2K подписчиков

Таинственный народ сето, живущий на Псковщине

180 прочитали

В хранилище Псковского музея-заповедника возвращены экспонаты выставки «По платью видно, кто идет. Костюм народа сето (сету)».

С ноября 2023 года уникальные образцы ткачества и вязания, предметы одежды, фотографии и акварели выставлялись в Российском этнографическом музее. До этого выставка прошла в Старой Руссе и во Владимире.

В хранилище Псковского музея-заповедника возвращены экспонаты выставки «По платью видно, кто идет. Костюм народа сето (сету)».

Комплекты костюмов сето из коллекции Псковского музея, относятся к позднему периоду существования народа. С конца XIX века женщины сето носили глухой косоклинный черный сарафан, близкий по покрою псковско-новгородским архаичным формам одежды, рубаху с пышным рукавом, собранным в сборку у манжеты и украшенным широкой тканой вставкой посередине. Выставку вещей сето сопровождают акварели псковской художницы Анны Петровны Калашниковой-Роот, которая в своем творчестве много внимания уделяла изображению своеобразного яркого костюма сето и традиционных украшений.

***

В хранилище Псковского музея-заповедника возвращены экспонаты выставки «По платью видно, кто идет. Костюм народа сето (сету)».-2

Древний и малочисленный народ сето проживает вдоль границ России и Эстонии. Народ сохранил свои обычаи и традиции, свой язык, но у этого народа нет письменности. Эти люди исповедают православие и бережно передают из поколения в поколение легенду о своем главном боге – Пеко.

В хранилище Псковского музея-заповедника возвращены экспонаты выставки «По платью видно, кто идет. Костюм народа сето (сету)».-3

Первое историческое упоминание о сето зафиксировано в псковских летописях 12 века. Этот народ, селившийся в Печорском районе Псковской области и прилегающих местах, называли еще «псковская чудь», «полуверцы». В наши дни большая часть народа сето проживает в Эстонии (ок. 10 тысяч человек). В России их осталось приблизительно 400.

Язык сето похож на эстонский, но в нем есть элементы финского языка. Как утверждают представители этой народности, «У нас самостоятельный язык. Эстонцы нас не поймут, если мы будем говорить по-своему», – рассказывает заведующая филиалом «Музей-усадьба народа сето в деревне Сигово» Малле Богачева. Так же Малле отметила, что у сето никогда не было письменности, а я зык и традиции передавались из поколения в поколение в устной форме. Сохранению языка способствовали и песни. У женщин этой народности на каждую жизненную ситуацию предусмотрена своя песня.

В хранилище Псковского музея-заповедника возвращены экспонаты выставки «По платью видно, кто идет. Костюм народа сето (сету)».-4

С песнопениями они кормят скот, готовят обед, ходят за водой и работают в поле. Девушка должна была знать не менее ста песен, чтобы выйти замуж. Иначе будущий муж мог посчитать ее плохой хозяйкой. А на традиционных праздниках сето с участием гостей до сих пор практикуется импровизированное сочинение песен.

Сето веками хранят легенду о своем главном боге – боге плодородия. По легенде, когда-то существовал бог плодородия - Пеко. Мать Пеко призвала на помощь Богородицу, чтобы та дала новорожденному силу медведя, стойкость оленя и высокий рост.

В хранилище Псковского музея-заповедника возвращены экспонаты выставки «По платью видно, кто идет. Костюм народа сето (сету)».-5

Считается, что именно Пеко предсказал появление Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в XV веке. Когда он шел умирать в пещеру, то на священной горе воткнул свой посох со словами: «Если из этого посоха вырастет дуб, значит, народ сето сохранится». Народ живет и сегодня, а в монастыре растет дуб, которому больше 600 лет.

В хранилище Псковского музея-заповедника возвращены экспонаты выставки «По платью видно, кто идет. Костюм народа сето (сету)».-6

Фигуру Пеко вырезали для нескольких деревень. В течение года фигура хранилась в амбаре, ее выносили только весной и осенью, чтобы помолиться об урожае и сохранности скота. После завершения сельскохозяйственных работ, Пеко передавали в ту семью, которая собрала самый маленький урожай. Конечно, в амбарах народа давно уже нет Пеко, но они верующий православный народ и помнят свои легенды.

В хранилище Псковского музея-заповедника возвращены экспонаты выставки «По платью видно, кто идет. Костюм народа сето (сету)».-7

Сето посещают русские православные церкви. В Печорском районе есть храмы, где священники, когда видят, что на богослужения пришли представители этого народа, читают молитвы и на эстонском. По словам исследователей, среди сето есть пожилые люди, которые не говорят по-русски.

Сето круглолицы и светловолосы. Глаза светло-зеленые или серые. Волосы обычно светлые или рыжие. Мужчины носят бороды, а в зрелом возрасте часто перестают ее подстригать.

В хранилище Псковского музея-заповедника возвращены экспонаты выставки «По платью видно, кто идет. Костюм народа сето (сету)».-8

Женский костюм сето состоит из рубашки с рукавами из беленого льна, которую украшали вышивкой и сарафана с глухим воротом с обязательной красной каймой по низу. На сарафан надевали широкий пояс и передник без кармана. Верхняя одежда – белый приталенный кафтан ряпик, который застегивался на одну пуговицу.

У замужних женщин был обязателен головной убор – линик. Он имел вид длинного полотенца, поверх которого надевали широкий плетеный кушак или искусственную льняную косу, обвитую лентой.

В хранилище Псковского музея-заповедника возвращены экспонаты выставки «По платью видно, кто идет. Костюм народа сето (сету)».-9

У женщин сето было принято носить украшения. Девочки к 12 годам надевали монетное ожерелье. После замужества женщине полагалось носить фибулу – подобие большой броши в виде конуса с усеченной вершиной. Это символ материнства, признак замужней женщины. Большое количество украшений – показатель статуса женщины и ее богатства, успешные женщины сето носили на груди примерно по шесть-семь килограммов серебра.

Сето носили свою традиционную одежду до 60-х годов прошлого века. Потом сменили ее на эстонскую и частично русскую.

В хранилище Псковского музея-заповедника возвращены экспонаты выставки «По платью видно, кто идет. Костюм народа сето (сету)».-10

Женщины сето были искусными вышивальщицами. Они использовали очень сложную технику создания изысканных текстильных изделий, которую осваивали с детских лет.

Мужчины ходили в рубахах навыпуск с узорчатым поясом. При этом его концы свисали достаточно низко.

В отличие от эстонцев, которые в основном вели хуторской образ жизни, сето селились в деревнях. Изба сето, как правило, состоит из нескольких комнат и кухни. Особенное место в комнате занимает иконный угол. Его украшали полотенцами с вышивкой из традиционных узоров. Печь у этого народа отличается от русской тем, что в нее встраивали котел для воды.

В хранилище Псковского музея-заповедника возвращены экспонаты выставки «По платью видно, кто идет. Костюм народа сето (сету)».-11

Основное занятие народа сето - земледелие и скотоводство. Они выращивали зерновые культуры и лен. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, держали домашнюю птицу.

Единственное занятие, которого народы сето старались избегать, было рыболовство. На воде — так говорится в их песнях — не только мужчины ловят рыбу, но и рыба мужчин. Когда рыбак отправлялся на промысел, он всегда должен был брать с собой погребальное одеяние, а дома оставлял плачущих. Когда же хлебопашец уходил в поле, в горнице царила радость.

В хранилище Псковского музея-заповедника возвращены экспонаты выставки «По платью видно, кто идет. Костюм народа сето (сету)».-12

Кухня у представителей этого народа простая и сытная. Известен, например, сетоский сыр, в который обязательно добавляется тмин. Также хозяйки готовят тушеную капусту с перловой крупой, пюре с молоком в духовке, луковые, морковные и творожные пироги.

Сето умеют готовить всевозможные кисели, наваристые супы, похлебки. Иногда для гостей варят тыквенный компот, сытный мясо-молочный суп с клецками, а также к столу подают кровяную колбасу.

В деревне Сигово на Псковщине ежегодно организовывается фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи», который проходит с 2008 года. Событие стало брендовым мероприятием региона.

В хранилище Псковского музея-заповедника возвращены экспонаты выставки «По платью видно, кто идет. Костюм народа сето (сету)».-14

Таким образом, сето продолжает свою историю на псковской земле. Они смогли сохранить свой язык, традиции, обряды и фольклор, а благодаря фестивалям и туристам, которые с удовольствием посещают музей в деревне Сигово, о малом народе узнает все больше и больше людей.

Подпишитесь!

Читайте еще: