Император-Сталин-Путин: гараж особого назначения

Ни один из наших правителей даже после провозглашения лозунга "Мы наш, мы новый Мир построим" не чурался заграничных автомобилей. Поначалу Ленин и Троцкий не брезговали разъезжать на царских Delaunay-Belleville, ну а в разгар Гражданской войны вождю мирового пролетариата приглянулись британские Роллс-Ройсы.

Партия машин для первых лиц молодой Страны Советов была заказана и доставлена. Ленину полагался самый мощный агрегат, прослуживший ему до самой смерти. Представляете, именно этот автомобиль выставлен в музее, но о том позже...

На входе в музей ГОН (Гараж особого назначения) красуется Aurus Senat Limousine, персональный автомобиль Президента Российской Федерации В.В Путина российской сборки, разработка которого началась ещё в 2014.

Президентский лимузин длиной почти семь метров отличается строгим дизайном и исключительной системой безопасности. ВДНХ. Москва. Все фото автора.
Президентский лимузин длиной почти семь метров отличается строгим дизайном и исключительной системой безопасности. ВДНХ. Москва. Все фото автора.

Премьера автомобиля состоялась 7 мая 2018 во время торжественной церемонии вступления президента в должность. С тех пор отечественный автомобиль несёт службу в кортеже главы государства.

Ни один из наших правителей даже после провозглашения лозунга "Мы наш, мы новый Мир построим" не чурался заграничных автомобилей.-2

Однако идея пересадить чиновников на отечественные машины родилась намного раньше и принадлежала мудрому Иосифу Виссарионовичу.

Однажды Сталин якобы сказал, что использование советской элитой зарубежных машин является плохим примером для граждан и подрывает престиж страны - я прямо слышу его узнаваемую интонацию...

Вот она - первая ласточка Сталина ЗИС-101, дизайн, как водится, утверждал САМ Верховный. О ходовых качествах естественно не скажу, но на вид автомобиль роскошен.

Ради полноразмерных фотографий посмотрите этот очерк на нашем сайте и на большом мониторе.

ЗИС-101. Прототипом был американский Бьюик. Гараж особого назначения. ВДНХ. Москва.
ЗИС-101. Прототипом был американский Бьюик. Гараж особого назначения. ВДНХ. Москва.

В отделке салона использовались около десяти сортов редкой древесины, от дуба до ясеня, на крыше впервые в истории серийного советского автомобиля монтировалась специальная радиоантенна, салон был оснащен переговорным устройством.

Ни один из наших правителей даже после провозглашения лозунга "Мы наш, мы новый Мир построим" не чурался заграничных автомобилей.-4

Сам же Сталин предпочитал американские Паккарды. Байка это или нет, не поручусь: прознав про то от посла в Москве, президент США Франклин Рузвельт сделал нашему вождю дорогой подарок - бронированный Packard Twelve.

Паккард Твелв. С 1936 по 1950 - персональный автомобиль И.В. Сталина. ВДНХ. Москва.
Паккард Твелв. С 1936 по 1950 - персональный автомобиль И.В. Сталина. ВДНХ. Москва.

Официальная версия несколько иная: в 1936 на заседании Политбюро было принято решение об обслуживании первых лиц государства
только бронированными автомобилями, таких в ГОН на тот момент не было.

Решено было закупить автомобили с гарантированными качеством и надёжностью, выбор пал на США. Так в СССР оказались 17 семиместных лимузинов Packard Twelve, но легенда красивая.

В гараже-музее выставлен тот самый, что в сорок третьем побывал в Иране, из его же окна вождь страны-победительницы смотрел в сорок пятом на разрушенный Берлин.

Ни один из наших правителей даже после провозглашения лозунга "Мы наш, мы новый Мир построим" не чурался заграничных автомобилей.-6

До посещения музея ГОН (Гараж особого назначения) на ВДНХ я и не знала, что Иосиф Виссарионович побывал в Берлине тем летом и провел там целых две недели.

Диву даюсь, что об этой экспозиции не кричат: в одном месте собран автопарк первых лиц государства, начиная с Николая II и заканчивая действующим президентом.

Информации тоже невероятное количество: разумеется, я знаю расшифровку аббревиатуры ГАЗ или ВАЗ, но то, что ЗИС - завод имени Сталина... Спросите своего сына или дочь, уверена, они тоже не знают!

Гараж особого назначения. ВДНХ. Москва. Россия.
Гараж особого назначения. ВДНХ. Москва. Россия.

Первые шесть экземпляров будущих ЗИС были собраны вручную в 1933 на Путилковском заводе в Ленинграде, конвейерное производство представительского автомобиля было налажено спустя четыре года уже в Москве.

Впрочем, первая модель ЗИС номенклатуре не приглянулась, в правительственном гараже её использовали в качестве машины сопровождения, на ЗИС-101 возили членов семей первых лиц государства и важных зарубежных гостей.

Забавный факт: приобрести ЗИС-101 было невозможно, но... его можно было выиграть в лотерею, что однажды и произошло. В 1940 счастливый билет вытянул овцевод из Казахстана.

Автомобиль постоянно дорабатывали, так появились ЗИС-101А, ЗИС-110 и ЗИС-115.

ЗИС-110. Гараж особого назначения. ВДНХ. Москва.
ЗИС-110. Гараж особого назначения. ВДНХ. Москва.
Ни один из наших правителей даже после провозглашения лозунга "Мы наш, мы новый Мир построим" не чурался заграничных автомобилей.-9

Кто осмелится сказать, что это некрасивый автомобиль? Некрасивые вы ещё увидите, их время придёт гораздо позже после ухода Вождя Народов.

ЗИС-115, представленный в музее, с 1950-1953 являлся персональным автомобилем Сталина.

Бронированный автомобиль ЗИС-115 - настоящий сейф на колесах с мотором в 162 л.с. Стекла дверей были настолько толстыми, что их поднимали гидравлические домкраты.

По соседству в витрине копия повседневного летнего мундира маршала Советского Союза Иосифа Виссарионовича.

Ни один из наших правителей даже после провозглашения лозунга "Мы наш, мы новый Мир построим" не чурался заграничных автомобилей.-10

Кстати, три из семнадцати Паккардов Сталина сохранились: один с Ближней Дачи вождя попал на Мосфильм, а затем в частную коллекцию, другой, подаренный Генеральному секретарю ЦК Компартии Болгарии, теперь выставлен в музее Иллинойса в США. Третий Паккард, подаренный в 1945 югославскому лидеру Иосифу Броз Тито, в превосходном состоянии выставлен в Техническом музее в Любляне, Словения.

Ну а потом наши лидеры на много десятилетий пересели на Cadillac, Lincoln и Mercedes-Benz. Нынешний президентский кортеж - это Аурусы отечественного производства, а вот мотоциклы... под российским гербом притаилась эмблема БМВ ))

Ни один из наших правителей даже после провозглашения лозунга "Мы наш, мы новый Мир построим" не чурался заграничных автомобилей.-11
Президентский кортеж. Гараж особого назначения. Москва.
Президентский кортеж. Гараж особого назначения. Москва.

Впрочем эта информация уже успела устареть, и на последней инаугурации президентский кортеж сопровождали уже доморощенные электромотоциклы AURUS MERLON.

К разработке мотоцикла приступили в 2019, запас хода изначально составлял 200 км. Учитывая отличные эксплуатационные качества получившегося мотоцикла, было решено выпустить его коммерческую версию, но цифры меня поразили...

Электромотоцикл способен преодолеть без подзарядки 500 км, ориентировочная стоимость 12 млн рублей.

География посещения нынешнего главы государства гораздо обширнее и не менее опасная, чем во времена Иосифа Виссарионовича, вот умеем мы нажить себе заклятых "друзей"!

Ни один из наших правителей даже после провозглашения лозунга "Мы наш, мы новый Мир построим" не чурался заграничных автомобилей.-13

Отечественный автомобиль для первых лиц государства разрабатывался с прицелом сделать его комфортным, безопасным и максимально приспособленным для эффективных действий охраны.

С 7 мая 2018 Аурус Сенат Лимузин используется в кортеже главы государства, с 2020 эти машины обслуживают и членов правительства.

Гараж особого назначения. Москва.
Гараж особого назначения. Москва.
Ни один из наших правителей даже после провозглашения лозунга "Мы наш, мы новый Мир построим" не чурался заграничных автомобилей.-15

Музей потрясающий! Впереди рассказы о первых автомобилях при дворе Николая II и о том, как портился вкус советской элиты от Хрущёва до Ельцина...

Всем счастливых дорог!