7,2K подписчиков

"О героях былых времен": 3 советских фильма о Красной Армии, которые стоит пересмотреть 23 февраля

5,6K прочитали

Поздравляю всех с Днем защитника Отечества. 23 февраля также - день рождения Рабоче-крестьянской Красной Армии. Надеюсь, что кинофильмы "Красная площадь" и "Офицеры" нам, в честь этого, покажут и хочу предложить вспомнить о некоторых других.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Александр Пархоменко" 1942 г.

Картина примечательна уже тем, что снималась в годы Великой Отечественной войны. Неудивительно, что рассказ в ней идет о предшествущем столкновении Красной Армии с немцами.

"9 февраля 1918 года 12 февраля (30 января) 1918 г. правительство УНР обратилось к немецкому командованию с просьбой о военной помощи против агрессии большевиков, и 21 (8) февраля 1918 г. немецкие войска вступили на Украину" (Википедия).

Фильм начинается с показа того, какой планировалась эта "военная помощь против агрессии". Немецкий генерал встречается полковником Быковым и его женой Верой Николаевной.

Кадр из фильма "Александр Пархоменко". Немецкий генерал (Осип Абдулов), полковник Быков (Иван Новосельцев), его жена Вера Николаевна (Татьяна Окуневская).
Кадр из фильма "Александр Пархоменко". Немецкий генерал (Осип Абдулов), полковник Быков (Иван Новосельцев), его жена Вера Николаевна (Татьяна Окуневская).

Официально Быков - военспец, служит в аппарате наркома Троцкого, на деле он занимается контрреволюционным саботажем, убежденный антисоветчик и против большевиков готов сотрудничать с кем угодно. Генерал излагает шпионской чете колониальную политику, которую оккупационные войска будут проводить на Украине. Их интересует вывоз хлеба, угля, металлов и, разумеется, абсолютно не интересует положение народа.

Итак, немцы при поддержке местных властей планируют повсеместное вытеснение отрядов Красной Армии. Судя по обстановке, которую генерал по карте описывает Быкову, на территории Украины царит изрядная чересполосица: германцы, большевики, войска генерала Краснова, махновцы. О последних немец отзывается как о тайных союзниках и хочет использовать Быковых для связи с Махно.

Кадр из фильма "Александр Пархоменко". Переговоры Быкова с Махно (Борис Чирков).
Кадр из фильма "Александр Пархоменко". Переговоры Быкова с Махно (Борис Чирков).

В это время 5-я армия РККА под командованием Ворошилова отступает от Луганска к Царицыну. Между командармом и особоуполномоченным 5-й армии Александром Яковлевичем Пархоменко существуют давние дружеские и доверительные отношения. Оба они - луганские рабочие с завода Гартмана, оба участвовали в организации стачечного движения в 1905 году. В ходе подготовки к отступлению возникает конфликт с командой анархистов, в чьих руках находится бронепоезд. Пархоменко отправляется к ним парламентером.

Да, это тот самый фильм, где Раневская, игравшая тапёршу в царицынском кафе, одновременно пела, играла на пианино, пила, ела и успевала здороваться со знакомыми. По этому эпизоду его обычно и вспоминают, хотя, честно говоря, Петр Алейников, у которого в картине более значительная роль, на мой взгляд, стократ перекрывает Раневскую по впечатлениям. В ярком образе сначала анархиста, затем ординарца Пархоменко и красного командира Васи Гайворона, Петр Мартынович блещет неповторимым непринужденным обаянием.

Кадр из фильма "Александр Пархоменко". Пархоменко (Александр Хвыля), Василий Гайворон (Петр Алейников).
Кадр из фильма "Александр Пархоменко". Пархоменко (Александр Хвыля), Василий Гайворон (Петр Алейников).

Сам Махно, в исполнении Бориса Чиркова, временами просто демоничен со своим пронзительным взглядом. Быков, в отличие от него, выглядит вполне нормальным человеком, только с противоположными большевикам убеждениями. Белогвардейцам, как всегда, везет на непредвзятость изображения в советском кино.

Ворошилов и Пархоменко тоже выглядят не ходульными образами идейных большевиков, а живыми людьми, приятельски расположенными друг к другу. Пархоменко очень тепло показан в отношениях с семьей, особенно с детьми. Портретное сходство соблюдено: Александр Хвыля похож на исторического Александра Яковлевича Пархоменко, а Николай Боголюбов на Климента Ефремовича Ворошилова.

Стоит еще отметить исполнение Степаном Каюковым роли Терентия Ламычева, соратника Пархоменко из казаков. Очень многосторонне обыгранный образ: и прижимистый хозяин (как он не хотел на белогвардейцев сало тратить!) и нежно любящий отец, и преданный друг.

Кадр из фильма "Александр Пархоменко". Терентий Ламычев (Степан Каюков) и священник.
Кадр из фильма "Александр Пархоменко". Терентий Ламычев (Степан Каюков) и священник.

В фильме использованы сюжетные мотивы романа Всеволода Иванова "Пархоменко", но, при всем моем уважении к таланту автора, - это не самое удачное его творение. Читайте лучше рассказы писателя о гражданской войне: они, действительно, непредвзяты и ярко передают атмосферу прошлого, а о Пархоменко лучше смотреть кино.

Режиссер - Леонид Луков, композитор - Никита Богословский. Несмотря на то, что в ней звучит довольно много песен, картина не выглядит именно музыкальным фильмом. Они органично входят в ткань повествования. И "Лизавета", и "Любо, братцы, любо" достаточно известны, поэтому напомню другую:

От тачанки оставался
В снежном поле ровный след...
Я с женою расставался
Двадцать раз за десять лет.

Прискакал из-под Ростова
Я домой в родимый край.
Но успел сказать два слова,
Только "Здравствуй!" да "Прощай!"

Я победу завоюю,
Осушу твою слезу,
Слово "Здравствуй!" привезу я,
А "Прощай!" не привезу.

("Здравствуй да прощай", сл. Е. Долматовского, муз. Н. Богословского).

В съёмках фильма также принимали участие: Семен Гольдштаб (И.В. Сталин), Вера Шершнёва (Лиза Ламычева), Василий Зайчиков (военспец Колоколов), Иван Новосельцев (полковник Быков), Татьяна Окуневская (Вера Быкова), Осип Абдулов (немецкий генерал/железнодорожник), Алексей Максимов (атаман Григорьев), Борис Андреев (анархист), Юрий Лавров (председатель Ревтрибунала) и другие актеры.

"Олеко Дундич" 1958 г. СССР-Югославия

Этот фильм начинается с конца истории. Мы видим всадника с саблей, летящего в атаку в ряду наступающих, видим как он падает с коня, как после боя подходят к телу убитого бойцы и рыдает на его груди девушка в кожанке. За кадром звучат слова песни:

Упал солдат, пулей вражеской убит,

Молчит солдат, но земля под ним гудит,

Знать шел солдат, ты за правду в смертный бой,

Знать был народу сын родной...

(сл. М. Львовский, муз. Н. Богословский)

Кадр из фильма "Олеко Дундич".
Кадр из фильма "Олеко Дундич".

Так начинается рассказ о красном командире Олеко Дундиче. Кем был этот герой Гражданской войны, сербом или хорватом, доподлинно неизвестно, но его имя вписано в историю нашей страны.

Осень 1917 г., маленький городок на Украине. Здесь стоит Сербский добровольческий корпус. Двое офицеров, Дундич и Ходжич, гуляют по городу, где кипит общественная жизнь: то демонстрация интеллигенции с портретом Льва Толстого проходит, то рабочие с красными флагами. Бойкий солдатик пересказывает сослуживцам речь Ленина, о том, что войну пора кончать, а на предупреждения осторожных, что, мол, тише - офицеры слышат, только машет рукой.

Кадр из фильма "Олеко Дундич". Солдат-фронтовик (Михаил Пуговкин).
Кадр из фильма "Олеко Дундич". Солдат-фронтовик (Михаил Пуговкин).

В Сербском добровольческом корпусе тоже не все спокойно. Четверо солдат, агитировавших за поддержку русской революции арестованы и приговорены к смерти. Командовать расстрельной командой приказано подпоручику Дундичу. Ночью офицер пробирается в дом возлюбленной Гали. У той тоже несчастье - арестован отец. Девушка боится, что и его казнят. Постаравшись друг друга успокоить, молодые люди расходятся.

Кадр из фильма "Олеко Дундич". Дундич (Бранко Плеша), Галя (Татьяна Пилецкая).
Кадр из фильма "Олеко Дундич". Дундич (Бранко Плеша), Галя (Татьяна Пилецкая).

Расстрелять своих земляков и сослуживцев подпоручик не смог. Он их отпустил, за что был арестован сам, но Октябрьская революция открыла двери тюрем. Спасенные от расстрела солдаты выбрали Дундича своим командиром и, захватив любимую девушку, герой возглавил небольшой отряд, вскоре влившийся в ряды Красной Армии.

Итак, Олеко Дундич, звавшийся также Иваном, Тома и Алексой, по его словам, побывавший в детстве на заработках в Южной Америке, воевавший в Первую мировую войну в австро-венгерской армии, затем в российской и, наконец, в Красной. Несомненной в его биографии является, разве что, храбрость и смерть в бою с поляками при штурме Ровно 8 июля 1920 года. Дундич, нёсшийся на коне во главе 24-го кавалерийского полка, погиб во время атаки на глазах у командарма Будённого и члена Реввоенсовета Ворошилова, оставивших воспоминания об этой яркой личности. Упоминали о нем в своих произведениях также Исаак Бабель и Алексей Толстой.

Фильм, несмотря на некоторые трагические эпизоды, в основном, приключенческий с любовным треугольником, похождениями героя в тылу врага в роли белогвардейца или иностранца, масштабным боем красноармейских тачанок против казачьих войск. Красочно, динамично, с юмором, но и с несколько рваным и нелогичным сюжетом: ловили, ловили французского генерала, а потом почему-то отпустили обратно.

Режиссер тот же что и у предыдущего фильма - Леонид Луков и, если в "Александре Пархоменко" я отмечала удивительную для фильма 40-х годов живость и естественность образов, то в "Олеко Дундиче", жизнь просто брызжет с экрана. Пляшут и скандалят горцы Дикой дивизии, поют и тоже пляшут цыгане, танцуют на балу дамы и офицеры, несутся тачанки, рубятся конники, меняет личины главный герой.

Кадр из фильма "Олеко Дундич".  Цыганка Настя (Маргарита Шумская).
Кадр из фильма "Олеко Дундич". Цыганка Настя (Маргарита Шумская).

Помимо югославского актера Бранко Плеша, блестяще воплотившего обаятельного главного героя храброго, лукавого, и нежного в любви, производят впечатление характерные роли Сергея Лукьянова (генерал Шкуро), Бориса Ливанова (генерал Мамонтов), Сергея Филиппова (казак-квартирьер). Из женских персонажей особенно запоминается бойкая и находчивая разведчица Даша в исполнении Татьяны Конюховой.

В остальных ролях: Татьяна Пилецкая (Галя), Владимир Трошин (Ворошилов), Лев Свердлин (Будённый), Милан Пузич (Павел Ходжич), Константин Сорокин (красный командир), Маргарита Шумская (цыганка Настя), Лариса Кронберг (Ирина Туманова), генерал Жобер (Евгений Велихов) и другие.

"Утро долгого дня" 1968 г. Рижская киностудия

1922 г. Сибирь. Якутия. Зима. Отряд генерала Пелова, созданный из остатков колчаковских войск в Харбине и профинансированный американской фирмой "Олаф Свенсон", движется на Якутск. У генерала и его покровителей громадные планы: в расчете на поддержку местного населения захватить Якутск, потом Иркутск и вообще всю Сибирь отделить и создать новое государство.

В руки белых попадает отряд красных разведчиков, большинство из которых - латыши. Пригнавший их на казнь капитан Морозов иронизирует на тему того, стоило ли прибалтам идти за смертью так далеко. По его приказу во льду замерзшей реки приговоренные пешнями вырубают прорубь. Раздев и разув красноармейцев, белые толкают их штыками к открытой воде.

Кадр из фильма "Утро долгого дня". Андрис (Эдгар Гиргенсонс), Крастас ( Улдис Пуцитис).
Кадр из фильма "Утро долгого дня". Андрис (Эдгар Гиргенсонс), Крастас ( Улдис Пуцитис).

Увидев смерть первого из товарищей, жертвы неожиданно бросаются на своих палачей, а потом, под выстрелами врагов, кидаются врассыпную. Преследуемому Морозовым командиру отряда Яну Крастасу удается одолеть противника. Латыш отбирает у белогвардейца одежду, оружие и с насмешками отправляет раздетого капитана обратно - передать привет генералу Пелову.

Еще двое беглецов, Олег Снегин и Андрис, добираются до жилья якутки Марфы, к которой пришел богатый нойон Додор сватать ее дочь Анну за своего табунщика Никуса. Взамен Додор обещает списать с семьи долг - двадцать золотых рублей. Девушка против этой продажи, мать не хочет ее принуждать. В разгар спора вваливаются обмороженные красноармейцы.

Кадр из фильма "Утро долгого дня". Никус пытается ухаживать за невестой, Анна злится, а Додор пьет за здоровье молодых.
Кадр из фильма "Утро долгого дня". Никус пытается ухаживать за невестой, Анна злится, а Додор пьет за здоровье молодых.

Анна узнает Снегина, обучавшего якутов грамоте, и хочет помочь беглецам. Додор с Никусом, знающие о приближении войск Пелова, вяжут их, чтобы выдать врагам. В этот момент врывается переодетый Крастас и, выдавая себя за белого офицера, забирает товарищей, пару упряжек оленей, сани и девушку в качестве проводника якобы для доставки пленных обратно.

Сюжет фильма основан на истории якутского похода Сибирской добровольческой дружины генерала Анатолия Пепеляева, предпринявшего военную экспедицию с подобными широкими планами в 1922 году.

Не могу не вспомнить слова Ленина сказавшего, хотя и по другому поводу: "Страшно далеки они от народа". Ну ладно - спонсоры Пепеляева, американцы, те всегда слабо представляли себе русскую действительность, но получается, что и белые, в значительной мере, жили в мире своего воображения. Пойти на такую авантюру, когда Гражданская война уже фактически закончилась и победившая сторона однозначно определилась, - весьма легкомысленное и беспочвенное решение.

Самым впечатляющим и трагическим эпизодом якутского похода стала, так называемая, "Ледяная осада в Амге", когда остатки небольшого отряда красных под командованием Ивана Строда, латыша по национальности, восемнадцать дней оборонялись от окруживших их в урочище Сасыл-Сысыы пепеляевцев, препятствуя дальнейшему продвижению их на Якутск.

Это было жуткое противостояние. Испытывая недостаток еды, воды, медикаментов, окружив участок поляны с насквозь простреливаемыми юртами баррикадой из замороженного навоза, трупов лошадей и обледенелых тел убитых бойцов, в жестокий мороз отряд Строда, отстреливаясь из пулеметов, держал осаду, отвергая предложения о сдаче в плен.

Кадр из фильма "Утро долгого дня". Переговоры. Генерал Пелов (Константин Ануфриев) и Ян Крастас.
Кадр из фильма "Утро долгого дня". Переговоры. Генерал Пелов (Константин Ануфриев) и Ян Крастас.

Осаждаемые расчитывали взорвать лагерь в случае прорыва в него противника, но их, в конце концов, выручил пришедший из Якутска красноармейский отряд Е. И. Курмашова, в то время как второй отряд, К.К. Байкалова, захватил близлежащую слободу Амга, где базировались белые."Ледяная осада" сорвала поход Пепеляева и стала последним крупным сражением Гражданской войны.

Конечно, в советском фильме, где герои носят другие имена, ужасы этого военного эпизода значительно смягчены, а большая часть предыдущего сюжета включает динамичные и, в основном, удачные приключения персонажей.

Картина не является экранизацией, но, по-моему, ее авторы были знакомы с книгой А.И. Алдан-Семенова "Поход за последним "тигром" о тех же событиях. Во всяком случае, сцена с красным бойцом, перед смертью добившимся от товарищей, чтобы его убийцу отпустили и дали на дорогу еды, дабы показать, что он воюет не на той стороне, описана в очерке Алдан-Семенова, как реальное происшествие.

В картине получился интересный якутско-латышский колорит из-за преобладания актеров Латвийской ССР и Якутской АССР. Основное внимание, конечно, притягивает главный герой - Ян Крастас, прототипом которого является Иван Строд, в исполнении Улдиса Пуцитиса. Он здесь, как и во многих своих ролях, смел, находчив, мужественен, героичен и просто красив.

Свои романтические линии, обе несчастливые, отыгрывают якутские актрисы Наталья Христофорова (Анна) и Мария Кривогоницына (Кьюнне). По контрасту с их диковатой прелестью, особенно хрупкой и интеллигентной кажется печальная вдова поковника Ивлева, Мария Ярославовна (Мария Подгурская), замешавшаяся в ряды пепеляевских вояк.

Кадр из фильма "Утро долгого дня". Мария Ивлева (Мария Подгурская).
Кадр из фильма "Утро долгого дня". Мария Ивлева (Мария Подгурская).

Владислав Ковальков в роли душевно опустошенного циника капитана Морозова, если не пьет, то творит всевозможное зло. Генерал Пелов (Константин Ануфриев) , напротив, пытается быть корректным даже с красными и пропагандирует им свои идеалы, хоть готов, в случае успеха, отдать завоеванный край на разграбление иностранцам.

В остальных ролях: Геннадий Нилов (Олег Снегин), Эдгар Гиргенсонс (Андрис), Роберт Зебергс (Крумас), Спиридон Григорьев (Кустуров), Владимир Жук (Алданов), Фрументий Сафронов (Никус), Христофор Максимов (Додор), Леонид Сатановский (Кулаков) и другие актеры.

Мой обзор закончен. Еще раз поздравляю всех с Днем защитника Отечества! Смотрите хорошие советские фильмы про нашу армию и героев былых времен!

Предыдущий обзор кино о Гражданской войне можно найти по ссылке:

Поздравляю всех с Днем защитника Отечества. 23 февраля также  - день рождения Рабоче-крестьянской Красной Армии.-14