У 99% индусов по одной супруге. Но есть каста брахманов, у которых с периода формирования каст имелись могущественные права в отношениях с прочим населением. Ведь они напрямую были связаны с богами – практиковали культ.
Такие могли позволить себе, в том числе и много спутниц жизни. А сам обычай, связанный с этим брачным феноменом, получил название «кулинизм»…
Кулин Пратха (на западный манер – «кулинизм») с санскрита переводится «практика Кулин», где сам «кулин» это всего лишь «сборник всех причитающихся для касты прав».
Так что этимология термина ничего не объясняет.
Имеет значение «соблюдение прав, данных по рождению».
Причем кулинином (обладателем всех причитающихся браминам прав) мог стать брахман, как минимум в 15-м поколении. То есть многоженство рассматривалось как искусство, передаваемое от отца к сыну веками.
Положение женщин в кулинистической семье
Самое интересное, что брахман, несмотря на то, что его все почитали, мог влачить бедное существование. Все зависело от богатств внутри окормляемого им населенного пункта, ведь брахманы могли жить исключительно на пожертвования (деньгами, продуктами, иными благами).
Т.е. где-то в нищем захолустье нищим был и брахман, и его супруги. Многие шудры могли выглядеть богаче: за прочистку канализации и деревенских туалетов люди хорошо платили…
Т.е. грубо говоря, нищий старик мог иметь несколько очень молодых жен. Причем согласие жен чаще всего не спрашивали. Как думаете, какого это: быть пятой женой нищего старика? Кто были эти девушки? Читайте дальше...
Когда старик-брахман умирал, его «половинка» мечтала «уйти» вместе с ним. В противном случае она обязана была как-то выживать сама (веру нельзя было предавать – люди узнают и осудят). А если у ней еще и дети были? То бишь это уже был настоящий тупик. Чем дальше люди уходили от традиционных ценностей, тем меньше им была интересна судьба брахманских жен.
Это в древности весь населенный пункт готов был кормить и лелеять тех брахманских вдов, которые все же не захотели идти на погребальный костер (как правило, это были матери малолетних детей)…
Но и это еще не вся беда. В 19 веке таким беднягам все-таки разрешили выходить замуж. Но вы уже поняли, что исключительно за людей браманского рода. Они были дефицитом (мужчины живут меньше женщин). То есть приходилось попадать второй раз в гарем (туда, где есть жена). Мужики этим откровенно пользовались – женщины буквально плыли к ним в руки. Такие чувствовали себя дома круче любого раджи (особенно, когда раджей-то в этих странах не стало).
Какие женщины попадали в такие семьи?
Как вы и сами догадались, это, в первую очередь, были дочери и внучки самих же браминов.
В сравнении с другими кастами брахманов было меньше всего. Представляете – в какой-то местности их всего два. Разумеется, семья одного из таких патриархов всех дочерей будет выдавать за потомков другого. И, наоборот, тот, другой, будет передавать девиц в семью первого.
Таким образом поддерживалась чистота родов высшей касты. Причем, дальше к югу с количеством браманских родов было хуже всего – там род второго брамина можно было и не найти, а поэтому каждую дочь (внучку) отправляли на север Индостана.
Ну, а если браминские девственницы все-таки попадали в руки представителей других каст, неприкасаемых или вообще «грязноногих»? Все! Если девушка родила от одного из таких, то она уже «отрезанный ломоть» для членов «вершины» социума!!!
Чтобы подстраховаться (быстрее приучить к «правильному» мужу), девочек раздавали в качестве жен (как положено – с дорогим приданным) еще задолго до момента полового созревания.
А то после 13 лет будет поздно – влюбится в кого-нибудь «не того» и испортит себя. Тут с этим строго!
Кончились в семье брамина свободные женихи? Тогда дочери распределялись по их семьям «по второму кругу». То есть у каждого из рода было уже по несколько жен.
А на юге, где люди «высшего ведического сорта» были вообще редкостью, девицы во множестве оказывались даже в «гареме» дряхлых стариков.
Какая разница – брамин, значит, от него все равно исходит благодать.
Велась ли борьба с этим обычаем? Что происходит в этом плане сегодня?
Да. Еще при англичанах – в конце XIX столетия. В колонии Индии была законодательно запрещена полигамия… Однако на каждое село не напасешься инспекторов – проверять, кто соблюдает закон, а кто нет. Тем более, есть такие уголки, куда даже полицейский из местных ни одной ногой!
Людям, живущим далеко от центров современной цивилизации, не запретишь соблюдать традиции, которые восходят к 17 веку до н.э. – времени появления индоиранцев-колонистов, образовавших сначала индоарийские союзы племен, а потом и этносы.
Супруга брахмана (человека высшей касты) это очень почетно!
Если в остальных государствах Бхарата, кулинизм – единичный случай для каждого штата, то в Бенгалии (сегодня – Бангладеш), браминских гаремов больше.