Фильм «Принцесса цирка» сейчас крайне редко увидишь в сетке телевизионного вещания. В самом деле, это ведь не сериал, не боевик и не ситком с закадровым смехом, которые давно и прочно оккупировали все каналы, а лёгкое, красивое, доброе кино, в котором к тому же две трети экранного времени все герои поют и танцуют. Помилуйте, да кому это сейчас может быть интересно? Уж точно не молодёжи, у которой свои музыкальные кумиры и пристрастия. Просмотром вдохновятся разве что помешанные на оперетте меломаны и дамы постбальзаковского возраста, которые с ностальгией вспомнят свою советскую юность. Однако лично у меня есть традиция, которой я не изменяю: когда становится грустно и грызёт тоска, я вставляю в старенький проигрыватель уже дышащий на ладан от частого использования CD-диск (никакого экрана современного компьютера, иначе исчезнет столь милая сердцу «ламповость» изображения!) и смотрю экранизацию бессмертного творения Имре Кальмана. И словно по волшебству любой сплин отступает, а на душе делается светлее. Режиссёру Светлане Дружининой удалось создать очень нежную историю любви со счастливым концом. И не в последнюю очередь это произошло из-за того, что роль загадочного Мистера Икс исполнил Игорь Кеблушек, а вокальную партию главного героя – солист Большого театра Владимир Мальченко.
«Молодой человек, вы хотите сниматься в кино?..»
Игорь Кеблушек родился 15 сентября 1958 года в Чехословакии. Любопытный факт: в том же году в Советском Союзе вышла на экраны нашумевшая картина «Мистер Икс» с эстонским оперным певцом Георгом Оттсом. Разве мог кто-нибудь тогда предположить, что спустя четверть века в этой же роли блеснёт Игорь?
Нет, он никогда не помышлял стать актёром. Детство провёл в Праге и странах Африки: его родители были дипломатами. Неудивительно, что после окончания школы он выбрал для себя ту же стезю. Как его мать и отец, юноша поступил в МГИМО, где ещё помнили студенческую интернациональную свадьбу родителей Игоря. Кровь русской матери и отца-словака смешалась и подарила сыну яркую внешность.
Наверное, это многих удивит, но сам Игорь Кеблушек относился к своей красоте сдержанно и считал, что она ему скорее мешает, чем помогает общаться с людьми. Он и в фильме-то согласился сняться только после настойчивых уговоров Светланы Дружининой, которая увидела его в буфете Большого театра.
Профессиональное чутьё её не подвело: перед ней стоял именно тот, кого она безуспешно искала на роль Мистера Икс. Тот, кто обязан был покорить женские сердца. Она хотела позвать в свою постановку знаменитого танцовщика Мариса Лиепу, но слепой случай распорядился по-своему. Как оказалось, к счастью для миллионов зрительниц.
Светлана Дружинина предложила Игорю попробоваться на роль в её постановке. Хорошие манеры не позволили ему сразу отказать женщине, он вежливо взял номер её телефона, но так и не перезвонил. Студента пришлось разыскивать в общежитии МГИМО и объяснять, что слова о съёмках в фильме отнюдь не шутка – его действительно приглашают на главную роль, для которой он подходит просто идеально.
Но ещё до проб Светлана Дружинина не сомневалась: другого Мистера Икс уже быть не может. Она хотела сделать ставку на внешность главного героя и его благородство, а не на певческий голос. Ведь такая редкостная фактура встретилась ей впервые: молодой студент МГИМО обладал природным обаянием и особым мужским шармом, а ещё был очень киногеничен: камера обожала его, и потому в фильме так много крупных планов красавца.
Однако сам Игорь Кеблушек долго колебался и не знал, стоит ли ему ввязываться в авантюру с кино. Последние сомнения отпали только после слов отца: «Не каждый актёр может быть дипломатом, зато каждый дипломат должен быть актёром!» Дружининой пришлось выдать Игоря за прибалтийского студента, чтобы у руководства студии не возникло вопросов, по какой причине на главную роль в советском фильме пригласили иностранца.
Съёмки продолжались несколько месяцев. В то время Игорь Кеблушек заканчивал четвёртый курс МГИМО и усердно готовился к экзаменам. Чтобы втиснуть работу над фильмом в плотный график, ему часто приходилось сниматься по вечерам: за ним в девять вечера заезжала служебная машина, и она же привозила его обратно к общежитию, когда другие студенты уже видели десятый сон.
Предновогодний подарок всем женщинам Союза
«Принцесса цирка» впервые вышла на телеэкраны 25 декабря 1982 года. Появление картины было рассчитано снайперски точно: в предновогодние дни граждане больше сидят у телевизоров, находятся в приподнятом настроении, ожидают подарков, предвкушают праздники, а в воздухе разлито ожидание чего-то очень хорошего и почти волшебного.
Когда начался фильм, зрители увидели многих знаменитых и любимых кинозвёзд – Белохвостикову, Трофимова, Касаткину, Басова, Мороза, Шанину, Ширвиндта, а среди них совершенного неизвестного актёра, который значился в титрах как Игорь Кеблушек. Когда в конце первой серии загадочный Мистер Икс появился на балу без маски, женская часть страны дружно ахнула и в восхищении прилипла к экранам.
Это было явление настоящего принца – такого, каким его описывают в романтических сказках. Как же необыкновенно он был хорош! Этот Мистер Икс ничем не напоминал своего предшественника – Георга Оттса. Высокий (почти два метра ростом), статный, большеглазый, молодой, но уже с поблёскивающими серебряными нитями седины на висках и, разумеется, умопомрачительно, фантастически красивый.
В каждом его взгляде и жесте сквозило невероятное, поистине королевское достоинство и благородство, а в лице, что называется, читалась «порода». Солист Большого театра Владимир Мальченко, подаривший Мистеру Икс свой великолепный бархатный баритон, и мастер дубляжа Станислав Захаров, обворожительно мягким и красивым голосом которого говорит главный герой, завершили сотворение легенды.
«Помогала мне прекрасная музыка Имре Кальмана – я любил его арии, – признавался Игорь Кеблушек. – В этих сценах я чувствовал себя намного лучше и удобнее, чем в длинных диалогах...»
Надо ли говорить, что на следующее утро после премьеры никому прежде не известный Игорь Кеблушек проснулся знаменитым на весь Советский Союз? Но, несмотря на пришедшую популярность, он к огромному сожалению и разочарованию поклонниц остался актёром всего одной яркой роли. Не потому, что его больше не приглашали режиссёры (как раз наоборот!), а из-за выбранной им профессии дипломата.
Пятнадцать минут славы
После грандиозного успеха картины и свалившейся на него славы Игорь Кеблушек счастливо прошёл испытание медными трубами и избежал бича многих молодых актёров – «звёздной» болезни. Он воспринимал случившееся с ним как приятное и увлекательное приключение и был доволен тем, что дал повод гордиться собой родителям и, особенно, матери, которая уже была неизлечимо больна.
«Внешность мне никогда в жизни, кроме как в фильме, не помогала, - утверждает Игорь Кеблушек. – Я всегда хотел, чтобы меня уважали за знания. Это и была одна из причин, по которой я не хотел сниматься больше в кино и избегал такого рода популярности. Главным для меня было хорошо закончить институт и выучить иностранные языки».
Игорь достиг своей цели: окончил МГИМО с отличием, несколько лет проработал дипломатом, а после развала Чехословакии остался в Праге и занялся бизнесом. Он никогда не спекулировал на своём прошлом, а многочисленные попытки различных изданий раскопать о нём какую-нибудь грязную историю заканчивались ничем. Для таблоидов и развлекательного глянца в его жизни не было ничего интересного: женат вторым браком, воспитывает троих сыновей, успешный, в высшей степени порядочный и самодостаточный человек. Всё.
«Актёрство – не моя стихия, я не публичный человек, – признался он в одном из интервью. – Меня постоянно спрашивают, не жалею ли я, что не продолжил сниматься? Нет, не жалею. Мне достаточно было своих пятнадцати минут славы».
В прошлом году Игорь Кеблушек отпраздновал свой 65-летний юбилей. Он по-прежнему строен, хотя в стильном привлекательном мужчине, выглядящем значительно моложе своего возраста, уже сложно с первого взгляда угадать того красавца, что разбил сердца миллионам советских зрительниц и сделал незабываемой свою единственную роль.
Впрочем, так, наверное, и должно быть. Легенда должна оставаться легендой.