БМП-1 первая в мире серийная плавающая боевая машина пехоты была разработана на Челябинском тракторном заводе и предназначалась для транспортировки и боевой защиты пехоты в условиях ядерного, химического или бактериологического заражения. Была принята на вооружение в 1966 году Корпус изготовлен из стальной катанной брони 7-23 мм обеспечивает круговую защиту от бронебойных пуль 7,62 мм с расстояния 75 метров. Лобовая броня способна выдержать 23-мм снаряд с дальности 500 метров.
Вооружение БМП-1 включает 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 "Гром", спаренный пулемет ПКТ калибра 7,62-мм и ПТУР 9М14М "Малютка".
БМП-1 выпускалось в СССР до 1983 года. Всего было выпущено более 20 000 штук. Благодаря проводимым модернизациям, эксплуатируется по настоящее время.
Как показала война в Афганистане, главным недостатком БМП-1 был малый угол подъема пушки (всего 15 градусов), что в условиях горной местности не позволяло работать по противнику, находящемуся на вершине, который просто забрасывал машины гранатами. Другой проблемой была слабая защита днища от мин, в следствии чего бойцы были вынуждены в основном передвигаться "на броне".
Учитывая недостатки БМП-1 и повышение бронебойности оружия противника, с 1980 года начинает выпускаться БМП-2, которая изготавливается из брони более высокого качества с двойной защитой днища. Кроме того на БМП была поставлена новая более просторная башня, снабженная автоматической скорострельной пушкой 2А42 калибра 30 мм, способной поражать живую силу и легкобронированную технику на расстоянии до 4 км, а воздушные цели на расстоянии 2,5 км. Также установлен танковый пулемет калибра 7,62 и управляемые ракеты 9К111.
БМП-2 выпускались с 1980 по 2008 год на Курганмашзаводе. Всего было выпущено 11 130 шт. Находятся на вооружении и в настоящее время, постоянно модернизируясь и получая более современное оружие и средства наведения.
БМП-1 и БМП-2 имеют экипаж 3 человека. Справа от механика водителя расположен главный двигатель УДТ-20 мощностью 300 л.с. В башне расположены места наводчика и командира. Десантный отсек находится в кормовой части, где могут разместиться 6 бойцов, десантирование которых производтся через 2 люка расположенных с торца кормы.
Стальной корпус БМП-2 не мог обеспечить дальнейшего увеличения защиты экипажа и десанта, потому что с ростом толщины брони терялись другие положительные свойства машины. В 1977 году началась разработка принципиально новой машины ( объект 688М). БМП-3 имеет алюминиевый броневой корпус и алюминиевую башню. Лобовая броня выдерживает попадание 30-мм снарядов с расстояния 200 м. Крыша и борта выдерживают бронебойные пули Б-32 калибром 12,7 мм с расстояния 100-200 м. Кардинально была именена и компановка БМП. Новый главный двигатель УТД-29Т мощностью в 450 л.с установили в кормовой части. Экипаж практически остался на своем месте, а десант в количестве 7-и человек разместился на оставшемся пространстве. Скорость движения по шоссе выросла до 70 км/час.
По результатам боевого применения в Сирии российские военные сочли бронирование БМП-3 недостаточным и потребовали его усилить. В итоге было принято решение оснастить машины дополнительными броневыми экранами и металлической решеткой от ПТУР и кумулятивных снарядов. В 2023 году производство дополнительных средств защиты выросло в 30 раз и ее начали устанавливать не только на новые машины но и на выпущенные ранее.
С начала операции выпуск БМП-3 на Курганмашзаводе вырос в 3 раза.
Хотя в конструкцию БМП-3 было внедренно 111 изобретений специалистов Специального конструкторского бюро машиностроения, в процессе эксплуатации выявились ряд недостатков. Главный из которых, кормовое расположение двигателя, который мешает быстрому десантированию бойцов, особенно в экстремальных ситуациях.
Совершенно новая платформа БМП-3М Манул была представлена на форуме Армия-2015 в виде БМП-3 Драгун. Главная особенность новой платформы, возможность установки беспилотной башни. При этом новый двигатель УТД-32Т мощностью 600 л.с. установлен в носовой части, что увеличивает надежность его эксплуатации и создает дополнительную защиту для экипажа, который в количестве 3 человек находиться между двигателем и башней. Новая компановка позволила увеличить количество десантников до 8 человек.
При этом в необитаемой башне может быть установлено самое разное оружие управляемое дистанционно.
Десантны люк оборудован гидравликой, управляемойдистанционно, может опускаться превращаясь в аппарель для удобной высадки десанта даже при движении на малой скорости.
Система управления платформы Манул может адаптироваться к любому оружию установленному на современных модулях -роботах.
Например машина ПВО Деривация, которая предназначена кроме вертолетов сбивать беспилотники снарядами с управляемым разрывом, оснащена телевизионной/ тепловизионной системой с автоматическим наведением на цель и возможностями сопровождения ее лазерным прицелом. Оптико - электронная система обнаружения может обнаружить самолет на расстоянии 6,4 км. Может так же работать боеприпасами с лазерным наведением.
Последние модели БМП России реально превосходят западные аналоги, но развитие тактики ведения современной войны показывает, что даже самые защищенные танки беззащитны от кумулятивного снаряда сброшенного с беспилотника. А снабженные бинарным зарядом ПТУРы могут пробить бортовую броню любого танка. Поэтому российские конструкторы и планируют сделать из Манула универсальную платформу, которая сможет нести на себе, кроме средств поражения живой силы и легкобронированной техники, современные РСЗО, различные комплексы ПВО, и другие средства поражения без выхода на переднюю линию. Даже более защищенный Курганец-25, без защиты с воздуха в перспективе может потерять свою актуальность.
Перспективные БМП России на базе танка Т-14 Армата в будущем могут стать основными машинами прорыва российской армии.