёнка, следить за тем, сделал ли он всё правильно. Необходимо давать ребёнку шанс ошибиться. Тем самым он будет учиться на своих ошибках, что крайне эффективно для его развития.

Ребёнок не хочет вставать рано утром в школу. Родитель старается поднять его, но тот не хочет покидать кровать. В этой ситуации следует дать ребёнку понять: если он не заставит себя встать, то он опоздает в школу, после чего сам будет нести ответственность перед учителем.

Как слушать ребёнка

В книге дан очень действенный способ общения с ребёнком, а именно – активное слушание. Способ состоит в том, чтобы выслушать ребёнка, добрым тоном обозначив его чувство.

СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА: Ты очень огорчен и рассержен на него.
ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА: Тебе она очень не нравится.

В этом методе есть ряд правил, которые следует учитывать:

  • Смотреть ребёнку в глаза. Нужно, чтобы Ваши глаза были на одном уровне.
  • Если ребёнок расстроен, огорчён, не стоит задавать вопросов. Лучше построить утвердительное предложение (пример приведён выше)
  • Важно выдерживать паузы, дав ребёнку время для обдумывания и рассказа о своих чувствах
Важно смотреть ребёнку в глаза при разговоре с ним. Ваши глаза должны быть на одном уровне. Иллюстрация из книги
Важно смотреть ребёнку в глаза при разговоре с ним. Ваши глаза должны быть на одном уровне. Иллюстрация из книги

Этот способ помогает наладить контакт с ребёнком, ведь тот понимает, что его слушают и он важен для родителя. Постепенно ребёнок сам может решить свою проблему.

Некоторые дети могут посчитать повторение их слов передразниванием. Поэтому стоит подбирать синонимичные фразы для диалога.

Похвала

Похвала может быть отличным способом контакта с детьми. Нужно не забывать применять её. Но делать это нужно размеренно и в определённой форме.

После выступления сын подходит к отцу и говорит: «Мне кажется, что я плохо выступил. Отец отвечает: «Мне так не показалось. Мне понравился номер».

В этом случае папа сказал, что ему понравился номер. Он не стал говорить, какой молодец его сын. Вместо прямой похвалы к своему сыну, отец выразил чувство, которое было вызвано выступлением его сына.

О своих чувствах

Не только дети, но и родители часто испытывают те или иные чувства. В некоторых ситуация это может привести к ссоре, что ухудшит контакт с ребёнком. Не стоит держать чувства в себе. Нужно рассказать о них ребёнку. Но как это сделать?

Думаю, что в этот момент мама хочет многое высказать своему сыну. Картинка из книги
Думаю, что в этот момент мама хочет многое высказать своему сыну. Картинка из книги

В построении предложения о своих чувствах необходимо говорить от первого лица, рассказать о своих переживаниях, а не о поведении ребёнка.

Ребёнок слушает громкую музыку. Варианты начала диалога для самопроверки:
1. Меня утомляет громкая музыка
2. Ты не мог бы сделать потише?

В первом варианте мы рассказываем ребёнку, какое чувство у нас вызвало его поведение. Второй же пример является приказом, а дети очень тонко чувствуют приказы со стороны родителей.

Для того, чтобы не накапливать в себе чувства, автор рекомендует уменьшить ожидания от действий ребёнка, тем более если оно трудное или невыполнимое.

Конфликт интересов

Предположим, что мама со своим сыном хотят посмотреть телевизор. У мамы есть своя любимая передача про животных, а у сына – футбольный матч. Эти передачи проходят в одно и то же время. Как поступить, чтобы обе стороны получили своё?

Кто же будет смотреть телевизор?
Кто же будет смотреть телевизор?

Разберём ситуацию по шагам:

  1. Проясняем ситуацию. Выяснить у сына, что он хочет, а также рассказать о своих желаниях.
  2. Собираем предложения. «Как нам быть?» Обязательно следует первое слово дать ребёнку, а уже после выдвигать свои пути решения проблемы.
  3. Анализ предложений. Разбираются все предложенные варианты и выбирается оптимальный.
  4. Детализация выбранного варианта (полное уточнение всех деталей) и решение проблемы.
Решение проблемы может быть следующее: сын просматривает матч на планшете, а мама смотрит свою передачу по телевизору (и наоборот, если судить от того, кто может посмотреть на планшете).

Дисциплина и наказания

Правила, ограничения, требования и запреты должны иметь место в жизни ребёнка. Но их не должно быть много. При этом само правило или ограничение должно быть сказано в дружественно-разъяснительном тоне, нежели в повелительном.

Родительские ограничения ни в коем случае не должны вступать в противоречие с естественными потребностями ребёнка.

Не всем родителям нравится чрезмерная активность ребёнка. Но она крайне важна для его развития – именно благодаря ей он и познаёт этот мир.

Наказания играют немаловажную роль в воспитании. Самый действенный способ наказания - естественный.

Если ребёнок игрался с кошкой и она его поцарапала, он извлечёт из этого урок.
С виду безобидный котик, а может поцарапать
С виду безобидный котик, а может поцарапать

Не стоит говорить ребёнку о том, что вы его предупреждали, что он сам виноват. Он осознаёт свою вину и в данный момент фраза «Сам виноват» будет только мешать ему в осознании произошедшего.

Если не естественное наказание, то что?

Лучше наказывать ребёнка, лишая его хорошего, чем делая плохое. К хорошему можно отнести сказку на ночь, совместную прогулку или хобби. Дети очень любят такие семейные традиции.

Не стоит по любым пустякам лишать ребёнка моментов радости от вышеперечисленных дел. Наказание должно быть соизмеримо проступку.

Совместное приготовление пиццы по выходным очень сближает родителей со своими детьми. Иллюстрация из открытых источников
Совместное приготовление пиццы по выходным очень сближает родителей со своими детьми. Иллюстрация из открытых источников

В конце следует подвести ряд моментов, без которых описанные способы могут не действовать.

  • Стоит с самого детства любить ребёнка таким, какой он есть
  • Тон в общении с ребёнком – дружественный, позитивный, но не повелительный или злой.
  • Ни один из способов не поможет сразу – это очень важно. Следует соблюдать их на протяжении длительного времени, чтобы прийти к нужному результату.

Само собой, не всё из книги было изложено в этой статье. Если Вам интересно, можете прочитать эту книгу целиком. Задавайте вопросы в комментариях или делиться своими историями воспитания, думаю, что будет полезно прочитать многим.

Если я был Вам полезен, не пожалейте свой лайк. Ваше одно касание экрана позволит понять, что приложенные усилия не напрасны. Спасибо)