90 подписчиков

А была ли романтизация преступности? Сравниваем шедевры разных времен

Доброго времени суток, мои дорогие друзья! До меня, как и до всем знакомого интернет-героя, все тренды доходят с опозданием, но, как говорил один мудрый человек, поезд хорош в любой момент, когда он приехал :) Итак, сегодня я бы хотела с вами обсудить всем известный, многим надоевший, но и многих впечатливший сериал, который в инфопространстве уже успели наречь наследником знаменитой "Бригады". Погнали!

Доброго времени суток, мои дорогие друзья!

К сериалу о нелегкой криминальной жизни казанских группировок в 80-е годы прошлого века невозможно относиться нейтрально - его можно либо любить, либо ненавидеть. Однако общей для обоих групп зрителей является претензия к создателям картины. Дескать, романтизация преступности и умышленная порча детской психики должны караться и по законам РФ, и по слову божьему, и черт еще знает чему.
Давайте вместе разберемся, была ли романтизация преступности в шедевре легендарного героя выпусков BadComedian`а Жоры Крыжовникова. Сразу скажу, что лично мне сериал понравился, был просмотрен с замиранием сердца, с широко открытыми глазами и прочими метафорами про всяческие человеческие органы. Однако я категорически не согласна с утверждением, что сериал романтизирует преступную жизнь.

Доброго времени суток, мои дорогие друзья!-2

Романтизация какой-либо сферы жизни, как правило, характеризуется двумя элементами:
- отражением "крутости", важности, значимости, привлекательности какой-либо деятельности;
- отсутствием выраженной морали истории.
Заглянем в содержание современного сериала о криминальной жизни подростков из 80-х и сравним его, так и быть, со знаменитым референсом из начала 2000-х.

Доброго времени суток, мои дорогие друзья!-3

Для начала давайте поговорим о представлении криминального образа жизни в двух сериалах. В "Бригаде" мы видим атрибуты красивой жизни (многими на момент становления капитализма желанные автомобили, квартиры и т.д.), которыми владеют члены группировки, видим роскошные виды ресторанов, казино, гостиниц. Хорошие бравые парни расправляются с плохими парнями (продюсером Кордоном, вором в законе Лукой, авторитетом Беком и т.д.), триумфально попивая элитный коньячок в неприлично дорогих заведениях. Сериал четко расставляет акценты - есть бандиты хорошие, а есть бандиты плохие, хотя фактически все они являются преступниками и совершают много зла.

Доброго времени суток, мои дорогие друзья!-4

Несмотря на то, что члены всех группировок мало чем отличаются друг от друга, демонстрируют нам совсем иное - вот есть простые ребята Белый, Космос, Пчёла и Фил, которые любят родителей, влюбляются чистой и искренней любовью в таких же чистых и светлых душой женщин (которые, конечно же, изо всех сил делают вид, что их мужчины людей не убивают, бизнесы не отжимают да и вообще деньги получили в наследство от умершей тети из Сибири), помогают бедным и обездоленным, а преступления совершают только из благородной мести, утирая скупую мужскую слезу; а вот есть продажный мент Каверин, беспринципный авторитет Бек, хитрый вор Лука, которые вредят нашим любимым персонажам и должны непременно быть наказаны сюжетом.

Доброго времени суток, мои дорогие друзья!-5

Безусловно, в попытках показать, что есть преступники "хорошие, добрые и вечные", а есть преступники "отрицательного толка", уже прослеживается попытка смазать нравственные ориентиры и да, романтизировать преступный образ жизни - ведь выход есть - нужно просто стать "хорошим" бандитом! Но в современной бандитской драме мы видим совершенно иное - она не показывает нам ни одного хорошего персонажа (естественно, из тех, кто является группировщиком).

Доброго времени суток, мои дорогие друзья!-6

Каждый из них способен на воровство, обман, физическое насилие и прочие нарушения моральных и правовых норм. Во взаимоотношениях членов одной группировки имеют место быть обман, предательство, шантаж, никаким образом не близкие поистине братской любви четырех основателей бригады в одноименном сериале (вспомним тяжелые сцены преодоления себя и метания между долгом и чувствами, когда Белый был уверен в виновности Пчёлы в организации взрыва и собирался его покарать, и сцены из современного сериала, где члены одной группировки легко предают друг друга - один из парней лжет друзьям об обстоятельствах смерти Ералаша, Кащей без зазрения совести обманом оставляет без денег и шапки мать Андрея, Турбо отшивает Марата, находящегося в состоянии страшного горя и т.д.).

Доброго времени суток, мои дорогие друзья!-7

В сериале четко отражен дух времени, главной характеристикой которого является полное отсутствие ориентиров и ценностей. Вдвойне страшным современный сериал является оттого, что его герои - это дети и подростки, попавшие в криминальный водоворот. И отражены в нем не персоналии, а общая социально-экономическая ситуация в стране (в "Бригаде" спусковым крючком попадания друзей в криминальный оборот является месть Каверина Саше Белому, в сериале о казанских группировках же двигателем сюжета является сама историческая закономерность, настолько естественно прописанная, что даже не бросается зрителю в глаза).

Доброго времени суток, мои дорогие друзья!-8

Вывод. В "Бригаде" присутствует явное смещение нравственных акцентов (утверждается мысль о существовании "хороших" преступников), герои представлены зрителю положительно; в современной же драме персонажи не делятся на хороших и плохих - все они жертвы краха советской системы и несчастные люди со сломанной судьбой.

Доброго времени суток, мои дорогие друзья!-9

Поговорим о втором аспекте - о выраженной морали истории. В "Бригаде" главные герои заканчивают плохо - трое из них трагически погибают, судьба четвертого остается неизвестной зрителю. Следствием чего являются эти события? Конечно же, действий "плохих" бандитов, которые из природной нехорошести вредят во всех смыслах положительным парням из народа.

Доброго времени суток, мои дорогие друзья!-10

Что же мы видим в сериале о жизни казанских подростков? Судьба одного так же остается неизвестной (неясно, на смерти Вовы Адидаса заканчивается сцена у машины или же только на его серьезном ранении), другой оказывается в месте лишения свободы, еще один переживает жесточайшую потерю, следом катарсис и пытается исправить ошибки прошлого через настоящее. Большую часть членов универсамовской группировки арестовывают, один из них умирает еще в самом начале....И все эти события являются следствием образа жизни персонажей, который никого не отпускает бесследно. Сериал не делит группировщиков на положительных и отрицательных (хотя конечно у каждого из нас успели сформироваться свои симпатии, верно?), он отражает черноту и безысходность преступного образа жизни, который сказывается буквально на всех - на самих членах банды, на их близких, на их друзьях.....

Доброго времени суток, мои дорогие друзья!-11

Вывод. В двух сериалах мы видим совершенно разный подход к выстраиванию связи между поступком и результатом. В первом случае можно наблюдать совокупность трагических случайностей, которые связаны с личной враждой двух героев, во втором же случае нам четко указывают на неизбежный путь страдания, который проходит каждый из персонажей, связавшихся с криминальной жизнью.

Доброго времени суток, мои дорогие друзья!-12

ИТОГ.
Несмотря на многочисленные сравнения двух шедевров разных времен, между ними есть существенное отличное - в "Бригаде" явно прослеживается представление преступной жизни в романтических и светлых красках, в "Слове пацана.Кровь на асфальте" на романтизацию бандитских группировок и девиантного подросткового поведения нет даже намека, поскольку между образом жизни и последствиями прописана четкая причинно-следственная связь.

Доброго времени суток, мои дорогие друзья!-13

Безусловно, оба сериала являются шедеврами своего времени, а драматичность концовок не оставляет нам ни малейшего шанса на то, чтобы остаться к ним равнодушными. Пиши в комментариях, что думаешь по теме статьи и какой сериал больше понравился тебе :)

До скорых новых встреч!