1,7K подписчиков

Продолжение истории Лестата из "Интервью с вампиром" - "Королева проклятых" (Queen of the Damned, 2002). История создания, интересные факты.

Вышедшая в 1994 году экранизация первой книги популярного вампирского цикла американской писательницы Энн Райс "Интервью с вампиром" (Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles, 1994)  стал...

Вышедшая в 1994 году экранизация первой книги популярного вампирского цикла американской писательницы Энн Райс "Интервью с вампиром" (Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles, 1994) стал настоящим хитом, собрав неплохие отзывы от критиков и почти в четыре раза превзойдя свой бюджет по сборам в мировом кинопрокате, что для фильма со взрослым рейтингом "R" (18+) было действительно впечатляюще. Главные роли там исполнили звёзды Голливуда - Том Круз и Брэд Питт, при участии Антонио Бандераса, Кристиана Слейтера, Стивена Ри и юной Кирстен Данст, а режиссёром фильма стал ирландец Нил Джордан.

Естественно после такого успеха студия Warner Brothers, которой в то время принадлежали права на экранизацию и других книг этой серии, сразу же задумалась о продолжении и предложила Джордану вновь занять режиссёрское кресло, а Крузу вернуться к роли Лестата. Изначально планировалось экранизировать второй роман цикла, который называетя "Вампир Лестат" (The Vampire Lestat, 1985). Однако Круз предпочёл отказаться от роли, а вскоре проект покинул и Джордан и фильм застрял в "производственном аду".

Основная проблема при попытке адаптации "Вампира Лестата" была в том, что по мнению продюсеров и автора самой книги, он очень плохо укладывался в формат кино и ему больше всего подошёл бы формат мини-сериала. Плюс ко всему, боссам Warner Brothers очень не нравилось, что там присутствовал элемент "ненадёжного рассказчика". Повествование в продолжении велось уже от лица Лестата, а не его компаньона в исполнении Брэда Питта, как в "Интервью с вампиром", в результате чего некоторые события из первого фильма он трактовал со своей точки зрения. По задумке Энн Райс читатель сам должен был решить, чья версия более правдивая, а боссы Warner Brothers переживали, что это только запутает зрителя.

Энн Райс
Энн Райс

По условиям контракта с Райс, права на экранизацию её романов принадлежали Warner Brothers только по 2000 год включительно, и времени на запуск фильма в производство у них оставалось не так уж и много. Тогда руководство студии приняло волевое решение сфокусироваться на третьем романе серии - "Королева проклятых" (The Queen of the Damned, 1988). Однако многие события там были напрямую связаны с "Вампиром Лестатом" и без предыстории не имели смысла, так что студии пришлось думать, как решить и эту проблему.

Естественно этим решением была крайне недовольна Энн Райс, считавшая, что следующим фильмом должен стать именно "Вампир Лестат", экранизацию которого ждали фанаты её книг и первого фильма. Она даже предложила написать сценарий для него практически за бесплатно (за минимальный гонорар, установленный Гильдией сценаристов США, членом которой она являлась), но все её уговоры и доводы не принесли никакого результата - студия отказалась от её услуг, и она не принимала больше никакого участия в работе над "Королевой проклятых", хотя именно Райс адаптировала свой роман для первого фильма.

Работа над фильмом сдвинулась с мёртвой точки только в 1998 году, когда на пост режиссёра был утверждён австралиец Майкл Раймер, успешно дебютировавший в 1995 году психологической драмой "Ангелочек" (Angel Baby, 1995). Раймер был большим фанатом творчества Райс и как раз подыскивал себе следующий проект. Когда он согласился поставить фильм, студия ещё рассматривала возможность экранизации "Вампира Лестата", и когда он узнал, что было принято решение сосредоточиться на "Королеве проклятых", то был очень разочарован. Он безуспешно пытался переубедить руководство Warner, но всё равно не покинул проект.

Майкл Раймер (фото 2007 года)
Майкл Раймер (фото 2007 года)

Возглавить работу над проектом в новом направлении было поручено продюсеру Хорхе Саралеги, который только что перешёл в Warner, оставив пост исполнительного продюсера в 20th Century Fox. И пока Сарагели подыскивал сценариста, согласившегося бы объединить два объёмных романа Райс в один полнометражный фильм, Раймер успел снять для Miramax криминальную драму "На дне бездны" (In Too Deep, 1999).

Одним из сценаристов, к которому Сарагели обратился с предложением попытаться взяться за эту сомнительную затею стал телевизионщик Скотт Эббот, работавший на принадлежавшем Warner кабельном канале HBO над получившей высокие оценки критиков биографической драмой "Познакомьтесь с Дороти Дендридж" (Introducing Dorothy Dandridge, 1999) с Холли Берри в главной роли.

"Warner Bros. хотели прислать мне книгу "Королева проклятых", чтобы узнать, что я мог бы с ней сделать, - рассказывал впоследствии Эббот. - Мне очень понравилась героиня, Джесс... из группы по изучению паранормальных явлений «Таламаска», которая заинтересовалась музыкальной карьерой Лестата, а в романах Энн Райс «Таламаска» - это тайное общество «детективов-экстрасенсов», которое контролирует всякие паранормальные явления, и я подумал, а что, если соединить эти две книги вместе? В общем, я пошёл и встретился с Хорхе [Саралеги], Чаннинг [Дунги, исполнительный продюсер] и Майклом Раймером. А когда я вернулся домой, моя жена встретила меня в дверях и сказала: «Твои агенты уже звонили, и у тебя есть контракт»."

Написанный Эббот текст студию в принципе устроил, но для его полировки они наняли австралийца Майкла Петрони, вполне возможно, что и с подачи его соотечественника Раймера. У Петрони ещё не было экранизированных сценариев к тому времени, но в разработке находился так и не снятый религиозный триллер "Откровения" (Revelations) с Дэнни Де Вито в главной роли.

Обложка CD с саундтреком к фильму
Обложка CD с саундтреком к фильму

После того, как работа над сценарием была завершена и до подбора актёров, продюсеры начали поиски музыканта, который бы сочинил все исполняемые Лестатом по ходу сюжета песни в жанре hard rock. Проектом очень заинтересовался Джонатан Дэвис, фронтмен популярной в то время группы KoЯn, и Warner также была не против такого сотрудничества. Так что Дэвис сочинил специально для фильма десять песен, из которых было отобрано пять самых удачных. Их вместо Таунсегда исполнил в кадре сам Дэвис, а над музыкой и саундтреком он работал совместно с композитором Ричардом Гиббсом (28 дней спустя), который, кстати, с 1980 по 1984 годы был клавишником в популярной "new wave" группе Oingo Boingo.

Правда на выпущенном впоследствии саундтреке из-за юридических ограничений вместо него эти пять песен исполнили Уэйн Статик из Static-X (композиция Not Meant for Me), Дэвид Дрейман из Disturbed (Forsaken), Честер Беннингтон из Linkin Park (System), Deftones (Change) и Мэрилин Мэнсон (Redeemer). Вот как по этому поводу высказывался сам Дэвис: "Мой ё***ый звукозаписывающий лейбл Sony не согласовал передачу прав на использование моего голоса для Warner Bros. Они сказали: «Ну, он может петь в фильме, но не в саундтреке». Я в ответ: «Вы, бл***ь, шутите?» Тогда Warner Bros. пришла в голову идея: «Давай пригласим наших артистов, и они исполнят твои песни». Я сказал: «Отлично»."

Засветился Дэвис и в камео, сыграв билетного барыгу на 56 минуте фильма
Засветился Дэвис и в камео, сыграв билетного барыгу на 56 минуте фильма

Первой утверждённой актрисой стала популярная R&B исполнительница Алия (Aaliyah), которой досталась заглавная роль Королевы Проклятых - Акаши. Но она не была единственной претенденткой, до неё продюсеры рассматривали кандидатуры Холли Берри, Джады Пинкетт Смит, Саманты Мамбы, Дженны Деван, Розарио Доусон, Вивики Фокс, Ванессы Уильямс и, как ни странно, Шер.

"Я поехал в её дом в Малибу, - делился впечатлениями о встрече с Шер режиссёр, - прошёлся по этим бесконечным комнатам в испанском колониальном стиле. Вот она сидит в этом кресле, и она уже практически была Акашей. У меня просто было очень твёрдое убеждение, что если мы собираемся снимать «африканскую королеву», то у нас должен быть «цветной» человек."

Алия то время как раз снималась в Ванкувере своём дебютном фильме - боевике "Ромео должен умереть" (Romeo Must Die, 2000) с Джетом Ли. И Warner были просто в восторге от её работы, пророча ей будущее кинозвезды, а поскольку она только начинала свой творческий путь, то и гонорар ей баснословный платить не нужно было.

А вот как описывал Раймер свою встречу с Алией: "Я полетел в Ванкувер и прекрасно провёл там время. Она была очаровательна. Я сказал: «Слушай, я настроен серьёзно и мне нужно знать, что ты справишься с этим, как ради тебя, так и ради меня. Ты сделаешь всё что я скажу, прежде чем я отвечу студии, что, по моему мнению, всё получится?» И она ответила: «Конечно». В общем, я пропустил эту бедную девушку через мясорубку. Я заставил её выучить монолог из «Саломеи» Оскара Уайльда, а затем заставил её отдельно отрепетировать египетский акцент. В конце я заставил её декламировать Оскара Уайльда с очень преувеличенным египетским акцентом, ползая на коленях, как телёнок. Я сказал: «Отлично, ты боец. Ты справишься.»"

На роль Лестата рассматривались кандидатуры Джоша Хартнетта, Райана Рейнольдса, Хита Леджера и Уэса Бентли. Изначально на эту роль был утверждён Бентли, работой которого в "Красоте по-американски" (American Beauty, 1999) Раймер был очень впечатлён, однако спустя некоторое время он покинул проект, поговаривают, что ради возможности сняться у Сэма Рейми в "Человеке-пауке" (Spider-Man, 2002). Позже он заявлял, что отказался от роли Питера Паркера, поскольку не желал играть героя комикса, что, впрочем, не помешало ему впоследствии сняться в "Призрачном гонщике" (Ghost Rider, 2007).

Алия и Майкл Раймер на съёмках фильма
Алия и Майкл Раймер на съёмках фильма

После ухода Бентли, довольно долго и усердно ходили слухи, что роль Лестата исполнит Хит Леджер. Позже в одном из интервью продюсер Хорхе Саралеги подтвердил их: "Мы встречались с Райаном Рейнольдсом и Хитом Леджером. Хит Леджер был очень логичным выбором. Он снялся в «10 причин моей ненависти», но студия посчитала его недостаточно известным."

Раймер в то время увидел ирландца Стюарта Таунсенда в спектакле 2000 года по пьесе Теннесси Уильямса "Орфей спускается в ад" (Orpheus Descending) с Хелен Миррен, и был просто в восторге от него, заявив, что он производил неподдельное и ощутимое впечатление на зрительниц: "Все женщины пускали по нему слюни на протяжении всего спектакля. Он был действительно убедителен в этой роли." Плюс Таунсенд довольно успешно дебютировал в Голливуде романтической комедией "Про Адама" (About Adam, 2000) с Кейт Хадсон.

Правда актёр к тому моменту был уже утверждён на роль Арагорна во "Властелине колец" (The Lord of the Rings, 2001-2003) Питера Джексона и провёл два месяц готовясь и тренируясь для неё, однако в последний момент Джексон вдруг решил, что этот герой должен быть на 20 лет старше и Таунсенда заменили на Вигго Мортенсена. Так что студия Warner Brothers и режиссёр воспользовались этим обстоятельством и предложили ему роль Лестата, от которой он не стал отказываться.

Алия и Стюарт Таунсенд (промо)
Алия и Стюарт Таунсенд (промо)

Сложнее всего оказалось подобрать актрису на роль Джесс. Было просмотрено большое количество молодых актрис того времени, среди которых были Тара Рид, Джордана Брюстер, Шаннин Соссамон и Мишель Уильямс. По словам Саралеги они с Раймером очень хотели взять Уильямс, но студия им отказала, посчитав её недостаточно привлекательной. И в конце концов на эту роль была утверждена Маргерит Моро, известная по серии диснеевских фильмов "Могучие утята" (The Mighty Ducks, 1992-1996) и готовящейся к выходу молодёжной комедии "Жаркое американское лето" (Wet Hot American Summer, 2001).

Также в фильме снялись известные европейские актёры - швейцарец Венсан Перес (Ворон 2: Город ангелов, 1996), англичанин Пол МакГанн (Чужой 3, 1992) и шведка Лена Олин (Девятые врата, 1999).

По слухам, Warner Brothers вела переговоры с Джулией Робертс, чтобы она исполнила в фильме роль матери Лестата. Хотя эта роль и была небольшой, но Робертс в то время была самой высокооплачиваемой актрисой в Голливуде, первой получившей гонорар в $20 млн. за фильм "Эрин Брокович" (Erin Brockovich, 2000), так что продюсерам не получилось уложиться в выделенный им бюджет и от этой идеи пришлось отказаться.

Джонатан Дэвис и Ричард Гиббс работают над саундтреком
Джонатан Дэвис и Ричард Гиббс работают над саундтреком

Таким кастингом остались, как и почти всегда, недовольны фанаты. Во-первых, Акаша в книге Райс была "белая как мрамор", так что утверждение на эту роль чернокожей актрисы взывало у многих из них негодование. Во-вторых, им не понравился выбор брюнета Таунсенд, который должен был изобразить блондина Лестата. В своё время даже Круз был вынужден изменить цвет своих волос ради этой роли, но Таунсенда создатели решили оставить черноволосым. По словам Саралеги, они пробовали перекрасить актёра в блондина, но все пришли к мнению, что лучше оставить его родной цвет волос.

Тем временем уже шёл 2000 год и нужно было срочно начинать его съёмки, чтобы дата их начала оказалась раньше даты срока возвращения прав на экранизацию книг обратно к Райс. А тут оказалось, что все съёмочные павильоны уже были забронированы под масштабные съёмки лукасовских "Звёздных войн: Эпизод 2 - Атака клонов" (Star Wars: Episode II - Attack of the Clones, 2002). Так что по предложению Раймера было принято решение перенести их в Австралию, где для этих целей неподалёку от Мельбурна была арендована и переоборудована в гигантский съёмочный павильон бывшая шоколадная фабрика компании Nestle. Это позволило создателям и существенно удешевить производство этого довольно масштабного по задумке фильма, на который студия Warner выделила изначально довольно скромные $30 млн., что было в два раза меньше чем у "Интервью с вампиром".

Стартовали съёмки 2 октября 2000 года и продлились почти пять месяцев, завершившись 27 февраля 2001 года. Особых проблем в процессе не возникло, всё упиралось только в бюджетные ограничения. Самой масштабной в производстве стала сцена концерта Лестата в Долине Смерти, для которой кинематографистам было необходимо найти очень большое количество статистов, похожих на фанатов тяжёлой музыки. Были размещены объявления в мельбурнских ночных клубах и в интернете о наборе желающих поучаствовать в съёмках фильма, а в награду обещали дать памятную футболку и бесплатную еду. В итоге собралось около 3000 таких желающих, которых целой колонной автобусов доставили в карьер возле городка Уэрриби, где проходили съёмки.

Продюсер Хорхе Саралеги и Алия на съёмках
Продюсер Хорхе Саралеги и Алия на съёмках

По завершении съёмок Алия занялась своей музыкальной карьерой, которую она считала приоритетной, и которую ей пришлось поставить на паузу из-за съёмок в двух фильмах подряд. Она готовила к выпуску свой третий альбом "Aaliyah", работу над которым она начала ещё в 1998 году, а заканчивала в Австралии в перерывах между съёмками в "Королеве проклятых". Однако у неё ещё оставались обязательства и перед создателями фильма - поскольку её персонаж в кадре произносил свои реплики с египетским акцентом, да ещё и с накладными вампирскими клыками, то её слова было очень тяжело разобрать, и она должна была его переозвучить. Этот процесс был назначен на конец августа 2001 года, а до этого момента она занималась промоушеном своего альбома.

Однако тут вмешалась судьба - 25 августа 2001 года самолёт, на котором летела Алия и ещё восемь человек, включая экипаж, разбился при взлёте в аэропорту Марш-Харбор на Багамах, и все его пассажиры погибли. Алия и её команда должны были лететь на другом самолёте на следующий день, но поскольку съёмки клипа на песню "Rock the Boat" для её нового альбома завершились раньше, то она решила побыстрее вернуться домой. После проведённого расследования был сделан вывод, что это произошло из-за превышения на 320 кг предельно допустимой нагрузки самолёта и неопытности его пилота.

Алия со своим братом Рашадом Хофтом, который озвучил Акашу после гибели сестры
Алия со своим братом Рашадом Хофтом, который озвучил Акашу после гибели сестры

Чтобы закончить фильм Раймеру пришлось обратиться за помощью к брату Алии - Рашаду Хофтону. "Мы увидели новости о крушении самолёта Алии, - вспоминал режиссёр. - Это случилось в субботу вечером. В воскресенье мы с ней планировали поужинать, а в понедельник она собиралась записать свои реплики. Я спросил Рашада, её брата, не мог бы он прийти и сделать что-нибудь вместо неё, потому что у Акаши мощный голос. В ней говорят сотни лет и сотни рождений... складывалось ощущение, что внутри неё было очень древнее существо. Очень хорошо, что Рашад смог помочь закончить фильм вместо неё." Записанные Хофтоном реплики, перед тем как добавить их в фильм, обработали на компьютере, чтобы его голос больше походил на женский.

Руководство студии, планируя рекламную кампанию фильма, приняло решение никак не связывать его с "Интервью с вампиром", позиционируя его как самостоятельное произведение, тем более что сюжетно он никак не был с ним связан и ни один из его актёров не вернулся к своей роли. Также Warner решила передвинуть премьеру фильма на более поздний срок, поскольку не хотела, чтобы зрители подумали, что она хочет нажиться на гибели певицы.

Раймер рассказывал, что когда фильм был готов, то он отослал копию Энн Райс со словами: "Не думаю, что в моём фильм хоть что-то осталось от Вашей книги". По его словам, она была немного шокирована тем, сколько изменений они внесли в историю. Правда в итоге она заявила, что фильм ей понравился и она разрешила продюсерам использовать своё имя в рекламной кампании. Впоследствии, однако, на своей странице в одной популярной западной социальной сети, она призвала своих подписчиков "просто забыть" о фильме, поскольку ей было больно видеть свои труды такими "изуродованными", что наводит на мысль, что в 2001 году её одобрение студия просто купила.

Стюарт Таунсенд со своей девушкой Шарлиз Терон на премьере фильма в Австралии (март 2002)
Стюарт Таунсенд со своей девушкой Шарлиз Терон на премьере фильма в Австралии (март 2002)

Премьера фильма состоялась 10 февраля 2002 года в Лос-Анджелесе на кинофестивале Hollywood Black Film Festival, также известном как "Чёрный Санденс", а в широкий прокат он вышел 22 числа того же месяца. Его итоговый бюджет по официальным данным составил $35 млн., что было на $5 млн. больше запланированного, а его сборы в кинотеатрах США и Канады составили всего $30 млн., ещё $15 млн. принёс международный прокат, так что прибыли он создателям не принёс, только убытки. Не радовали и отзывы критиков, от которых у фильма всего 17% свежести на основании 130 рецензий на Rotten Tomatoes, а итоговый вердикт звучал как: "Сумбурный и банальный фильм о вампирах в стиле MTV, в котором много красивых картинок и ужасного акцента."

Сам режиссёр так впоследствии отзывался о своём творении: "Это не тот фильм, который я собирался снять. Я думаю, что он забавен сам по себе. Я думаю, что он развлекает. Я думаю, что он красочный. В нём есть несколько оригинальных моментов. В основном все актёры играют хорошо. Но мы были так заняты, добавляя всех этих древних вампиров, которые хотят мирно жить среди смертных. Древние должны убить Акашу, чтобы остановить её жажду крови... Было слишком много работы. Сценарий был недостаточно содержателен, чтобы оправдать всех этих персонажей и сюжет. По сути, мы с Хорхе переписывали всё по ходу съемок, и это, думаю, было не лучшим решением. Фильм не был страшным. Я не думаю, что визуально я получил тот мир, который пытался создать. В итоге получилось немного более гламурно."

А во время одного из своих недавних интервью Раймер сделал любопытное заявление: "Есть режиссёрская версия, которая, на мой взгляд, немного лучше. Она длиннее и не такая фрагментарная, и в ней намного меньше закадрового голоса. Она более художественная." Так что есть надежда, что кто-нибудь всё-таки решиться её выпустить, тем более что фильм со временем приобрел культовый статус.

Спустя десять месяцев после премьеры "Королева проклятых" снова оказалась связана со смертью в реальном мире. 23-летний шотландец Аллан Мензис, был большим фанатом фильма и, по его словам, смотрел его более сотни раз. В декабре 2002 года он убил своего приятеля Томаса МакКендрика, за то, что тот неуважительно высказался по поводу объекта его почитания и в частности его титульного персонажа - Акаши. Мензис ударил МакКендрика молотком по голове не менее десяти раз, прежде чем нанести ему 42 удара ножом. Затем он выпил немного крови своей жертвы, съел часть её черепа и закопал тело. За своё преступление он получил пожизненный срок в тюрьме Шоттс неподалёку от Глазго. На суде Мезис заявил, что лишь выполнял волю Акаши, которая обещала ему бессмертие в следующей жизни. Спустя около года он был найден мёртвым в своей камере - по заключению следователей он совершил самоубийство.

Аллан Мензис
Аллан Мензис

Премьера фильма на домашнем видео состоялась 27 августа 2002 года на доживающем свой срок, но ещё достаточно востребованном формате VHS и на DVD в двух вариантах - с театральным размером кадра 2.35:1 и "обрезанным" до телевизионного стандарта того времени 4:3. На DVD дисках помимо самого фильма было записано большое количество дополнительных материалов, среди которых было около получаса различных роликов о создании фильма, аудиокомментарий с режиссёром Майклом Раймером, продюсером Хорхе Саралеги и композитора Ричарда Гиббса, 13 удалённых сцен общей продолжительностью 32 минуты и четыре музыкальных видео клипа с композициями из фильма. 18 сентября 2012 года состоялся релиз и в формате Blu-Ray с картинкой в HD-разрешении и таким же набором дополнительных материалов.

Было бы очень любопытно увидеть режиссёрскую версию "Королевы проклятых", поскольку "театральная" получилась совсем сумбурная, но с отличным саундтреком. Последнее время всё чаще вспоминают об этом фильме, устраивая специальные показы для его фанатов, так что вероятность её появления я бы не исключал. Правда думаю, что добавлены в неё будут в основном сцены из числа тех тринадцати, которые можно найти в разделе допматериалов на лицензионных DVD и Blu-Ray.

И напоследок четыре официальных музыкальных клипа с песнями из саундтрека к фильму.

1. "Cold" в исполнении Static-X.

2. "Forsaken" в исполнении Дэвида Дреймана из Disturbed.

3. "System" в исполнении Честера Беннингтона из Linkin Park.

4. "Redeemer" в исполнении Мэрилина Мэнсона