Найти тему
10,5K подписчиков

Платон и Пещерные люди

Как вы все знаете, а кто не знает, тот узнает это сейчас, я очень люблю расследования исторических событий в духе условного «кодадавинчи».

Как вы все знаете, а кто не знает, тот узнает это сейчас, я очень люблю расследования исторических событий в духе условного «кодадавинчи». Это так причудливо сказывается моё детское увлечение сказками, которые мне сказывала моя чудесная бабушка субботними вечерами, когда я оставался у стариков с ночёвкой. Сказки были разные, и среди них часто встречались такие, каких я потом в книгах и сборниках сыскать не мог. Откуда она их брала, Бог весть. Но слушать их было не переслушать, они захватывали внимание сразу и потом часто снились, да так, что я как бы и сам был их частью. Волшебство.
Возможно, именно поэтому я так внимательно смотрю на мир, примечая детали, символы, знаки, намёки, мельчайшие подробности там, где остальные видят лишь привычную картину бытия.
Не помню, когда я услышал рассуждение о платоновской пещере, но оно сразу запало мне в душу. Кратко, очень кратко и примитивно, но достаточно понятно при этом, можно объяснить этот миф так. Есть некая пещера, в которой сидят люди, скованные цепями так, что не могут даже повернуть головой, не то чтобы двинуть другими частями тела. Взгляды их прикованы к стене, что находится напротив их положения. На этой стене видны лишь тени от каких-то событий, что происходят за пределами пещеры. И всё, что остаётся делать прикованным, так это пытаться судить о мире, вне их узилища, по обрывкам голосов и по теням на стене. О, они умудряются придумать реальность, исходя из своих предположений, и даже наделяют её смыслом и глубиной, но каким же страшным ударом для них будет освобождение от оков и выход на поверхность реальности, если такое вдруг произойдёт. Крушение всех фундаментов, что цементировали их разум, вот, что они испытают. И слабые, уползут в пещеру и сами прикуют себя на прежнее место, а сильные, преодолев шок, отправятся познавать мир настоящий, открывать новые горизонты, преодолевать трудности выхода из матрицы.
Вы скажете, о, какой же наивный Николай, он думает, что аллегория Платона, который Сократу друг, из его диалога «Государство» актуальна и сейчас, ведь мы-то не то что прежние люди, мы-то куда как просвещённей и образованней, ну какие в наши времена оковы и, уж тем более, пещеры. И я даже не стану с вами спорить, но просто приведу малюсенький пример, в виде кинозала, в котором сидят зрители и едят попкорн, запивая всё это диетической импортозамещённой колой. Эти люди только и делают, что смотрят кино, которое им демонстрирует киномеханик, а на экране мелькают картинки, одни образы сменяются другими, звучит музыка, услужливо помогающая делать нужные эмоциональные выводы о героях. А потом люди выходят из зала на яркий свет, жмурятся, пугаются окружающего мира и уходят в мерцающие экраны своих смартфонов. Находя там привычное продолжение бесконечного киносеанса.
Собственно, на этом можно и закончить. Платон и его Миф всё давным-давно нам рассказали о нас. Но, что бы я был за сказочник и мистик, если бы не дал надежду. Всё это возможно только оттого, что мы слишком материальны, и постоянно забываем, что бренные наши тела, не более чем временные скафандры для бессмертных душ, а посему, следует постоянно, неустанно, прилежно, твёрдо воспитывать своё духовное знание, докапываясь до сути вещей, событий, знаков и символов. Расти над собой ввысь и вширь. Не доверять эху чужих мнений, но иметь свои собственные суждения, и если чего-то не знаете, то прежде изучите этот вопрос. Ни одно знание не пропадает даром, ни один добрый поступок не растворяется в океане безразличия, ни одно свершение не остаётся без внимания, даже если внимание на него обратил один человек, но зато это был именно тот, ради кого вы свершение и свершали. И сами вы в свой черёд станете замечать, как вам тесно в кинозале чужого представления о реальности, как пусты для вас новости в сети, которые генерируются неграмотными людьми, сидящими в пещере и наблюдающими реальность, основанную на интерпретации смутных теней на стене, и сотканную из обрывков подслушанных сплетен.