Найти тему

Работаете в команде, а эффективность только ниже, чем у отдельного специалиста! Что такое эффект Рингельмана и как его победить

Существует такое понятие, как эффект Рингельмана, за которым скрывается интересный феномен: в одиночку человек работает с большей отдачей, чем в группе. Этот парадокс был раскрыт в середине позапрошлого столетия французом, инженером-агрономом Максимом Рингельманом.

Существует такое понятие, как эффект Рингельмана, за которым скрывается интересный феномен: в одиночку человек работает с большей отдачей, чем в группе.

Учёный провёл серию экспериментов, в ходе которых учащиеся из местной сельхозшколы тянули канат. В итоге оказалось, что, работая по одному, студенты прилагали среднее усилие в 85,3 кг, но когда они работали в группах по 7 и 14 человек, они действовали с меньшим рвением, прилагая соответственно усилие в 65 и 61,4 кг соответственно.

Он объяснил это снижение производительности недостаточной координацией действий участников группы, предположив, что люди в группе не могут действовать синхронно, что приводит к неэффективному распределению усилий и в итоге к уменьшению общего результата.

Существует такое понятие, как эффект Рингельмана, за которым скрывается интересный феномен: в одиночку человек работает с большей отдачей, чем в группе.-2

Однако последующие исследования в области социальной психологии выдвинули альтернативные объяснения, в том числе концепцию социальной лени. Согласно этому подходу, снижение индивидуальных усилий в группе связано не только с координацией, но и с психологическими факторами, такими как уменьшение чувства личной ответственности за итоговый результат.

Почему в коллективе мы действуем «на расслабоне»?

Эффект проявляется даже в ситуациях, когда согласованность действий не является необходимой! Интересный факт заключается в том, что этот эффект может возникать даже тогда, когда фактически группы нет, но участник убежден в её наличии.

Существует такое понятие, как эффект Рингельмана, за которым скрывается интересный феномен: в одиночку человек работает с большей отдачей, чем в группе.-3

Для изучения данного явления проводились исследования, в рамках которого студентов просили хлопать и громко орать. Сначала они выполняли задание в одиночку, затем в группах по 2 и 6 человек. Оказалось, что чем больше группа, тем меньше производительность каждого ее участника! Когда студенты работали в паре, они использовали около 66% своих возможностей, а в шестерке — всего 36%.

Снижение производительности могло быть связано с тем, что участники предполагали, что группа и так производит достаточно шума, и, следовательно, их личный вклад может быть меньше.

Для проверки этой гипотезы ученые использовали звукоизолирующие наушники, убеждая участников, что они находятся в группе, но не могут слышать других. Фактически же они работали в одиночку. Тем не менее, студенты, думающие, что они в группе из двух человек, работали на 82% от своих возможностей, а полагающие себя частью группы из шести человек — на 74%.

Существует такое понятие, как эффект Рингельмана, за которым скрывается интересный феномен: в одиночку человек работает с большей отдачей, чем в группе.-4

Эти результаты показывают, что эффект не может быть полностью объяснен нескоординированностью действий — вероятнее всего, снижение производительности в группах обусловлено другими причинами. Есть ряд концепций, пытающихся объяснить этот феномен, включая предположения о психологическом комфорте в коллективе и уменьшении чувства индивидуальной ответственности за конечный результат.

Эффект Рингельмана, уменьшение усилий каждого участника в ходе групповых действий, можно объяснить несколькими факторами.

  • Один из них — дисторсия социального влияния: если задачу выполняет один человек, весь фокус и внимание руководителя направлены на него, что стимулирует его к максимальным усилиям. В группе же социальное влияние человека, руководящего процессом, неравномерно распределяется между всеми участниками, и каждый из них чувствует меньше давления или ответственности.
  • Еще одна причина — затруднение в оценке собственного вклада. Люди мотивированы прилагать усилия, когда их вклад явно виден и может быть оценен. В групповых задачах, где степень индивидуального участия сложно выделить, например, при перетягивании каната или в опыте с криками, мотивация снижается.
  • Кроме того, в случае неудачи в группе ответственность размывается, и индивидуальный страх провала уменьшается.
  • Также в значительной мере на развитие эффекта влияет отсутствие веры в важность собственных усилий. Если человек не ощущает, что его индивидуальный вклад имеет значение, он может прийти к выводу, что группа и без его усилий справится, поэтому нет смысла прикладывать дополнительные усилия.

Несмотря на типичность эффекта для групповой работы, можно преодолеть его, учитывая указанные выше предпосылки, предпринимая целенаправленные действия для улучшения взаимодействия в группе и повышения ответственности всех ее участников индивидуально.

Можно ли преодолеть этот эффект?

В рамках метаанализа была предложена модель, описывающая, какие условия необходимы, чтобы предотвратить развитие социальной лени в коллективе.

Существует такое понятие, как эффект Рингельмана, за которым скрывается интересный феномен: в одиночку человек работает с большей отдачей, чем в группе.-5

Основной вывод модели состоит в том, что каждый член коллектива должен ясно, воочию наблюдать последствия своих действий и понимать, как его индивидуальный вклад способствует повышению общей результативности группы. Важно, чтобы солидарные усилия приносили пользу как всему коллективу, так и каждому участнику в частности.

Несоблюдение этих условий может привести к появлению эффекта Рингельмана. Это особенно характерно для крупных коллективов, где работа каждого сотрудника является лишь малой частью общего производственного процесса. В таких условиях сотрудники часто не видят прямой связи между своими усилиями и конечным результатом работы компании, что снижает их мотивацию прилагать дополнительные усилия.

Существует такое понятие, как эффект Рингельмана, за которым скрывается интересный феномен: в одиночку человек работает с большей отдачей, чем в группе.-6

Понимание того, как важен каждый вклад в общий успех, и ощущение личной значимости в производственном процессе — ключевые моменты в преодолении социальной лености и усилении мотивации внутри коллектива. Создание среды, где каждый член команды осознает свою роль и значение своих действий для общего успеха, является важной задачей для эффективного управления коллективной работой.

Для минимизации эффекта Рингельмана и преодоления социальной лености в группе можно применить следующие стратегии:

Понимание важности работы каждого

Сотрудники должны понимать, что их труд уникален и критически важен для успеха проекта. Уверенность в том, что без их вклада результаты будут не такими хорошими, может повысить мотивацию.

Сплоченность команды

Выработка чувства сопричастности и взаимного уважения в команде способствует тому, что члены группы стараются не подвести друг друга, помогают коллегам и работают на полную мощность.

Существует такое понятие, как эффект Рингельмана, за которым скрывается интересный феномен: в одиночку человек работает с большей отдачей, чем в группе.-7

Личная выгода от усилий

Наличие отчетливой связи между усилиями и личной выгодой (например, бонусами, повышением или признанием) стимулирует более активную работу. Однако важно справедливо распределять награды и признание, чтобы поддерживать мотивацию всех участников!

Работа над интересными и важными задачами

Когда люди работают над задачами, которые они считают интересными и значимыми, эффект социальной лености снижается. Страсть и заинтересованность в проекте могут стать сильным мотиватором для приложения максимальных усилий.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Что может быть страшнее и страннее тайны перевала Дятлова? Вашему вниманию — Чивруайская трагедия
Обучение за границей + РФ Smapse25 января
3 диеты советского времени, с которыми наверняка худели ваши мамы и бабушки
Обучение за границей + РФ Smapse30 января
Почему русское дворянство, якобы такое богатое, на деле было постоянно в долгах
Обучение за границей + РФ Smapse30 января
Какие вещи в СССР были только у зажиточных граждан
Обучение за границей + РФ Smapse27 января