Додинастические культуры на севере Египта

Что же происходило на севере Египта в ранний додинастический период? История эта замутнена спорностью хронологии, но определенные сведения все же есть. Еще в V тысячелетии до н.э. на Севере существовало два цивилизационных центра – в Файюмском оазисе и в Меримде Бени-Саламе, что находится ныне на границе пустыни и западной Дельты Нила. Поселения в Файюме скорее всего предшествовали поселениям в Меримде. Файюмский оазис с давних времен был особой природной нишей, в которой условия благоприятствовали человеческой жизни. Там располагалось Меридово озеро (как его позже назвали греки) – или ныне озеро Карун (впрочем, представляющее собой лишь частичку того древнего озера).

Что же происходило на севере Египта в ранний додинастический период? История эта замутнена спорностью хронологии, но определенные сведения все же есть. Еще в V тысячелетии до н.э.

На северной границе оазиса, археологами Кэтон-Томпсон и Гарднером в период 1924 – 1926 гг. были открыты многочисленные археологические памятники. Памятники эти были классифицированы на две культуры – Файюм А и Файюм Б. Ученые посчитали, что переход между культурами связан с понижением уровня Меридова озера, и что культура Файюм А была началом неолитического периода, а Файюм Б его концом. Но позже стало понятно, что изначальное предположение было ошибочным и культура Файюм Б (которую стали еще называть Карунской культурой) относится к эпипалеолиту, а Файюм А – действительно неолитическая культура.

Что касается образа жизни общества Файюм А, то любопытно, что кладбища, относящегося к этой культуре не обнаружено. При этом раскопано два больших поселения этой культуры. Об этнической принадлежности их жителей судить невозможно, как и социальной иерархии общества (именно ввиду отсутствия кладбища). Они уже знали сельское хозяйство и животноводство, и наравне с производящим хозяйством продолжали заниматься охотой, рыболовством и собирательством. Выращивались пшеница, три вида ячменя, лен. Что касается животноводства, то в стадах Файюма А имелись козы, овцы, свиньи и крупный рогатый скот. Имелись и домашние собаки, которые могли использоваться и для охоты и для охраны стад.

То самое озеро ныне
То самое озеро ныне

В том что касается раскопок поселений, то домов – жилищ – обнаружено не было, зато были найдены следы круглых очагов диаметром от 30 сантиметров до полутора метров, а следы – материал остаточный – в очагах, позволил судить о питании обитателей поселений. Ученые объясняют отсутствие следов жилищ тем, что данные поселения могли служить лишь временным, сезонным местом пребывания – регулярно использовались в связи с севом и жатвой. Близ поселений были открыты силосные ямы – которые квалифицировали как зернохранилища. Порой в качестве зернохранилища использовались врытые в землю кувшины из грубой керамики.

Орудия были во множестве обнаружены в поселении и близ силосных ям. Они были изготовлены из местного кремня, отполированы. Имеются тесла (долота) и топоры, ножи с тонким лезвием, ретушью с обеих сторон, наконечники для стрел и дротиков. Была обнаружена единственная палица дисковидной формы. Важную роль в жизни общества, наравне с кремнем играла кость. Из кости изготавливали гарпуны для охоты на гиппопотама, наконечники дротиков для ловли крупной рыбы. Из кости также изготавливались многочисленные мелкие предметы (булавки, иголки и т.д.)

Фаюмский оазис
Фаюмский оазис

Любопытно, что в случае Файюм А, сухость климата сохранила предметы из дерева – посохи, серпы, цепы. В основном использовалась древесина тамариска. Значительную роль играла керамика (также как и в других египетских культурах неолитического периода). Формы керамики были просты – полукруглые и расширяющиеся чаши, цилиндрические или яйцевидные вазы. Высказывались предположения, что керамика Файюма связана с палестинским регионом, но скорее всего это не так. Вся имеющаяся в наличии файюмская керамика имела исключительно утилитарное значение.

Редко в ходе раскопок находили личные украшения, в отличии от других додинастических культур. Имеются лишь несколько элементов ожерелий, немногочисленные браслеты, ракушки с отверстиями, несколько бусин, немногочисленные подвески. Все это лишь подтверждает, что раскопанные поселения (комы) являлись лишь временными, сезонными стоянками. Подлинное изобилие можно было бы обнаружить в постоянных поселениях и конечно же на кладбище.

Современной Файюму А была культура Меримда Бени-Салама. Возможно она лишь немного предшествовала ей. Культура впервые (памятник) была исследована Г. Юнкером, начиная с 1929 г., а позже в 1984 г. более детально исследована Эйвангером. Имеется пять различных слоев заселения. Поселение, которое было раскопано занимало площадь в восемнадцать гектаров. Население, которое обитало в Меримде в течении VI-V тысячелетий занималось сельским хозяйством (выращивались пшеница, сорго, вика, ячмень) и скотоводством (свиньи, овцы, козы, собаки, крупный рогатый скот). Местом всему этому служили земли, которые регулярно орошались разливами Нила, но также возможно и поля вдалеке от реки.

Что же происходило на севере Египта в ранний додинастический период? История эта замутнена спорностью хронологии, но определенные сведения все же есть. Еще в V тысячелетии до н.э.-4

Охотники из Меримде охотились на дикую фауну в мелях Дельты, и в окружающих долину саваннах. Занимались представители этого общества и рыбной ловлей.

Основным материалом изготовления орудий был кремень, также использовались кость такие камни как базальт, гранит, нефрит (для жерновов и дробилок, топоров и палиц). Вазы, пусть и редкие, изготавливались из базальта и диорита. Почти наверняка жители Меримде знали ткачество, на что указывают найденные веретена и грузики, хотя следов льна не обнаружено.

В поселении была обнаружена керамика четырех типов (две красные, две черные). Личные украшения в Меримде найдены в небольшом количестве и не являются разнообразными – бусы из камня или слоновой кости, браслет, перстни, подвеска (возможно из шифера). Найдены и редкие палетки для растирания косметики, а также фрагмент костяной булавки. Все эти предметы найдены в жилищах, а вот в могилах (что нетипично) очень редки какие-либо украшения или предметы туалета. Тем не менее, определенный погребальный инвентарь все же имелся. Когда-то Юнкером была высказана гипотеза, что могилы устраивали буквально в жилищах, но позже от нее отказались – было обнаружено настоящее кладбище, с овальными ямами и ориентировками тел лицом к северу.

Изображение жилищ додинастического периода
Изображение жилищ додинастического периода

Предоставим слово в характеризации культуры Меримде Ж. Веркуттеру: «Самой характерной чертой культуры Меримды являются ее поселения. Именно в Меримде Бени-Саламе в первый раз в долине Нила можно, как кажется, с уверенностью отметить наличие постоянного сгруппированного поселения: это большая деревня или городок с домами, стоящими с одной и с другой стороны того, что можно было бы назвать улицей»[1].

Скорее всего, в генезисе «городка» имелась эволюция – от рассеянных жилищ к вполне регулярной деревне. На ранней стадии жилища представляли собой крошечные хижины, или даже простые укрытия от ветра, они не были сгруппированы. С ходом времени, что можно увидеть в верхних слоях, расселение становится куда более плотным – жилища отчасти вырывались в земле, а затем выстраивались сверху. Их форма как правило овальная или подковообразная. Чтобы попасть в жилище необходимо было переступить стену, порой берцовая кость гиппопотама служила ступенькой ко входу. Внутри находился очаг, а также врытый в землю сосуд (кувшин), служивший хранилищем воды. Порой вместо кувшина имелась простая яма, которая и служила водосборником.

каменное орудие из Меримде Бени Салама
каменное орудие из Меримде Бени Салама

В фазах III– V в поселении дома были очень малы – не больше трех метров в диаметре, порой они столь малы, что обить в них целой семье было невозможно – такие жилища годились лишь для одного взрослого человека, или для женщины с ребенком. Жилища располагались по оси юго-запад/северо-восток вдоль широкого пространства – типа изогнутой в форме S улицы длинной 80 метров.

Имелось в поселении два вида зернохранилищ (силосных ям). Один тип – круглые хранилища, вырытые в земле, с обложенными циновками стенами – циновки обмазывались глиной. Другой вариант – врытые в землю кувшины. Самое крупное зернохранилище могло вмещать почти два кубических метра зерна, а самый крупный кувшин было 82 сантиметра в высоту. В деревне имелись жернова и дробилки для зерна.

Примерное время существования поселения в Меримде – между 5305 и 4895 гг. до н.э. То есть поселение было современно древнему этапу существования культуры Бадари или неолитическому Файюму А.

За исключение окружающей среды Меримда очень похожа на Файюм А и Набта Плайю. Речь идет об оседлом населении, занимавшемся сельским хозяйством и скотоводством наравне с охотой и рыбалкой. Имелись сходные технологии обработки кремня и изготовления керамики. Меримду отличают группировка жилищ и размер поселения. Конечно, малый размер хижин не позволяет говорить о какой-либо «урбанизации», но наличие «улицы» весьма интересный показатель, впрочем, при этом, нужно отметить что подобная группировка жилищ возникает лишь на поздних стадиях существования поселения.

Спасибо за внимание!

[1] Ж. Веркуттер. Египет и Долина Нила т.1. с. 130.