О выдуманном и настоящем авторе кавказского костюма "черкеска". Часть1.

Ахмад Салпагаров март-июнь 2024г

  • Оглавление
    1. О спорах по поводу создания костюма "черкеска"
    2. О празднике День адыгского черкесского костюма
    3. Вопросы к Главе КЧР и Ректору КЧГУ
    4. Вопросы к Парламенту Адыгеи и адыгским историкам
    5. Карачаево-балкарские названия элементов черкески в адыгском языке
    6. Краткие выводы

1. О спорах по поводу создания костюма "черкеска"

Популярной забавой в русском интернет-пространстве является выяснение кто является автором кавказского костюма "черкеска". Главными пропагандистами темы "Какой народ изобрёл кавказский костюм" являются адыги и грузины. Но похоже что, адыги опережают грузин в присвоении авторства кавказского костюма. Главный адыгский аргумент звучит так: "Русские назвали кавказский костюм "черкеской", увидев костюм на черкесах. "Черкеску изобрели адыги, потому что адыгов называют черкесами". В этой статье мы постараемся объективно и честно разобраться в этом интересном вопросе.

Сразу отметим, что адыгские претенденты на черкеску скрывают, что исторические черкесы были тюрками, что адыгов называли черкесами не потому что адыги являются черкесами, а потому что над адыгами властвовали тюрко-черкесские княжеские и узденские рода. Например последним правителем кубанской Черкесии был ногайский черкес Сефербей Занок, живший в середине 19 века. Полковник Теофил Лапинский хорошо знавший Сефербея Занок описал его как ногайского татарина и настоящего черкеса с туранской внешностью. Т.Лапинский утверждал, что черкесы и адыги два разных народа, которые враждовали между собой до прихода русских на Кавказ. Можно назвать другого тюрко-черкесского и тюрко-кабардинского князя, последнего правителя Кабарды, кумыкского черкеса Фёдора Бековича-Черкасского, умершего в изгнании в 1953г в Париже, который также имел туранскую ногайскую внешность. Тюрко-черкесский род Бековичей-Черкасских совместно со своими кумыкскими узденями правили Малой Кабардой около 250 лет.

Популярной забавой в русском интернет-пространстве является выяснение кто является автором кавказского костюма "черкеска".

На рисунке: Герб казахского хана Букеевской Орды, чингизида Князя Ахмет Керея Чингиса из Общего гербовника дворянских родов Российской империи, 1874г. На правой стороне герба изображен казах. Казах (в оригинале киргиз) одет в длинный чепкен (чапан) с газырями на груди, на правой руке у него копье, на левой руке казакх держит щит с тамгами чингизхановых сыновей. На боку у него свисает сабля. Адыгским историкам надо доказать, что адыги в начале 19 века отправили на 800 км от Адыгеи и Кабарды, в Букеевскую Орду адыгских мастеров по изготовлению костюма черкеска и черкесских шашек, которые научили великих чингизидов изготавливать шашки и чапаны с газырями или адыгским историкам придется признать, что они присваивают тюрко-черкесскую культуру. вместе с тюркским именем черкес. У казаха на плечевой портупее висит шашка, сабли носили на поясном ремне, сабля имеет гарду, а на рисунке шашка не имеет гарды.
А еще есть карапапахи и их беки на Южном Кавказе, в Турции и в Иране за 1200 км от Букеевской орды, которые также носили черкески. Впрочем черкеску, настоящее название чепкен, в русском языке чекмен носил весь Кавказ. Но пока адыгских фальсификаторов побережем, к карапапахам не будем посылать. Пускай докажут, что адыги научили волго-уральских чингизидов изготавливать чапан с газырями и шашку.
Именно в той волго-уральской прикаспийской области жили казахские настоящие черкеши (шеркеши). К слову сказать, слово черкешенка производно от слова черкеш, но не от слова черкес!

2. О празднике День адыгского черкесского костюма

Я отвлёкся, вернёмся к костюму "черкеска". Адыги в Республике Адыгея даже установили праздник "День адыгского (черкесского) костюма". По инициативе общественного движения «Адыгэ-Хасэ-Черкесский парламент, праздник впервые отметили 28 сентября 2011г».

26 сентября 2014г по инициативе отдела культуры администрации Хабезского муниципального района такой же праздник "День национального адыгского (черкесского) костюма" состоялся уже в Карачаево-Черкесской Республике.

День адыгского черкесского костюма отмечают также и в Кабардино-Балкарии. Официальный сайт Кабардино-Балкарском государственного университета сообщает, что "28 сентября 2022года в университете прошел зрелищный праздник Международный день черкесского национального костюма".

В следующем 2023году такой же праздник состоялся уже в Государственном Музыкальном театре в Нальчике в КБР.

3. Вопросы к Главе КЧР и Ректору КЧГУ

В связи с беспардонным присвоением тюрко-черкесской культуры у нас возникают вопросы к руководству КЧР и его научной общественности. Нам необходимы именно их разъяснения, потому что, Глава КЧР Р.Темирезов и Ректор КЧГУ Т.А. Узденов в августе 2023г оперативно среагировали на провокационное обращение адыгского блогера А.Хаширова, который не имея ни одного бесспорного доказательства многие годы представляется как потомок Килара, карачаевского первовосходителя на Эльбрус. (см. подробности по ссылке). Глава КЧР Р.Б. Темирезов и Ректор КЧГУ Т.А. Узденов должны дать разъяснения общественности КЧР: "Почему по провокационному видеообращению А.Хаширова из библиотеки КЧГУ изъята книга Умара Байрамукова, но Р.Темирезов и Т.Узденов не среагировали на проходящие в КЧР и КБР праздники "день адыгского черкесского костюма", которые фальсифицируют историю Кавказа, присваивают тюрко-черкесскую историю и культуру, дискриминируют карачаевцев, балкарцев, ногайцев?"

4.Вопросы к Парламенту Адыгеи и адыгским историкам

3.1. Ждём объяснений также от Парламента Республики Адыгея, Международной Черкесской Ассоциации и адыгских общественников по следующим вопросам:

Костюм черкеска не похоже на адыгское блюдо "либжа", чтобы черкеску производить из курицы! Черкеску производили из шерсти овцы! Если кавказский костюм придумали адыги, то в качестве обоснованности своих претензий на "костюм черкеска", адыги должны показать свою адыгскую породу овцы, из шерсти которой адыги производили бы черкеску?! Адыгские претенденты на костюм черкеска, расскажите как на адыгской этнической территории в лесах Причерноморья вы вырастили лесную адыгскую породу овцы. А может существовала "адыго-абхазская приморская порода овцы" ? А если не было адыгской породы овцы и соответственно своей шерсти, у какого народа и на какие деньги адыги покупали шерсть?

  • А вот у карачаевцев-балкарцев была и есть собственная карачаевская порода овцы, родственная южно-караманской породе овцы, обитающей на Тороских горах в области Караман-Аланья-Мерсин, на юге Турции! Карачаевская порода овцы является очень древней породой овцы, приспособленной к суровым горным условиям Кавказа, способная перезимовать на подснежной прошлогодней траве.
Популярной забавой в русском интернет-пространстве является выяснение кто является автором кавказского костюма "черкеска".-2

На фото подстриженные бараны карачаевской породы. Обращаю внимание: большая часть овец карачаевской породы имела шерсть черного цвета, меньшая часть серого цвета как на фото. Из шерсти таких курдючных полудиких древних карачаевских овец и барашек производили "карачай чепкен" в миру известный как "черкеска". Ведь в адыгском языке вообще нет слов "черкес" или "черкеш" или "карачеркес", а есть заимствованное искаженное "шэрджэс". А слово "черкес" было тюркским названием тюркского народа, в том числе и правящая знать адыгов была тюрко-черкесских родов. Карачаевцев-балкарцев называли карачеркес, казахское древнее племя из Северного Прикаспия называли черкеш-шеркеш. Так с какой стати, адыги присваивают тюрко-черкесскую культуру и историю?

3.2. Ждём разъяснений от Парламента Республики Адыгея, Международной Черкесской Ассоциации и адыгским активистов по факту: Назвать и показать альпийские летние пастбища в причерноморских лесах, на которых паслись бы адыгские лесные или приморские породы овец, из шерсти которых адыги производили бы черкеску?

Популярной забавой в русском интернет-пространстве является выяснение кто является автором кавказского костюма "черкеска".-3

Смотри карту Западного Кавказа: Этническая территория адыгов, согласно описаниям авторов 19 века, находилась внутри треугольника Геленджик-Сочи-Майкоп. Названные города выделены красным кругом. Карта легко читается-указанная территория внутри треугольника покрыта лесами. Леса обозначены тёмно-зеленым цветом. Но как известно в лесах невозможно выращивать ни овец, ни лошадей. Привет несуществующей адыгской лесной породы лошади! Привет несуществующей адыгской лесной породы овцы.

На территории Адыгеи существует плато Лаго-Наки, которое пригодно для горного овцеводства. Но согласно карты Джеймса Беллы 19 века плато Лаго Наки находилось на территории абадзинских племен баракайцев и абадзехов. Кроме этого сами адыги, плато Лаго-Наки этимологизируют как "лъэгапӏэнэкӏы - возвышенность без растительности". А какое овцеводство и коневодство может быть на территории без растительности? На самом деле, на плато конечно же есть растительность. Просто адыгское название указывает, что адыгам было незнакомо овцеводство и коневодство и что растительностью для адыгов являлись только деревья, только лес. (Ковешников В. Н. ЛАГОНАКИ-Очерки по топонимике Кубани. Краснодар : Мир Кубани, 2006. С. 83).

Сравниваем темно-зелёный цвет лесов Причерноморья и Адыгеи с светло-зеленым цветом горных пастбищ Карачая и Балкарии. На этнической территории карачаевцев-балкарцев существуют альпийские горные пастбища Бийчесын, Чыраксырты, Ауарсырты и другие поменьше. При этом самые лучшие альпийские луга на территории России существуют только на территории Карачая и Балкарии... и на Алтае. На карте мы отметили плато Бийчесын, которое по площади в 8-10 раз больше плато Лаго-Наки. И только тюркские народы, тысячелетиями занимавшиеся овцеводством, коневодством, скотоводством естественным образом производили одежду из шерсти и обувь из кожи.

5. Карачаево-балкарские названия элементов черкески в адыгском языке.

4.1. А для думающего читателя замечу, что в "Этимологическом словаре адыгских языков" 1977г. А.К. Шагиров сообщает, что адыгское слово "мэл-мэлы", означающее "овца", происходит от тюркского "мал", имеющее значении "скот, имущество, богатство". В дополнение к перечисленным значениям в карачаево-балкарском языке слово "мал", означает ещё и "мелкий рогатый скот, овцы-козы". Поэтому многие элементы кавказского костюма "черкеска", в языке адыгов, поселившихся в историческом Карачае в 19 веке, известном под неологизмом 20 века "кабардино-черкесский язык" полно названий элементов черкески, заимствованных из тюркского карачаево-балкарского языка.

Хотя автор рисунка не указал, но в адыгском словаре присутствуют тюркские слова "бащлъыкъ, щырыкъу, гуэншэрыкъ-
Хотя автор рисунка не указал, но в адыгском словаре присутствуют тюркские слова "бащлъыкъ, щырыкъу, гуэншэрыкъ-

Итак, в кабардино-черкесском адыгском языке кинжал называется "къамэ" от карачаево-балкарского "Къама", кафтан (он же бешмет) называется "къэптал" от карачаево-балкарского "Къаптал", штаны называются «гъуэншедж» от карачаево-балкарского "Кёнчек", газыри называются "хьэзыр" от карачаево-балкарского "Хазыр", капюшон называется- «бащлъыкъ» от карачаево-балкарского "Башлыкъ", сапоги называются «щырыкъу» от карачаево-балкарского "Чарыкъ", чувяки называются "гуэншэрыкъ" от карачаево-балкарского "Гён чарык".

Если бы адыги создали кавказский костюм черкеска, то у них были бы свои адыгские названия элементов костюма. Но на самом деле адыги вместе с кавказским костюмом позаимствовали названия его элементов от своих соседей: от карачаевцев-балкарцев и ногайцев.

6. Краткие выводы

1. Мы в своей статье показали, что этническая территория адыгов расположенная внутри треугольника между Геленджик-Майкоп-Сочи покрыта лесами. В лесах из-за отсутствия пастбищ невозможно разводить ни овец, ни лошадей. Но не имея шерсти, которую дает овца, невозможно создавать костюм "Черкеска". Поэтому все разговоры о создании адыгами костюма "черкеска" не имеют под собой материальной основы.

2. Общем гербовнике дворянских родов Российской империи существует герб чингизида-казаха 1874года, на котором изображён казах с черкесской шашкой и в черкеске.

Тюркские названия элементов костюма "черкеска" в адыго-кабардинском языке пресекают любые претензии на адыгское авторство костюма "черкески" и указывают на возникновение костюма черкески среди тюркских народов, например среди карачаевцев-балкарцев, которых часто называли кара-черкесами и среди казахов-черкешей Донско-Волжско-Уралского междуречья. Данные факты в сочетании с многочисленными историческими свидетельствами и картами показывают нам не то, что адыги создали костюм черкеска, а то, что сами черкесы были тюркским народом, историю и культуру которого современные адыгские историки и общественники присваивают и выдают как свою.

3.В следующей части я расскажу о производстве пороха в Карачае и поставках карачаевского пороха адыгам, чтобы было очевидно и понятно, у кого адыги научились слову "хьэзыр- газыри" и его использованию. Ведь газыри являлись нагрудным патронташем, местом хранения готового порохового заряда. Во второй части статьи я покажу старинные рисунки и фото ногайских мурз, крымско-татарских султанов, казахских ханов, азербайджанских беков, карапапахов Турции в костюме черкеска, которые якобы позаимствовали черкеску от адыгов, послушаем единственного профессора по истории одежды Кавказа З.Доде и снова вернемся к адыгским ухищрениям по присвоению тюрко-черкесской культуры- кавказского костюма "черкеска".

Приложения:

Популярной забавой в русском интернет-пространстве является выяснение кто является автором кавказского костюма "черкеска".-5
Фото с комментом из казахских соцсетей. Один из потомков ханов Букеевской орды- Габдулхаким Букейханов, европейской внешности, между прочим в черкеске- чапан с газырями. И второй казах сидящий позади него, также одет в папаху и чапан без газырей. Надо сказать что, как раз на территории Букеевской орды и проживало большое количество черкешей.
Фото с комментом из казахских соцсетей. Один из потомков ханов Букеевской орды- Габдулхаким Букейханов, европейской внешности, между прочим в черкеске- чапан с газырями. И второй казах сидящий позади него, также одет в папаху и чапан без газырей. Надо сказать что, как раз на территории Букеевской орды и проживало большое количество черкешей.