Слово пацана сериал или книга? Что лучше?

 Осенью 2023 года в онлайн-кинотеатрах появился сериал Жоры Крыжовникова под названием "Слово пацана", который мгновенно завоевал интернет-пространство.

Осенью 2023 года в онлайн-кинотеатрах появился сериал Жоры Крыжовникова под названием "Слово пацана", который мгновенно завоевал интернет-пространство. История о казанских уличных бандах взлетела на верхние строчки рейтингов, превзойдя знаменитую корейскую драму "Игра в кальмара". К тому же, саундтрек "Пыяла" возглавил мировой топ Shazam.

После выхода сериала внимание общественности привлекла также одноименная книга Роберта Гараева, выпущенная в 2020 году, которая послужила основой для создания работы Жоры Крыжовникова.

Проанализируем различия между книжной и киноверсиями "Слова пацана".

Жанр
Персонажи Пальто, Марат, Айгуль, Адидас — этих персонажей можно увидеть только на экране, поскольку в книге Роберта Гараева их просто нет. Однако на страницах книги вы встретите реальных казанских бандитов, использованных сценаристами при создании художественного сериала.

Книга же автора можно отнести скорее к социологическому нон-фикшену. Она состоит из отрывков интервью с бывшими членами уличных банд, сотрудниками милиции и обычными жителями, а также автор часто ссылается на исследования, посвященные "казанскому феномену".

Книга содержит также воспоминания самого автора, который ранее состоял в группировке "Низы".

Временные рамки
События сериала охватывают период 1980-х годов, когда в Казани происходили "битвы за асфальт". В то время как исторические рамки книги намного шире. В первых главах автор приглашает читателей во времена правления Екатерины I. Были популярны так называемые "кулачные бои", где мужчины и даже мальчики всех возрастов сравнивали свою силу.

В книге также уделяется внимание 1970-м годам, когда начинали формироваться уличные банды. В сериале герои кратко упоминают об этом, когда Марат, один из персонажей, вводит новичка, Пальто, в уличные дела. Более того, зрители узнают о вооруженных нападениях группировки "Тяп-Ляп", драках "Чайников" и о том, как участники "Хади Такташ" перевернули троллейбус, в котором находились их противники.

В книге бывший участник группировки "Хади Такташ" вспоминает о реальных происшествиях того времени.

В отличие от книги, сериал заканчивается до начала 90-х годов, когда уличные банды начали превращаться в криминальные группировки. Бывшие группировщики уже не только отбирали прибыль у предпринимателей, но и образовывали криминальные альянсы с миллионными оборотами. Возникали столкновения за сферы влияния внутри группировок, уличные понятия смешивались с законами уголовного мира, а молодежь массово начала употреблять героин.

Феномен "казанских пацанов"
Алкоголизм, эмоциональная пропасть между родителями и детьми, поиск защиты — вот несколько причин, по которым герои сериала становятся членами банд. В своей книге автор "Слово пацана" решает более глубоко изучить "казанский феномен".

 Осенью 2023 года в онлайн-кинотеатрах появился сериал Жоры Крыжовникова под названием "Слово пацана", который мгновенно завоевал интернет-пространство.-2

Массовая амнистия 1953 года, когда на свободе оказались более миллиона бывших заключённых, оказала значительное влияние на города, привнесши культуру тюремных законов и навыков на улицы. Вместе с этим приток жителей из сел привнес в городские обычаи старые традиции сельской жизни, включая деревенские драки "стенка на стенку", ставшие частью жизни в больших городах. Теневая экономика также получила толчок, когда хозяйственная реформа 1964 года способствовала развитию нелегального бизнеса.

Быстрый рост гетто на окраинах Казани привел к усилению теневой экономики, в то время как инфраструктура города значительно отставала от увеличивающейся численности населения. Соединение всех этих факторов создало плодотворную почву для появления уличных банд.

В сериале "Слово пацана" политические темы затрагиваются легко и ненавязчиво. Интересно, что Роберт Гараев более подробно анализирует политический контекст того времени, пробуя найти причины возникновения уличных группировок. Он даже выдвигает гипотезу о том, что КГБ самостоятельно создавал банды для подавления других слоев населения. Также он указывает на то, что в период открытой политики, силовые структуры использовали маргинальные группы для поддержания порядка.

Интересно, что в реальности в Казани существовали и несколько женских уличных группировок, известных как "матрешки", хотя они были в меньшинстве по сравнению с мужскими группировками. Тема уличных женских группировок вызывает большой интерес у Роберта Гараева, и, как он говорит, он намерен посвятить этой теме свою следующую книгу.