367 подписчиков

Последний маршал империи

Светозар Бороевич - единственный маршал Австро-Венгрии из славян. Он верно служил империи во главе с династией Габсбургов, он был героем этой империи. Но кем он был для соплеменников - учитывая сложные отношения Австро-Венгрии со славянами?

Бороевич родился на так называемой Военной границе (между Австрийской и Османской империями). Светозар выбрал военную стезю. И с 1875 по 1912 поднялся в австро-венгерской армии от лейтенанта до генерала. Всё сам, поскольку происхождения он простого, знатной протекции у него не было.

Уроженец многонациональной империи, Бороевич знал несколько языков: отлично немецкий и сербохорватский; хорошо венгерский; также французский; менее хорошо, но тоже знал и русский. Женился на немке из аристократической семьи, его сына звали Фриц Бороевич.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война застала его командиром корпуса. Он хорошо проявился в первых боях и вскоре был повышен до командующего армией, заменив на этом посту генерала, который проявился неуспешно. С июня 1915 стал командармом на итальянском фронте, а затем его назначили главнокомандующим австро-венгерскими войсками, противостоящих Италии. 1 февраля 1918 Бороевича произвели в фельдмаршалы.

Светозар Бороевич - единственный маршал Австро-Венгрии из славян. Он верно служил империи во главе с династией Габсбургов, он был героем этой империи.

Армии Бороевича отбивали итальянские наступления, одно за другим. Большинство солдат австро-венгерской армии на этом фронте были из славян, как и сам Бороевич. Италия имела целью захватить земли империи, заселённые славянами. Австро-венгерская пропаганда использовала эти притязания итальянцев, чтобы укрепить дух и верность своих славянских солдат, держащих фронт.

Словенцы, считавшиеся до войны пацифистами, оказались отличными бойцами. Также и хорваты - они мало упирались против русских, но против итальянцев держались упорно. Даже боснийцы оказались элитными воинами, не уступая по духу немцам. С чехословаками было сложнее; итальянцы даже собрали дивизию из перебежавших к ним чехов и словаков. Но те из них, что оставались в имперской армии, были сильным противником, в частности, упорным в штыковом бою.

Солдаты австро-венгерской армии. Парадно-постановочное фото
Солдаты австро-венгерской армии. Парадно-постановочное фото

Многочисленные сражения, в которых Бороевич был командующим, проявили его как одного из лучших военачальников Первой мировой войны. Присвоение ему фельдмаршальского чина это наглядно подтверждает. До Бороевича фельдмаршалами в Австро-Венгрии становились исключительно представители высшей знати из немцев и венгров.

Он удерживал порученный ему фронт против превосходящих сил итальянской армии. Но с каждым её наступлением и войска Бороевича несли большие потери. Итальянцы теряли больше, но не кратно. На каждое их небольшое продвижение Бороевич приказывал своим войскам контратаковать, чтобы отбить утраченные вершки и пяди. В этих контратаках гибли многие его солдаты, большинство которых были славянами.

Фото ближе к реальности
Фото ближе к реальности
Имперские солдаты поднимаются в контратаку
Имперские солдаты поднимаются в контратаку

Бороевича считал злодеем Югославский комитет - собравшиеся в Италии активисты из славянских земель Австро-венгерской империи. Они хотели сокрушения империи – чтобы создать на её бывших землях югославянское государство. Бороевич же защищал империю (ценой её славянских солдат) – и этим препятствовал созданию Югославии. Активисты в открытом письме спрашивали его: почему он служит немцам и их императору Габсбургу, губит славян за него?

Бороевич без колебаний служил Австро-Венгрии, удерживая один из её фронтов в ПМВ. Но осенью 1918 г. его империя начала разрушаться изнутри. На её землях начались национальные революции. Вместе с империей распадалась и её армия, солдаты массами бросали воевать и уходили с фронта. Бороевич хотел заключить перемирие с итальянцами, а оставшиеся ещё военные части бросить с фронта внутрь империи – против революционеров.

Бороевич (на фото под № 12) на групповом снимке со своим императором
Бороевич (на фото под № 12) на групповом снимке со своим императором

В начале ноября 1918 г империя капитулировала, остатки её армии получили приказ о демобилизации. Маршал Бороевич был отправлен в отставку.

Мир маршала обрушился. После распада империи он оказался не своим везде. Австрия стала республикой, Габсбургов свергли - и служивший им Бороевич стал в Австрии чужим. Он обратился к правительству новообразовавшегося югославянского государства. В югославскую армию тогда приняли много бывших офицеров имперской армии славянского происхождения. Но просьбу Бороевича о принятии отклонили. Его преданность немецкой династии ещё слишком хорошо помнили.

Бывший маршал стал просто стариком. Ни одно из государств, образовавшихся из обломков империи, не стало выплачивать ему пенсии. Его личное имущество было разграблено во время революции. Светозар Бороевич умер в Австрии в 1920 г.

Потом уже в югославянских народах произошла переоценка Бороевича. Пришло понимание: хоть он и был слугой Габсбургов, но он сдерживал итальянский натиск. Если бы итальянцам удалось в войне с Австро-Венгрией продвинуться дальше – то они бы заняли славянские земли. И последующее разграничение Италии с Югославией стало бы невыгоднее для югославов. Возможно, оказались бы урезанными в пользу Италии и современные границы Словении и Хорватии.

Светозар Бороевич был православным. Но себя называл хорватом. Православный хорват – сочетание необычное. Сербы и хорваты спорят по национальной принадлежности маршала. По мнению сербов: раз православный – значит точно серб. По мнению хорватов: есть написанные Бороевичем тексты, где он прямо называет себя хорватом. Сербы отвечают: Бороевич назывался хорватом по конъюнктурным соображениям. На манер того, как он переобулся в ноябре 1918: мол, его деятельность – это не служба Габсбургам, а защита югославян от итальянской агрессии.

Сербы, считая Бороевича своим, называют его именем улицы в Белграде. Маршал боролся за австро-венгров, которые были врагом сербов в ПМВ. Но он боролся против Италии - ставшей затем и врагом Сербии.

Формально Бороевич всё же не последний маршал Австро-Венгрии. После него был ещё один - 24 октября 1918 г. это звание присвоили эрцгерцогу (не просто австрийскому аристократу, но и родственнику императора). Но это было, когда империя уже агонизировала. Группа армий эрцгерцога уже была в процессе развала, через несколько дней после присвоения он уже ничем не командовал.