Очень легко забыться и впасть в гордыню, неосознанно возвысив себя над себе подобными... или даже на уровень Бога, если не выше. Я сам за собой часто замечаю эту черту - снисходительный тон в отношении тех, кто, по моему мнению, понимает меньше, чем я. Недаром главный грех Сатаны - гордыня, ведь возгордиться очень просто, а вот «поймать» этот момент и покаяться - уже не так легко. Ведь каяться за гордыню зачастую нужно не перед Господом, а перед тем, кого ты посчитал ниже себя.
Очень тяжело покаяться за свою гордыню перед тем, кого ты считаешь ниже или равным себе. Возможно, по этой же причине мне тяжело даются исповеди перед священниками, поскольку я не воспринимаю их как некую авторитетную духовную персону, стоящую выше меня по иерархии, но вижу перед собой человека - такого же, как я, из плоти и крови. Полагаю, это также проявление моей гордыни и недостатка смирения.
Погрузиться в грех гордыни способны как верующие, так и неверующие люди. Неверующие возвышаются за счет верующих, считая их наивными дураками, верящими в небылицы, в то время как верующие могут возгордиться, посчитав себя "богоизбранными", причастными к неким тайнам, приоткрытым им Творцом Всего. На этой идее "избрания" Творцом своей паствы зиждется ислам, ведь в Коране написано:
2:6 - Воистину, неверующим безразлично, предостерег ты их или не предостерег. Они все равно не уверуют
2:7 - Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них - покрывало. Им уготованы великие мучения.
28:56 - Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем.
Да простят меня мусульмане, но разве идея того, что Бог самостоятельно решает, кто уверует, не способствует проявлению греха гордыни? Ведь получается, что вы, как мусульманин, богоизбраны Всевышним Богом! То есть НЕ ВЫ приняли решение, а он решил, что вы будете спасены! А как же идея свободы воли? А как же проповеди и увещевания заблудших? Какой в этом всём смысл в исламе, если его священная книга учит, что это всё ненужно? Лично я ощущаю в этом глубокое внутреннее противоречие! И именно по этой причине я не смог принять ислам как истину. Конечно, были и другие вещи, отвадившие меня, но я не буду сильно в это углубляться.
Спасибо за уделенное внимание. Надеюсь, эта тема была вам интересна.