Сир Людовик

475 прочитали

 С очередным пришествием на экраны истории Михаила Булгакова о Мастере, Маргарите и “всех, всех, всех”, снова встал животрепещущий для всех любителей романа вопрос: Бегемот!  «..

С очередным пришествием на экраны истории Михаила Булгакова о Мастере, Маргарите и “всех, всех, всех”, снова встал животрепещущий для всех любителей романа вопрос: Бегемот!

«..Громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами.. », кот-оборотень и любимый шут Князя Тьмы всегда считался камнем преткновения любой экранизации. В российском кинематографе было сделано три попытки справиться с нелегкой задачей  воплощения этого персонажа, и все нельзя назвать особо удачными. Вероятно, идеальный Бегемот обитает где-то в будущем, тем интереснее вспомнить, что еще в 1984 году, сложная проблема изображения кота-оборотня была решена советскими киношниками легко и изящно в телефильме «Мэри Поппинс, до свидания». 

Котика звали Сир Людовик,  и совершенно очевидно, что это был оммаж к Бегемоту, поскольку никакого танцевального салона мадам Корри, а тем более изящного танцующего кота-ассистента  в оригинальном произведении Памеллы Треверс не существовало. Тетушка Корри там вообще была старушкой, торговала леденцами и в помощи домашних любимцев не нуждалась. 

Однако,  оригинальная выдумка Леонида Квинихидзе и Леонида Валуцкого попала в цель, и, по моим опросам, элегантный загадочный кот-танцмейстер с королевским именем, стал для детей одним из самых запоминающихся второстепенных персонажей фильма, несмотря на то, что кроме мяуканья и мурлыкания, не произнес в нем,  практически, ни слова.  

Артистом, который смог изобразить одной только пластикой инфернальную природу своего героя был уже довольно известный в то время танцор и актер, а впоследствии еще и педагог, балетмейстер, и театральный режиссёр Гали Абайдулов

Гали Абайдулов
Гали Абайдулов

Сам Гали Мягазович очень тепло относится к этой роли. Годами позже, когда он сам поставил на сцене Новосибирского музыкального театра мюзикл “Мэри Поппинс” , он сказал: 

«Я это ощущаю, если хотите, как свою священную обязанность. Ведь благодаря «Мэри Поппинс», благодаря маленькой роли кота – Сира Людовика, я до сих пор узнаваем для большинства юных зрителей. Потому что старые фильмы-балеты, в которых я танцевал с Еленой Максимовой, ребята, как правило, не смотрят. А фильм «Мэри Поппинс» смотрят все! И для них Сир Людовик стал любимым персонажем. Знаете, когда дети узнают, что он – это я, они безумно рады. Это же здорово – воочию увидеть Сира Людовика!

Гали Абайдулов попал в большую хореографию случайно: семья его никакого отношения ни к музыке, ни к театру не имела. Сам артист так рассказывал историю своего приобщения к балетному искусству: 

Мы с братом отдыхали в пионерском лагере. И директор Вагановского хореографического училища Валентин Иванович Шелков, опоздав с дачи на электричку, решил посмотреть балетные данные детей. Покрутил нас, повертел, заставил попрыгать. Мы, вернувшись домой, об этом уже и забыли. Вдруг приходит письмо родителям, я его до сих пор храню: «Приводите своих сыновей». Мы были уверены, что нас позвали в необычайно популярный тогда балет на льду. Пришли на улицу Зодчего Росси, меня приняли, а брата-близнеца не взяли, нашли, что у него, родившегося на 45 минут раньше меня, кость шире. Он впоследствии стал строителем. И родители мои никакого отношения к искусству не имели: папа – чертежник-конструктор, мама – швея.

Когда Гали подрос, стало ясно что балетного премьера из него не получится. Рост и характерная внешность резко сужали для него возможности выбора подходящих партий. Тем не менее, артист сумел справится с этим вызовом и удачно  распорядиться своими природными данными: 

Я понимал, что по физическим данным Зигфрида в «Лебедином озере» мне не танцевать, и стал искать свой путь: увлекся хореодрамой, актерским мастерством. Первые шесть лет после училища я отработал в Оперной студии консерватории. В обязанности входило и быть иллюстратором студентов балетмейстерского отделения. Сколько я разных номеров станцевал! Это была очень хорошая школа…

Свой счастливый билет Гали вытянул, когда попал в орбиту великой балетной пары - Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. 

Сначала он был партнером Максимовой в телевизионном фильме-балете «Старое Танго», поставленном по мотивам известной австрийской кинокомедии «Петер» с Франческой Гааль.

Затем, сыграл роль Модеста Алексеевича в специально написанном “под Максимову” балете “Анюта” В. Гаврилина. За эту роль Абайдулов даже получил Государственную премию РСФСР им. Братьев Васильевых.

Так что к моменту, когда актер примерил на себя маску кота, он был уже не начинающий, никому неизвестный танцор, а восходящая звезда советского телевизионного балета.  

В это время Гали Мягазович уже учился в ГИТИСе на балетмейстерском факультете на курсе у Максимовой и Васильева, а его дипломной работой стал телевизионный фильм-балет «Чаплиниана» с собой и Екатериной Максимовой в главных ролях. 

Вот еще одна работа Гали Абайдулова того времени в телевизионном фильме-ревю «Прогулка в ритмах степа»

После сорока лет, Абайдулов перестал танцевать на сцене,  но продолжил сниматься как драматический актер, и список его ролей довольно внушителен. Какое-то время он даже был ведущим программы на телевидении Санкт-Петербурга.

Гали Абайдулов в эпизоде в фильме "Улицы Разбитых Фонарей":

Гали Абайдулов учит самого Дмитрия Нагиева уму-разуму в программе "Однажды вечером":

Интересно, что встреча Гали Абайдулова с творчеством Михаила Булгакова все таки произошла, и Гали Мягазович, естественно, перевоплотился в нечистую силу—в экранизации «Мастера..» режиссера В.Бортко, сыграв там Козлоногого.

Несмотря на возраст, (артисту уже за 70) Гали Абайдулов находится в хорошей физической форме и многое может не только рассказать, но и показать своим ученикам: