Найти тему
Книгиня Дочитаева

«Франкенштейн, или новый Прометей»: человеку нужен человек

Тема всяких сумасшедших ученых в литературе не то, чтобы является очень привлекательной для меня, но, во всяком случае, довольно любопытной. И я сейчас говорю не о каких-то там маньячных маньяках, готовых в клочья искромсать любого, кто попадется на их пути. Я сейчас скорее об идейных ученых, которые, увлекшись своей работой, кажется, совершенно забыли, какую цель преследовали первоначально.

Вот, например, профессор Преображенский из «Собачьего сердца» М.А.Булгакова. О чем думал гениальный доктор, создавая из Шарика Шарикова? Научный интерес – это, конечно, хорошо. Даже замечательно. Но почему в таком случае профессор не пожелал нести ответственности за свое создание? Удивительно, но внезапно оказалось, что отношения «человек-человек» устроены гораздо сложнее, чем отношения «человек-собака». Собственно, человека мало просто покормить и погладить по головке. Человека надо еще и воспитывать, уделять ему внимание. В общем, Преображенскому было гораздо проще вернуть все на круги своя.

Теперь вернемся к обозначенному в заголовке произведению – М.Шелли «Франкенштейн, или новый Прометей». Как по мне, здесь молодой талантливый ученый Виктор Франкенштейн сталкивается с аналогичной проблемой. С какой? С проблемой «комплекса бога».

-2

Я понимаю, когда человек берется за дело, которое ему интересно, и всячески старается довести его до конца. Но иногда этот интерес становится воистину нездоровым. В случае с доктором Франкенштейном – это полночные шатания по кладбищам, сбор частей различных трупов (животных и человеческих). Это уже ненормально. Плюс Виктор сам не в состоянии понять, что его поведение странно. Более того, он тщательно скрывает свои ночные похождения и работу над созданием живого существа из неживой плоти.

Ладно, вопрос со скрытностью в таком деле еще понятен. Несложно себе представить, что могло произойти с самим Виктором Франкенштейном, если бы вся его затея раскрылась. Но идея. Изначальная идея искусственного создания человека. Идея приравнять себя к Создателю. Разве уже одно это не кажется жутким?

Виктору не кажется. Он увлечен своей страстью. Страстью создать живое существо. К чему это может привести, он, естественное, не задумывается. Да и зачем? Здесь и сейчас важен сам факт создания. Что это будет и как с этим взаимодействовать, лучше и вовсе не знать.

В книге этого, конечно, не сказано, но отчего-то у меня сложилось такое впечатление, будто Виктор Франкенштейн просто слепо верил в то, что сумеет создать нечто разумное и прекрасное. Причем прекрасное не только в душе, но и внешне. А разумное по умолчанию. Сами посудите, ведь когда его чудовище действительно оживает, Виктор пугается внешнего уродства и неспособности говорить. Франкенштейн автоматически записывает в монстры существо, созданное им самим. И ему даже не особо интересно, какое это существо на самом деле. Существо огромное и безобразное, а значит, априори не может считаться добрым.

-3

Конечно, такая позиция изначально была ошибочной. Существо было добрым. Ведь создавалось оно с определенной любовью и любопытством. Да, уродливое и неграмотное. Да, огромное и очень сильное. Но у него человеческий разум, человеческая душа. Просто рядом должен был быть кто-то, кто смог бы познакомить это безымянное существо (да, подчеркну лишний раз, что Франкенштейн – это фамилия создателя, а не имя монстра) с миром, с другими людьми. Тот, кто научил бы его взаимодействовать с окружающими. Но нет.

Как и булгаковский профессор Преображенский, доктор Франкенштейн Мэри Шелли не стал брать на себя труд вводить нового (считай, новорожденного) человека в социум. Почему-то оба этих гения были уверены, что в результате их сомнительных как с точки зрения науки, так и с позиции человечности, экспериментов должны быть абсолютно готовы адекватно воспринимать новую для них реальность. Вот просто так. По щелчку пальцев. Это же именно так работает, верно?..

-4

После прочтения «Франкенштейна» мне хотелось плакать. Самого Виктора мне ничуть не жаль. Но созданное им существо… Оно могла принести реальную пользу людям. Такое сильное и изначально чистое сердцем создание могло сделать многое. Но сотворило только зло. В ответ на зло. А еще трусость и безответственность собственного создателя.

На мой взгляд, чудовище в произведении М.Шелли вовсе не создание Виктора, а сам Виктор. И уж точно сам роман не является ужастиком. Это классический образец готической прозы. Поступки так называемого монстра понять можно. Оправдать, пожалуй, нет. Но первопричина всего произошедшего ясна как день – человеку нужен человек. В гордом одиночестве и полной социальной изоляции человек становится монстром.

А вы читали «Франкенштейна»? Как считаете, кто в этой истории реальное чудовище? Делитесь в комментариях!

Понравилась публикация? Жми «нравится» и подписывайся на канал!