О каких приёмах узнаете:
1. Длина предложений
2. Сокращенные описания
3. Активные глаголы и глаголы-действия
4. Только подлежащее и сказуемое
5. Правильные слова
6. Детали
7. Всё остальное
Введение
Предположим, у вас лежит готовая экшен-сцена — погоня, драка или перестрелка. Продуманы начало, середина и конец, но чего-то всё равно не хватает: ощущения не те, да и сцена тусклая. Давайте разберем, что можно исправить?
Запомним. В экшен-сцене важны две составляющие — ритм и динамика. Это значит, что повествование не должно быть вялым и скучным. Используйте торопливые, спешные действия, как в жизни («состояние аффекта» и «всё, как в замедленной съёмке» — никто не отменял, но опустим нюансы). Реальность такова: когда происходит драка, вы не думаете — «сейчас я должен отойти вправо и присесть», вы действуете.
А действовать помогут следующие инструменты:
1. Длина предложений (короткие, средние, длинные)
Начнём с коротких.
— Чем полезны? — интересуется недоверчивый автор.
- ассоциируются с динамичными действиями;
- акцентируют внимание на событиях;
- создают эффект покадровой съемки.
Разберём на примере. Допустим, вам нужно описать перестрелку:
«Прыжок. Кувырок. Максим рванулся и выхватил пистолет из кобуры. В окне мелькнуло лицо противника. Выстрел. Второй. Четвертый. Тело свалилось на пол»
Предложения сменяются быстрой картинкой в голове читателя — нет времени на осмысление происходящего и объяснение обстоятельств. С каждой точкой накал страстей растёт, а сердцебиение учащается.
— Что же с героем? — переживает читатель.
— Надеюсь, всё хорошо, — утверждает автор и переходит к следующей сцене.
Возможно, вам ничего непонятно, но это пока. Когда погоня закончится, герой выдохнет и успокоится, он сможет всё объяснить (или автор объяснит за него, если герой погиб). Если же персонаж полон адреналина, ему некогда отвлекаться на причинно-следственные связи и разжёвывать случившееся на страницах книги.
Ещё пример, но теперь с дракой:
«Я отвернулся на секунду, но не успел нанести удар. Резкий толчок. Из носа потекла кровь. Потерялся в пространстве. Стоило получше защищать голову, но кто бы мне раньше об этом сказал?»
А вот и погоня:
«Куда бежать? Ничего не вижу — только деревья. Им нет конца. Где он? Сзади? Я слышу его прерывистое дыхание. Помогите!»
Как видите, описаний в примерах по минимуму. Хорошо это или плохо — решать автору и читателю. Но чтобы не переборщить, проверьте себя вопросом — зачем я использовал этот приём? И если вы не знаете ответ, лучше сцену осознанно переписать, используя те инструменты, которыми вы уже хорошо овладели, и только потом нанизывая на них, приведенные в статье советы. Главное — не переборщить. Иначе получится. Вот. Такая ерунда. Печально. Ужасно. Досадно.
Чередование коротких и длинных предложений (или рваный ритм).
— Зачем? — спрашивает комментатор.
На контрасте короткие предложения создают бОльший акцент и эмоциональность — разрушая шаблоны там, где никто этого не ожидает. Вместо постоянного напряжения, читатель приходит в замешательство, его застают врасплох.
Пример:
«Я лежал неподвижно и плакал, ощущая лопатками сырую землю. Кровь текла по щеке, но я не хотел её останавливать. Какой смысл? Небо лазурно-голубого цвета отражалось в глазах соперника, напоминая о величии, которого я не смог достичь. Неудачник!»
Последнее слово звучит твердо, чётко, громко. В нём чувствуется презрение главного героя к самому себе и проигрышу. Вопрос из двух слов отдаёт скорбью и разочарованием (P.S. Вы можете со мной не согласиться).
Абзац содержит больше описаний. Приём уместен, поскольку бой окончен, драка остановилась, и у героя есть время подумать о жизни. Но если вы находитесь в гуще событий, не пытайтесь отвлекаться на щебет птиц, изумрудного цвета травы и голубые реки. Сфокусируйте взгляд на противнике.
Пример с погоней:
«Алиса тяжело дышала, оглядываясь по сторонам, как воришка. Но то был не страх попасть за решетку, а дикий ужас. Ужас смерти! Натыкаясь на кочки, и хрустя сухими ветками, она боялась, что он выпрыгнет из темноты, и вонзит в неё холодную сталь. Затем вытащит. И оставит умирать»
Использование только длинных предложений
— И какую роль они играют? — уточняет заинтересованный читатель.
Длинные и сложные конструкции замедляют действие, повествование становится монотонным и размеренным, читатель перестаёт нервничать.
Когда подойдёт?
Допустим, ваш герой хладнокровный убийца, который ни раз и ни два участвовал в битвах. Он умеет вгрызаться зубами в жертву и выходит сухим из воды. Да, пусть это будет Геральт из «Ведьмака». Посмотрим на его примере, как происходит описание боя:
«Как и ожидал, застигнутая врасплох, упырица полетела вперед, потеряла равновесие, перевернулась, поскользнулась на полу и покатилась вниз по ступеням зияющего в полу входа в склеп. Снизу донеслись истошные вопли.
<…> Чтобы выиграть время, Геральт прыгнул на лестницу, ведущую на галерейку. Не успел пройти и половины, как упырица вылетела из склепа и помчалась за ним, словно огромный черный паук… Ведьмак, дождавшись, пока она взбежит на лестницу, тут же перемахнул через поручень и спрыгнул на пол. Упырица развернулась на лестнице, оттолкнулась и кинулась на него в невероятном, чуть ли не десятиметровом прыжкепримеры взяты, конечно же, из книги, но и из статьи —»
Геральт спокоен. Сосредоточен. Не боится смерти. Если ваш герой именно такой, вы можете воспользоваться приведенным выше приёмом.
В примере использованы длинные предложения, повествование монотонное, несмотря на активные действия персонажа. Но глаголы (коих немало) двигают сюжет вперед и повествование ускоряется (Раздел 3).
Приём хорошо подходит для описания — чувств, эмоций, атмосферы, пространства, персонажей. Но не стоит перебарщивать — читатель заскучает.
Вывод: Необходимо следить за длиной предложений, поскольку они создают разные эффекты и атмосферу. Короткие предложения (как и длинные) — не панацея. В большом количестве они могут навредить тексту и превратить его в рубленный фарш или надоедливый бубнёж.
Совет: практика, практика и ещё раз практика. Пока вы не начнёте писать, вы не поймёте, какой стиль подходит именно вам.
— Что-нибудь ещё влияет на ритм? — спрашивает начинающий автор.
— Знаки препинания
Возьмем четыре примера:
А) Удар… Удар… Удар… — движения плавные размеренные, герой бьёт неспеша. Возможно, проходит тренировка новичков.
Б) Удар. Удар. Удар. — удары чёткие, сильные, с редкими остановками. Герой колотит дерево или тренажёр. Он внимателен и сосредоточен.
В) Удар, удар, удар. — удары быстрые, неуловимые. Герой смелый и сражается с неизвестным противником.
Г) Удар-удар-удар. — удары превращаются в череду действий (в одно длинное слово). Один удар перетекает в другой. Им нет конца. Злодей повержен.
Заметили разницу? Надеюсь, что да. Для лучшего закрепления посмотрите видео Юрия Окунева (ссылка ниже и разделе "Полезные материалы"), где он зачитывает примеры вслух.
Вывод: На ритм и динамику в тексте влияет не только количество слов, но и знаки препинания. Нужно виртуозно владеть писательским мастерством, чтобы умело подбирать слова, следить за символами и ставить паузы.
2. Откажитесь от объяснений и размышлений. Сократите описания
— Почему? — спрашивает читатель.
Когда вы заняты боем, некогда смотреть на звёздное небо, загорелые мускулистые плечи соперника, высматривать марку стали или пистолета. Вас заботят три вещи (хотя всё индивидуально):
- Что или кто угрожает здоровью и жизни? (или Откуда может прийти угроза?)
- Что или кто поможет спастись от смерти?
- Какие действия приведут к поражению, а какие к победе?
Если захочется уйти в описания, вы знаете, что делать. Важна будет не «накачанная красивая рука, на которой радугой играл солнечный свет», а «плечо, которое дёргалось при каждом взмахе меча — слабое место»
Неудачные вариант, объяснения и описания событий:
«Я отошла назад, потому что хотела напасть на противника со спины, но ничего не вышло (Поскольку у героини текста всё равно «ничего не вышло», можно выкинуть из теста её хотелки, чтобы ускорить повествование). В свою очередь, он медленно подошёл ко мне, а я, испугавшись повторной атаки, отползла в сторону»
«Мне хотелось впиться пальцами в его светло-карие глаза»
«Его огненно-рыжие волосы лежали мочалкой на лбу» — если вам это не даёт никакого преимущества, смысла писать об этом нет.
Все эти: потому что, затем, после, в свою очередь; хотела это, вышло это; пошла туда, села сюда — излишне. В драке, как правило, они выглядят неестественно — некогда думать и разглядывать соперника. Деритесь. Убегайте. Откиньте мысли.
3. Активные глаголы или глаголы-действия
— О чем ты? Разве не все глаголы активные? — удивляется читатель.
К сожалению, нет. В любой тексте вы найдете сильные и слабые слова. Например, «упал» — эмоционально-нейтральное слово, которое свидетельствует лишь о факте падения, приземления куда-то.
Но вы всегда можете сказать — «свалился», «грохнулся», «шлёпнулся», «навернулся» — значения схожи, но эмоциональная окраска разнится: в первых двух случаях она грубовата, в третьем — ласкова, в последнем — насмешлива.
Ещё варианты:
— не «побежал», а «помчался», «понёсся», «бросился»;
— не «упал», а «распластался», «развалился», «убился»;
— не «увидел», а «высмотрел», «разглядел»
ИТОГ: сначала определитесь, какую эмоцию вы хотите вызвать у читателя, а уже потом подберите нужное слово
Также в русской языке существует страдательный залог (ещё его называют «пассивный»). Это когда «дом был построен рабочими», а не «рабочие построили дом», т.е. на первый план выходят второстепенные субъекты. Во втором случае действие производится субъектом/объектом (подлежащим — рабочие) и требует прямого дополнения. В первом — действие становится пассивным; главный объект становится второстепенным («письмо было написано Машей»). При описании хорошей драки избегайте подобных конструкций, если они никак неоправданны, и используйте действительный (активный) залог.
Разберем конкретный пример (заодно вернёмся к погоне из первого раздела):
«Вася был застрелен Максимом. Из раны преследователя шла кровь. Ноги лежали неподвижно, сердце не билось»
Включив в повествование активные глаголы и действительный залог, можно получить:
«Максим застрелил Васю. Из раны преследователя струилась кровь. Ноги замерли. Сердце остановилось»
Возможно, разница видна слабо, и вам кажется, что первый вариант симпатичнее. Спорить не буду. Оба предложения дОроги, оба придумывались из головы. Но в первом случае всё пресно и запутанно, а во втором — кристально понятно и чётко.
Вывод: чтобы в произведении чувствовалась динамика, необходимы сильные глаголы, которые цепляют за душу и активный залог, чётко обозначающий субъект и его действие.
4а. Поменьше прилагательных, наречий, а также местоимений и существительных
— И что же это? Оставить одни глаголы? — недоумевает автор.
Не совсем. Если ваш текст переполнен ненужными словами — прилагательными (его страшные мозолистые руки схватили меня за шею) или местоимениями (он подошёл, он не хотел, но он знал, что нет выбора), тогда стоит от них избавиться, и причесать текст. Если же баланс глаголов и других частей речи удобоварим, ничего исправлять не нужно.
Вывод: глаголы двигают сюжет/историю/действие вперёд. Остальные части речи его замедляют (но всегда есть исключения)
4б. Поменьше деепричастных и причастных оборотов
Если ваш текст кишмя кишит «вшами», лучше приберечь их для спокойных времён, когда герой наконец-то засядет в баре и будет думать, как стоило разобраться с плохими парнями.
Пример описания драки:
«Он, взявшись за ковш, пошёл на друга. Ванька, наблюдая за происходящим, взялся за табуретку, упершись в неё руками»
А можно:
«Он взялся за ковш и понесся на друга. Ванька вцепился в табуретку, руки задрожали»
Действий больше — накала страстей больше. Заметьте, в некоторых случаях обычные глаголы («пошёл», «взялся») становятся активными («понесся», «вцепился»). В таком тексте чувствуется движение. Используя деепричастия и причастия, вы замедляете ход времени, делаете повествование плавным (и да, это тоже может стать приёмом)
5. Правильно подбирайте слова
— А это зачем? — недоумевает юный автор.
В экшен сценах должны присутствовать яркие образы и чёткие детали.
Вместо «он смотрел на кого-то/куда-то», «где-то прозвучал выстрел», апеллируйте фактами — «Он посмотрел на грозного бугая за спиной товарища», «В чаще леса прозвучал выстрел»
Картинка должна оживать, а не создавать неуместную интригу.
НО: Если вы пишите, например, от первого лица, и на вашего героя нападают со спины — допустимо написать «кто-то напал», поскольку герой (как и читатель) не видит нападавшего; допустимо написать «где-то пробежала мышь», если персонаж в темноте; допустимо сказать «я куда-то свалился» — это может свидетельствовать о дезориентации в пространстве, об ослаблении ощущений героя и других причинах.
Вывод: слова — ваше оружие. Как писатель, вы должны умело вплетать их в сюжет (и речь не только об экшен-сценах)
Совет: продумывайте, зачем вы используете то или иное слово в предложении? Какую эмоциональную нагрузку оно несёт? Какую атмосферу создаёт? Воспользуйтесь словарями синонимов.
6. Подберите ёмкую деталь
— А если мне всё кажется важным? — спрашивает юный автор.
Поймите, когда кадры сменяются быстро (а в драке или погоне оно так и происходит), человек не успевает выхватить взглядом всю картину. Он цепляет отдельные детали: собственный ощущения (обоняние, осязание, зрение, слух, вкус) или конкретные предметы/конкретных людей («напуганное лицо матери», «хрустнувшая кость друга», «потрескавшаяся ваза»). Если ваш герой, не Геральт из Ведьмака, то вероятно адреналин перенасытит его кровь — сердце забьется быстрее, чем он побежит, руки задрожат сильнее, чем он закричит и некогда будет думать, как он победит.
В драке мозг не способен контролировать всё, поэтому не стоит писать:
«Он оказался на арене, выполненной в готическом стиле, с высокими колоннами и широкими сидячими местами. Каждое кресло было инкрустировано драгоценными камнями. Его противник был одет в накидку из кожи бобра, ноги прикрывали то ли колготки, то ли лосины, а голову венчал шлем с гравировкой — «лучший убийца»»
Если бой ещё не начался, если Цезарь не дал отмашку, тогда, возможно, есть время описать происходящее, но вы уверены, что гладиатору на арене есть дело до сцены? Ему плевать насколько она высокая; плевать, в каком она выполнена стиле; плевать, во что одет противник (только если это всё не способно спасти ему жизнь (Раздел 2)
НО: Если ваш герой наделен особыми чертами характера/складом ума, обладает хорошим зрением и ему свойственно подмечать интересные детали, например, как Грэйс О́густин из Аватара, которая перед смертью говорит «собрать бы образцы» — это будет уместно. Подобная деталь охарактеризует героя лучше, чем любая другая сцена. Но для этого вы должны вжиться в роль прописанного персонажа. Да, если на арену вышел бывший архитектор, который её же и построил, его мысли могут унестись в далекое прошлое и акцентировать внимание на «готическом стиле» и «инкрустированных сидениях», в противном случае — будет смотреться нелепо.
7. Остальное
Парочка советов, не только об экшен-сценах:
- Избегайте штампов — в любом тексте они зло, и в экшен-сценах не исключение (например: лицо исказилось от ненависти, вскочил, готовый к действиям)
- Разберитесь в мат. части — Бой на мечах? Магический бой? Бой кулачный? Посмотрите видео в интернете, прочитайте книги о времени, в котором происходят события. Поговорите с экспертами или любителями истории, чтобы прописать детали как можно правдоподобнее.
- Следите за структурой — в сцене должна быть завязка, кульминация и развязка. Поэтому в бою вы должны понимать — как всё началось? (начало соперничества) — как всё шло? (драка) — как всё закончились? (победа или поражение)
- Читайте по теме — чем больше боевиков вы прочтете, тем быстрее поймёте, какой стиль вам ближе всего
Вместо заключения:
Приведённые выше советы — это не лекарство от всех болезней. Автор этой статьи вообще не верит, что есть волшебные инструменты, которые способны из плохого текста сделать гениальный (и наоборот). На каждый приём можно найти кучу опровергающих примеров. Если вы бездумно будете использовать короткие предложения — читатель потеряет мысль, если только длинные — заскучает.
Писатель должен чувствовать историю, чтобы знать, где приукрасить, а где наоборот — сбавить темп и уйти в монотонный бубнеж.
Помните: правильного варианта построения текста не существует. Каждый автор выбирает свой стиль и манеру повествования. Да, как бы хорошо вы не писали, всегда найдётся диванный критик, который решит, что осведомлён в сто раз лучше. Не стоит прислушиваться к мнению каждого прохожего.
Итог: пишите, пишите и ещё раз пишите. И будет вам счастье:)
Ссылки на полезные материалы:
- Примеры с пунктуацией взяла из видео на ютубе (канал Юрия Окунева) — https://www.youtube.com/watch?v=pn4oK1doY5Y (советую подписаться)
- Вопросы из второго раздела взяты из этого видео —https://www.youtube.com/watch?v=M1bQw2d8Xxw
- Примеры штампов можно найти в статье: https://author.today/post/60006
- Статья, где на одном примере разбирается использование почти всех приведённых выше инструментов — https://writercenter.ru/blog/school/kak-pisat-dinamichnye-sceny-dlya-nachinayuschih.html
P.S. Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой телеграм-канал, там больше интересного о редактировании текстов