Осенью 2023 года в онлайн-кинотеатрах появился сериал Жоры Крыжовникова под названием "Слово пацана", который мгновенно завоевал интернет-пространство. История о казанских уличных бандах взлетела на верхние строчки рейтингов, превзойдя знаменитую корейскую драму "Игра в кальмара". К тому же, саундтрек "Пыяла" возглавил мировой топ Shazam.
После выхода сериала внимание общественности привлекла также одноименная книга Роберта Гараева, выпущенная в 2020 году, которая послужила основой для создания работы Жоры Крыжовникова.
Проанализируем различия между книжной и киноверсиями "Слова пацана".
Жанр
Персонажи Пальто, Марат, Айгуль, Адидас — этих персонажей можно увидеть только на экране, поскольку в книге Роберта Гараева их просто нет. Однако на страницах книги вы встретите реальных казанских бандитов, использованных сценаристами при создании художественного сериала.
Книга же автора можно отнести скорее к социологическому нон-фикшену. Она состоит из отрывков интервью с бывшими членами уличных банд, сотрудниками милиции и обычными жителями, а также автор часто ссылается на исследования, посвященные "казанскому феномену".
Книга содержит также воспоминания самого автора, который ранее состоял в группировке "Низы".
Временные рамки
События сериала охватывают период 1980-х годов, когда в Казани происходили "битвы за асфальт". В то время как исторические рамки книги намного шире. В первых главах автор приглашает читателей во времена правления Екатерины I. Были популярны так называемые "кулачные бои", где мужчины и даже мальчики всех возрастов сравнивали свою силу.
В книге также уделяется внимание 1970-м годам, когда начинали формироваться уличные банды. В сериале герои кратко упоминают об этом, когда Марат, один из персонажей, вводит новичка, Пальто, в уличные дела. Более того, зрители узнают о вооруженных нападениях группировки "Тяп-Ляп", драках "Чайников" и о том, как участники "Хади Такташ" перевернули троллейбус, в котором находились их противники.
В книге бывший участник группировки "Хади Такташ" вспоминает о реальных происшествиях того времени.
В отличие от книги, сериал заканчивается до начала 90-х годов, когда уличные банды начали превращаться в криминальные группировки. Бывшие группировщики уже не только отбирали прибыль у предпринимателей, но и образовывали криминальные альянсы с миллионными оборотами. Возникали столкновения за сферы влияния внутри группировок, уличные понятия смешивались с законами уголовного мира, а молодежь массово начала употреблять героин.
Феномен "казанских пацанов"
Алкоголизм, эмоциональная пропасть между родителями и детьми, поиск защиты — вот несколько причин, по которым герои сериала становятся членами банд. В своей книге автор "Слово пацана" решает более глубоко изучить "казанский феномен".
Массовая амнистия 1953 года, когда на свободе оказались более миллиона бывших заключённых, оказала значительное влияние на города, привнесши культуру тюремных законов и навыков на улицы. Вместе с этим приток жителей из сел привнес в городские обычаи старые традиции сельской жизни, включая деревенские драки "стенка на стенку", ставшие частью жизни в больших городах. Теневая экономика также получила толчок, когда хозяйственная реформа 1964 года способствовала развитию нелегального бизнеса.
Быстрый рост гетто на окраинах Казани привел к усилению теневой экономики, в то время как инфраструктура города значительно отставала от увеличивающейся численности населения. Соединение всех этих факторов создало плодотворную почву для появления уличных банд.
В сериале "Слово пацана" политические темы затрагиваются легко и ненавязчиво. Интересно, что Роберт Гараев более подробно анализирует политический контекст того времени, пробуя найти причины возникновения уличных группировок. Он даже выдвигает гипотезу о том, что КГБ самостоятельно создавал банды для подавления других слоев населения. Также он указывает на то, что в период открытой политики, силовые структуры использовали маргинальные группы для поддержания порядка.
Интересно, что в реальности в Казани существовали и несколько женских уличных группировок, известных как "матрешки", хотя они были в меньшинстве по сравнению с мужскими группировками. Тема уличных женских группировок вызывает большой интерес у Роберта Гараева, и, как он говорит, он намерен посвятить этой теме свою следующую книгу.