Продолжаю делиться с вами интересными статьями про колокольный звон!
От Ивана Грозного до Петра I.
После нашествия монголо-татар колокольное дело в Древней Руси почти угасло и возобновилось только в 30–40-х годах ХIV века. Центром литейного дела стала Москва, а главной школой, готовившей кадры отечественных литейщиков, – московский Пушечный двор. Своего расцвета колокольное дело достигло при царе Иване Грозном. Русские колокола ХVI–ХVII вв. изумляли современников своими размерами и благозвучием. Иностранцы, посещая Московию, с удивлением и восторгом писали о русских колоколах.
Русские государи давали мастерам задания отливать гигантские колокола как символ мощи Русской державы и крепость православной веры. Так, например, в 1599 году царь Борис Годунов приказал отлить колокол для Успенского собора Московского Кремля в 33 тонны. Знаменитый Годуновский колокол, в то время самый большой колокол в Европе, был установлен на деревянной колокольне посреди Соборной площади Московского Кремля. Это был первый Царь-колокол. Чтобы его раскачать, требовались усилия 24 человек. Архиепископ Арсений Елассонский, посетивший Москву в царствование Бориса Годунова, писал: «Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире». В пожаре первый Царь-колокол рухнул оземь и разбился.
В 1654 году, по указу царя Алексея Михайловича, появился Большой Успенский колокол («Праздничный»), весом восемь тысяч пудов (1 пуд равен 16,38 кг), но от слишком сильного удара он разбился в том же году. Колокол снова перелили, и в 1674 году гигантский благовестник «был поставлен на станках, и был от него благовест в Господские праздники». Во время большого пожара в Кремле в 1701 году колокол упал и разбился, прослужив почти 50 лет. По указу императрицы Анны Иоанновны, в 1730 году был отлит колокол в 12327 пудов (почти 202 тонны). Достать из литейной ямы огромный колокол тогда не смогли. При пожаре 1737 года его поливали водой во избежание расплавки, однако из-за перепада температур у него откололся кусок весом 11,5 тонн. После этого Царь-колокол пролежал в литейной яме 100 лет, а в 1836 году, при царе Николае I, был поднят, очищен и помещен на гранитном постаменте на Ивановской площади в Кремле, рядом с колокольней Ивана Великого, где находится и по сию пору. Этот памятник русскому литейному искусству поражает современных туристов своей мощью.
При Петре I наступили не лучшие времена для колоколов: по указу царя, они изымались из церквей для нужд армии. К маю 1701 года в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов, из которых отлили две сотни пушек.
,,По количеству, весу и гармонии колокольных подборов российские звонницы превосходили все прочие в мире"
К концу ХIХ – начала ХХ вв. русские колокола приобрели всемирную известность. По количеству, весу и гармонии колокольных подборов российские звонницы превосходили все прочие в мире. В то время, наряду с традиционным, церковным, звоном, получил некоторое распространение «концертный» звон, когда создавались целые музыкальные произведения – «колокольные симфонии»