9 подписчиков

Топ песен из советских мультфильмов (с точки зрения взрослого)

Доброго времени суток! Удивительно, насколько могут отличаться интерпретации одного и того же текста детской песенки в зависимости от того, в каком возрасте их слышишь!

Доброго времени суток!

Удивительно, насколько могут отличаться интерпретации одного и того же текста детской песенки в зависимости от того, в каком возрасте их слышишь! Казалось бы - ты слышишь песню в сотый раз, знаешь её наизусть и без труда вспомнишь мотив какого-нибудь "Антошки" или "Чунга-чанги", но в один момент всё переворачивается, когда твой новый жизненный опыт, ежедневный переворот календарного листа и мысли о чём-то далёком и недостижимом, что окутывают в тяжёлые мгновения, вдруг показывают в незатейливых текстах, до того скрывавшихся в волнах памяти как что-то незыблемое и простое, такую глубину, что автоматически начинается поразительный анализ, ведущий человека к новым открытиям или подтверждению "синдрома утёнка", ломающегося под гнётом собственной неполноценности в восприятии взрослого. Итак, меня зовут Денис, и перед вами Топ 10 песен из советских мультфильмов с точки зрения взрослого. А ещё будет бонус в виде песен, достойных упоминания, но не вошедших в топ (технически). Поехали!

Для тех, кому легче посмотреть

10 место.

Самые жизнерадостные бабки на свете
Самые жизнерадостные бабки на свете

"Летучий корабль" (1979 г) - "Частушки бабок-ёжек"

Среди многих жизненных и подчёркнуто реалистичных и пессимистичных песен мультфильма "Летучий корабль" есть одна, выделяющаяся настолько, что почти полностью затмевает остальные своей бодрой динамикой, оптимистичностью, отсутствием злободневности и задумчивости в том или ином виде, запоминаемостью слов и мотива, а также юмором и приятной сказочностью русского фольклора, так и тянущими пуститься в пляс. Конечно же, речь идёт о "Частушках бабок-ёжек". Как прекрасны совсем не обременительные для сознания частушки, так громогласны, веселы и душевно приятны голоса исполняющих их актрис, а припев запоминается сильнее всего прочего почти на генетическом уровне, настолько он удачно гармонирует с фибрами души, уставшей от грусти и тоски. Ведь порой важнее не то, что отвечает нашим чувствам и сильнее заставляет их испытывать в вечном нагнетании негатива, а то, что помогает об этих чувствах забыть и развеяться, очиститься от эмоциональной грязи и нравственного болота. Вместо этого можно провести вечер в приятной компании, отдохнуть и ни о чём не думать. Так, привычное застолье "взрослых" в нашем детстве ныне воспринимается уже не странными желаниями напиться до одури и плясать, а жаждой забыть всякие печали и ежедневные травмы, повеселиться от души и хотя бы немного почувствовать себя человеком в этой пустой и бездушной реальности.

Упоминания:

"Молодой человек, а в чём ваш смысл жизни?"
"Молодой человек, а в чём ваш смысл жизни?"

- "Летучий корабль" (1979 г) - "Песня Водяного" уходит к упоминаемым, уступая "Частушкам" из того же мультфильма, потому что как песня является очень слабым произведением и намеренно утрирует тему кризиса среднего возраста. И если в подростковом возрасте она запоминается и кажется актуальной для старшего возраста, то годам к тридцати набивает оскомину. И в это время уже хочется почувствовать веселье, хочется посмеяться, подпеть, как-то отвлечься от череды невзгод, потому "Частушки" оказываются на две головы важнее, приятнее и сочнее. Хочется оторваться и развеяться, а не тосковать.

9 место.

Да тут весь мультфильм можно в топ включать, что уж там...
Да тут весь мультфильм можно в топ включать, что уж там...

"Остров сокровищ" (1986-88 гг) - "Шанс", "Табак" и "Потому что пьёт пират...".

Из-за специфики самого мультфильма "Остров сокровищ" и книги-первоисточника с его, порой, довольно мрачным содержимым, все песни не могут быть разложены на составляющие и пересобраны заново для поиска "взрослого" или глубинного смысла, как это произойдёт с верхними строчками данного топа, потому что они однозадачные и только дополняют мультфильм, иногда гиперболизируя показываемое, а иногда добавляя весёлого абсурда и тучу оксюморонов, как это было с пачкой Мальборо в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Но всё-таки хочется добавить если не все, то большинство песен мультфильма в этот топ, пусть и на одно место, потому что выделить какую-то одну среди всех не то чтобы не получится, скорее будет незаслуженным по отношению к остальным. Ради ли исторической справедливости, ради ли дани уважения труду аниматоров и композиторов с исполнителями, ради ли поощрения за креативный подход и меметичность, но хочется выделить сразу три песни: "Табак", "Шанс!" и "Потому что пьет пират", поскольку другие слишком сильно привязаны к мультфильму, а эти и в отрыве от него можно слушать без мысли "а вот это к чему сейчас было?". Аниматорская задорная атмосфера мультфильма во вставках с живыми актёрами передаётся и через песни, составляя значительную часть этого живого аттракциона с мощнейшими вайбами восьмидесятых и пиратской тематики, а уж панчевые припевы-лозунги гвоздём забиваются в память, потому, если кто-то говорит нам "Фортуна!", мы хором кричим "Лотерея!". Правда, конкретно эта песня привязана к финальным титрам намертво, но и без неё в этом топе живётся неплохо.

8 место.

Как считаете, является ли это лучшим переосмыслением классики?
Как считаете, является ли это лучшим переосмыслением классики?

"Пластилиновая ворона" (1981 г). - "А может, а может..."

Третья часть мультипликационного альманаха Александра Татарского, по сути - постмодернистское переложение самой известной басни Эзопа/Крылова с изменённой трактовкой происходящего сюжета, поданного в абсурдистской манере с приёмом "ненадёжного рассказчика" и приправленного неожиданной моралью. Весёлая, энергичная, жизнерадостно беспечная и с постоянными ретконами песня, почти полностью повторяющая оригинал, хорошо дублирует визуал и его абсурдность, а запоминается от начала и до конца легче самой басни и, как и в случае с частушками бабок-ёжек, вызывает только необходимые приятные эмоции. Осовремененная классика хорошо воспринимается и в наше время, так что почему бы ей на занять в подобной подборке своё законное восьмое место?

Упоминания:

Суровая правда жизни родителя)
Суровая правда жизни родителя)

- "Осторожно, обезьянки!" (1984 г) - "В каждом маленьком ребенке", пожалуй, сильнее всего различает взгляд ребенка и взрослого, особенно, если у последнего есть свои дети. Мама-обезьяна и изображена больше похожей на женщину: уставшую, всю в заботе о малышах, скромную и мало следящую за собой. А песня, короткая и веселая, показывает, что всё это вполне естественно, когда дело касается заботы и воспитания тех, кто только начинает свой путь познания мира и жизни в общем. Коротко и ёмко песня рассказывает о вещах, с первого взгляда естественных, но понимаемых только тогда, когда человек сам становится родителем.

7 место.

Доброго времени суток! Удивительно, насколько могут отличаться интерпретации одного и того же текста детской песенки в зависимости от того, в каком возрасте их слышишь!-7

"Трям! Здравствуйте!" (1980 г) - "Облака".

Вопль в небеса - как это знакомо многим из нас! В мультфильме "Трям! Здравствуйте!" звучит всего одна песня "Облака, белогривые лошадки", и в движении кадров, вторящих ей, сложно усомниться в том, что она не является однозначной песней о дружбе, каких много. Но выбор слов и интонация песни говорит о другом, возможно, более важном и философичном: как человеку найти ответы на вопросы, на которые ответов нет? Облака ускользают, убегают дальше и сменяются другими, но гнетущее чувство одиночества в этом мире, с трудом уходящее, когда в жизни появляются друзья или просто общение, остаётся всегда с нами, подспудно задавая каждому один вопрос: для чего мы живём в этом мире? Вот оно, проплывает в никуда что-то вечное, что-то большее, чем мы, пропадает и создаёт нечто новое. А что мы можем сделать, чтобы наша жизнь имела смысл не только в контексте истории человечества? Мы ищем ответы в вечности, но ответов, конечно же, нет. Облака - это контекстуальный синоним сразу двум вещам: дружбе и поиску ускользающей и недосягаемой истины, в том числе о человеке и его месте в существовании вселенной.

6 место.

Даже притча может быть интересной и не занудной
Даже притча может быть интересной и не занудной

"В синем море, в белой пене" (1984 г) - "В синем море, в белой пене".

"В синем море, в белой пене" - топовая песня по качеству исполнения и большей направленности к взрослой аудитории, нежели к детям. Эстрадная по звучанию и исполнению, она многие элементы отхватывает от популярных в СССР песен Пугачёвой и даже кажется одной из них, настолько похоже получилось у исполнительницы, молодой армянской певицы Анаит Каначян. С другой стороны, её смысл и посыл ясны без копаний и анализа: когда перед человеком встаёт выбор, по какому пути в жизни идти, прежде разума решает сердце, точнее то, как и в каком направлении человек был воспитан, в соответствии с этим становится понятно, что хорошего или плохого он может дать этому миру. Проще говоря, это ещё одно напоминание о том, что мы пожинаем только то, что сами посеяли. Этот смысл, правда, выходит из контекста, а не из самой песни, но именно искушение из неё даёт повод об этом задуматься: готов ли я отринуть земное, человеческое и известное ради наживы, убийства и потакания своим порокам? Тема вечная, потому - место в топе.

Упоминания:

Квинтэссенция русской тоски
Квинтэссенция русской тоски

- "Зима в Простоквашино" (1984 г) - "А я всё чаще замечаю...". Матроскин, в отличие от многих "исполнителей" песен в советских мультфильмах, не исполняет песню полноценно, а поёт её как бы вскользь, скорее намекая на бардовскую сущность кота Матроскина и некий социальный комментарий в два катрена, чем пытаясь сказать нечто важное для сюжета и зрителя, чего он не знает или не испытывает в своей бытовой реальности ночных разговоров по душам за рюмкой водки на кухне. Слишком коротко и читаемо, потому - в упоминания.

5 место.

А ведь это должно было быть первое место!
А ведь это должно было быть первое место!

"Большой секрет для маленькой компании" (1979 г) - "Большой секрет для маленькой компании".

"Большой секрет для маленькой компании" - это причина, по которой пришла идея создания топа значимых детских песен из советских мультфильмов с точки зрения взрослого человека. Дело, пожалуй, не в теме песни, не в смысле и даже не в словах, а в исполнении. Семейный дуэт Татьяны и Сергея Никитиных умудряется, при всей своей схожести с песнями о дружбе из более известных и маленьким, и взрослым мультфильмах ("Улыбка", "Облака") в несколько меланхоличной манере пропеть всё то же самое, но с позиции именно взрослого, в реальности утратившего искренность дружеских отношений детства, но хорошо их помнящего, ностальгирующего по ним и желающего хотя бы ненадолго окунуться в эти ощущения, заполняющие пустоту в сердце. И большой секрет - это чувство единения, чувство принадлежности и чего-то значительного и личного, что понимает и разделяет с тобой настоящий друг.

4 место.

Те самые
Те самые

"Бременские музыканты" (1969 г) - "Ох рано встаёт охрана".

Выбор именно этой песни из всех песен "Бременских музыкантов" может показаться странным. Есть же и очень лиричные, и компанейские, и жизненные песни! Мотив цыганско-разбойничьего разнузданного веселья в "Говорят мы бяки-буки" с участием известной комедийной троицы и харизматичной атаманши западает в память сильнее прочих песен, но как такого смысла в разном возрасте не меняет совсем, как и "Луч солнца золотого" (лирическая баллада), и "Ничего на свете лучше нету" (компанейская и вечно отроческая), и даже бездомная "По краю ходим мы". Да, как и в случае с "Песней водяного", песня охраны короля изначально направлена на взрослых и работу, но это самый прямой смысл. Другой же, совсем неочевидный, понимается только тогда, когда человек становится родителем, и тогда Король выступает ребенком, а охрана - родителями. Это не переворачивает суть песни с ног на голову, но буквально каждый родитель поймёт и воспримет текст совсем не так, как это будет у бездетного юнца, которому не нужно ежесекундно помнить о том, что кто-то маленький и совершенно беззащитный зависит от него и без заботы и наблюдения не сможет прожить один и дня.

Упоминания:

Эта версия навсегда в наших сердцах
Эта версия навсегда в наших сердцах

- "Чебурашка" (1971 г) - "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам" уходит в упоминания из-за излишней прямоты смысла и отсутствия сильных отличий между восприятием песни взрослым и ребёнком, как это было и с "Песней водяного", но грустные вайбы и несбыточные желания вполне отвечают всем зрителям и ненароком приоткрывают завесу тайны того, почему и отчего день рождения в какой-то момент перестаёт быть праздником, а лишь напоминает о скоротечности жизни, упущенных и упускаемых нами возможностях и одиночестве тогда, когда меньше всего его ожидаешь. В итоге, всё же, место в топе занимает другая, более значимая песня из мультфильмов о Чебурашке и Крокодиле Гене, которую вы можете назвать и сами.

3 место.

Великая история
Великая история

"Мама для мамонтёнка" (1981 г) - "Песня мамонтёнка"

Лучшую тройку топа открывает "Песня мамонтёнка" - вышка в плане эмоционального воздействия на слушателя и зрителя. Даже тех, кто не является сиротой (полностью или частично), задевает светлая надежда ребёнка найти свою маму, а при знании контекста песни может загнать в уныние из-за тщетности таких поисков. В итоге же, почти каждый взрослый человек, к сожалению, в какой-то момент жизни испытывает тяжелую боль утраты и эмоциональный слом, и даже без всякого намёка на надежду, если не считать религиозного восприятия в плане жизни после смерти и воссоединения с теми, кто ушёл из жизни раньше. Но строки "Пусть мама услышит, пусть мама придёт..." и в чёрством сердце заставят вновь тихонько - на секунду! - биться одну струну-жилку любви к тому, чего не вернуть.

2 место.

Подпеваем?
Подпеваем?

"Шапокляк" (1974 г) -"Голубой вагон"

"Голубой вагон" - самая топовая песня из всех мультфильмов про Чебурашку и Крокодила Гену. В ней мотив бренности бытия и тяги к чему-то за пределами этого самого бытия настолько силён, что песня приобретает за внешней простотой слов экзистенциальный поиск не смысла жизни даже, а сущности времени в контексте жизненного пути отдельно взятой личности. Для ребенка это песня о том, что всё проходит и хорошее всегда будет рядом в том или ином виде, а для взрослого - что новый день становится прошлым независимо от того, как он проходит, и только от себя самого зависит, какие воспоминания о прошлом останутся и помогут или навредят дальнейшей жизни.

А перед первым местом...

Самые терпеливые, дочитавшие данное полотно до этого места, уже с сомнением думают "И что там на первом месте?". Для многих будет странным финалист, потому что о нём известно людям не так много, я и сам о нём не знал, пока тёща не включила саму песню для моей дочери. Но так уж вышло, что раскиданная по всему мультфильму песня оказалась самой, пожалуй, значительной из всех, что мы тут смогли обозреть и распределить по соответствующим местам столь субъективного топа. Дальше будет ещё много текста, но, надеюсь, вас это не отпугнёт и вам не придётся покрутить пальцем у виска со словами "Ты, блин, Голубой вагон задвинул, ты в своём уме?".

Итак - 1 место.

Неизвестная жемчужина
Неизвестная жемчужина

И тут песня из мультфильма "Кто ж такие птички?" (1978г)

"Кто ж такие птички?" даже на первый взгляд выдаёт в своей детской простоте бездну возможностей для интерпретации. Для детского восприятия - это знакомство с типом живых существ, населяющий окружающий мир, и с их внешними особенностями поведения и образа жизни, физиологией. В то же время, даже не копая слишком глубоко, можно наткнуться на параллелизм в отношении к самоопределению и самопознанию ребенка, постановку верных ориентиров в пути роста и взросления.

Дальше, переходя на уровень взрослого, поиски цыплёнком птичек (себе подобных) выводят нас на путь экзистенциального поиска истины о самом себе, своего места в мире, избираемого по внутренним потребностям ищущего и схожести с его взглядами, пониманием мироустройства и желаниями.

Ещё один немаловажный пункт рассмотрения смысла песни для взрослого состоит в том, какая последовательность соблюдена в тексте. Сначала идет характеристика физической особенности птиц - способность к полёту. В переложении на человеческий опыт мы можем уточнить, что дело в физической доминанте и дифференциации в строении тела человека по отношению к живым существам нашего мира, но также и преодолении своих барьеров, каких-либо ограничений в жизни.

Второе - способность к пению. Тут вступают в силу духовный и интеллектуальный потенциал человека, выделяющий его среди животных. И если у каждого вида земного животного свой звук песни, который позволяет не сильно путать их принадлежность, то человек уже поёт не для призыва существа того же вида, но другого пола, в брачный период, а "для души", то есть смысл уходит в сторону от физиологических инстинктивных потребностей к тонким материям. С этим от значения и личного желания человека связан и закладываемый в песню смысл. Опять же, именно голос выделяет человека среди других живых существ.

Третье - способность к созидательному труду, то есть, по мультфильму, "вить гнезда". Это уже потребность к самореализации в сумме накопленного личного опыта и своего видения мира, обустройство своего пространства для проживания, комфортной среды обитания, стремление отгородить свою личность от других, иметь своё мнение.

Все предыдущие пункты составляют единый путь роста человека и личности, разделённый на этапы, соответствующие этапам взросления. Первый - движение новорожденного младенца, познание своих физических возможностей. Второй этап - подростковое познание своих возможностей в культурном и духовном планах, талантов и задатков. Третий - опять же созидание и претворение в жизнь своей картины мира в юношеском возрасте. И четвёртый, что наступает в зрелом возрасте, и по мультфильму означаемый "несением яичек", уже говорит о создании потомства, чего-то передаваемого будущим поколениям, оставлении своего следа в этом мире, что характерно только людям.

В конце концов, я надеюсь, мне удалось подавить бурю возмущения после оглашения такого списка. Мне долго пришлось расставлять для самого себя песни по местам, что-то выпало, что-то заменило другое, могло появиться совсем внезапное озарение, как с первым местом. Там - вот шок! - стоял в самом начале "Большой секрет для маленькой компании", который и вылетать в упоминания успевал, и вообще замениться "Колыбельной медведицы", но успешно исчезнувшей из топа вовсе, и, в итоге, всё-таки занявший своё место в середине списка. Само написание топа шло около полугода в связи с отсутствием времени и сил, а те же упоминания должны были идти перед первым местом, но это разбитие мне показалось более понятным и лучшим, несмотря на то, что упоминаемые песни вставали на места выше тех, что были лучше по самой сути топа. Абсурд, но так тоже бывает.

Надеюсь, вам понравилось и когда-нибудь моя новая "простыня" текста поможет вам скоротать скучные минуты и вспомнить забытое, как и попробовать посмотреть на это под другим углом. До свиданья!