Демография и образование

Начнем со всем известного и настолько банального соотношения, что на него неплохо было бы взглянуть. Просто потому, что привычные вещи часто ускользают от сознания.

Речь идет о населении мира и населении нашей страны. Числа взяты из открытых источников и округлены приблизительно, без учета миграции в нашей стране – самые легкодоступные числа. За 1980 год информация по РСФСР:

Начнем со всем известного и настолько банального соотношения, что на него неплохо было бы взглянуть. Просто потому, что привычные вещи часто ускользают от сознания.

Чтобы было понятнее, на следующей диаграмме только население нашей страны за тот же период:

Начнем со всем известного и настолько банального соотношения, что на него неплохо было бы взглянуть. Просто потому, что привычные вещи часто ускользают от сознания.-2

И это происходит при обострении общемировой обстановки в целом, а в частности при враждебно настроенной по отношению к нашей Родине значительной части "шарика".

Какой вывод можно сделать? Очевидный, как мне кажется. Состоять он будет из двух частей:

1. Необходимо увеличивать рождаемость;

2. Необходимо повышать качество нашего Человека.

О первом сейчас говорят на самом верху и многие. Я вкратце изложу "свой" взгляд. В основном же речь пойдет о том, что можно изменить в системе образования с целью повышения рождаемости.

Мысли далеко не все будут мои. Большую часть я почерпнул у соратников по "Родной школе" и у моих читателей и комментаторов. За что всем им спасибо. Каждая статья пишется не на "отвали", сортируется по папочкам и занимает свое место в моей системе воззрений. Соответственно, туда попадают и ваши комментарии с той или иной маркировкой. В нужный момент они оттуда "вынимаются" и используются. Например, так было во время взаимодействия с "Народным Фронтом". Еще раз спасибо! Приступим.

Человеку, для того, чтобы почувствовать себя мамой или папой достаточно только одного ребенка. Уже достаточно одного. А общество, государство заинтересовано минимум в трёх. Значит, государство должно обеспечить соответствующие социально-экономические условия. Вот и первый блок будет называться "социально-экономическим".

Начнем со всем известного и настолько банального соотношения, что на него неплохо было бы взглянуть. Просто потому, что привычные вещи часто ускользают от сознания.-3

1. Пенсионная реформа сильно увеличила "срок заключения" людей в трудовом лагере капиталистической системы. Люди, не принадлежа себе на протяжении почти всего дня, в основном не находят сил и времени для занятий с внуками.

С элементарными задачами по отводу-приводу в садик возникает масса проблем. Нужно или неформально договариваться на работе или как-то еще "решать". Бабушки-дедушки уже не помогут.

Раньше дети были у бабушек и дедушек массово. И вечерами, и а выходных и, тем более, где-нибудь в деревнях на каникулах. Сегодня этого значительно меньше. И я не утверждаю, что причина перемен только в "пенсионке". Тут многое, но именно "пенсионка" ситуацию усугубила, стала "вишенкой на торте". Теоретически вишенку можно снять.

2. Когда-то семьям просто давали квартиры. Сегодня строится много домов, но львиная доля квартирного фонда – коммерческая. Дошло до того, что многие из квартир стоят пустыми: удавимся, но не отдадим.

А как вам такая ситуация, когда их раздавали нуждающимся? Например, если в семье рождалось два разнополых ребенка. Тем более, многодетные семьи! Родители знали, что будет конкретная и очень существенная мера поддержки от государства. Согласитесь, что это не "материнский капитал", о котором мы еще поговорим.

3. Материнский капитал. О нем тоже можно говорить много. Суть тут проста. Нужно только посчитать, сколько денег требуется на содержание одного ребенка. Учесть, что значительное время связанное с беременностью, родами и послеродовым периодом женщина не будет работать. Сравнить это с реальными, а не воображаемыми зарплатами. И станет ясно: материнский капитал будет какой-то поддержкой только в том случае, если львиную долю помощи семья получит еще где-то. Например, у бабушек и дедушек. Но так бывает всё реже и реже по многим причинам.

Понимая, что проблему с собственным жильем при помощи "маткапитала" не решить, семья шлет государство с его "хотелками" лесом. Никаких эмоций, просто логика и расчет, которыми либо не хотят либо не могут овладеть чиновники.

4. То что сегодня у нас вообще происходит со всякими мерами социальной поддержки можно назвать лишь пародией. В частности, возьмем больничные и декретные выплаты. И то и другое понадобится для семьи с детьми.

Углубляться в то, как и в каком объеме сегодня происходят эти начисления я не буду. Каждый здравомыслящий и не оторванный от "земли" человек понимает, что ни болеть, ни рождать с этой точки зрения не выгодно.

Одна умная женщина (Оксана, привет!) предложила привязать декретные выплаты не к зарплате, а к прожиточному минимуму в регионе. В этом случае они будут одинаковы для всех и сильно существеннее для многих, независимо от того сколько лет женщине и какой у нее стаж. Считаете несправедливым? Хорошо. Сделайте обязательным и одинаковым минимум (прожиточный минимуму). А уже сверху начисляйте добавки по стажу и другим критериям.

Такие декретные будут в значительной степени (даже не полностью) компенсировать содержание ребенка.

5. Необходимо решить вопрос с выплатами и размером алиментов на детей. То что происходит в этой сфере сегодня – унизительно и для мамы, и для общества, и для государства. Алименты массово не платят или платят символические деньги, пряча доходы всеми правдами и неправдами.

Молодая мама, для получения алиментов, не должна месяцами обивать пороги судов. И вообще не должна обивать. Особенно, учитывая количество разводов, которое только возрастает.

Если государство не в состоянии наладить порядок в этой системе отношений, то пусть выплачивает само половину прожиточного минимума региона. Справедливо?

6. Привести положение вещей при выплате пособий в порядок и в соответствие с реалиями. Тут должно быть учтено многое: наличие ипотеки, наличие единственного автомобиля для сельской местности, стоимость содержания и обучения ребенка-школьника и т.д.

Вопрос должен быть прозрачен и ясен, как солнечный день. Любая семья, зайдя на "электронный ресурс" или к чиновнику должна сразу видеть и понимать положенные ей выплаты.

7. Социальный контракт для любой мамы, которая родит четыре ребенка и больше. С соответствующим повышением зарплаты в зависимости от числа детей. Да, – зарплаты. Потому что это настоящая работа. Важная для государства. Говорят, в некоторых регионах это практикуется.

8. Наведение порядка в системе акушерства. Обновление фонда средств роддомов, постройка новых. Например, вместо пустующих в крупных городах новостроек.

9. Обуздание желаний капитализма в сфере общепита и продуктов питания.

Стремительное ухудшение здоровья детей вызвано не только этим, но этим в значительной степени. Общество жиреет и "заплывает холестерином", потребляя различные заменители и вкусовые добавки загипнотизированное повсеместной рекламой.

Может быть, вспомним о советских ГОСТах и как-то начнем регулировать рекламу?

10. Известно, что рождаемость снижается во всех "развитых" странах. Чем "развитее" страна, тем меньше рожают детей. Особенно показательно это стало в последние десятилетия.

Необходимо очень пристально и всесторонне изучить этот вопрос. С дальнейшей борьбой с причинами. Например, если выяснится, что на рождаемость влияет доступная "виртуализация" или порнография, то...

11. Как быть с легкодоступным алкоголем лично мне не очень понятно.

Но, наверное, следует ограничить его продажи. Сегодня он доступен за каждым углом, а так быть не должно. Пусть человек идет за ним немного дальше.

Следует так выстроить систему цен, чтобы выгоднее было употреблять легкий, а не "убойный" алкоголь.

И уж совершенно точно следует выстраивать отрицательный образ курящих и выпивающих в кино. А уж никак не положительный (как происходит сейчас), и даже не нейтральный. Искусство не только отражает действительность, оно должно её формировать. Хотите больше детей – показывайте больше детей, а не алкоголя и курения.

Эти картинки не на молодежь и детей рассчитаны?
Эти картинки не на молодежь и детей рассчитаны?

И теперь переходим к тому, какие изменения системы образования положительно скажутся на демографической ситуации. Переходим к школе.

1. В первом классе ученик должен тратить на выполнение домашнего задания не более одного часа в день. 68% детей в эту норму не укладываются.

Для 2-3 классов норма составляет 1,5 часа. В нее не укладывается 67%.

В 5 классе в двухчасовую норму не укладывается немногим менее половины детей. А в 8 классе за 2,5 часа не успевает разделаться с уроками 33% учеников.

Может показаться, что с возрастом ситуация, продолжая оставаться сложном, немного выправляется. На самом деле лично я убежден, что вопрос "решается" просто полным или частичным игнорированием домашнего задания и учениками, и родителями. Чтобы это подтвердить или опровергнуть нужны дополнительные исследования.

Объяснение тут простое: либо что-то произошло с семьями, либо с программами и учебниками. В любом случае необходим пересмотр и адаптация последних. Количество, качество и структура материала в каждой отдельной программе и во всех вместе должны соответствовать реалиям. Программы по предметам должны быть полноценно пройдены за учебный год, без всяких недостающих часов и "самостоятельного" "проблемного" изучения. Если для этого нужно будет что-то убрать из каждой – надо это делать.

Домашние задания по программам должны быть такими, чтобы на выполнение всех уроков уходило не более нормы по времени без особенного участия родителей. Дети должны успевать общаться друг с другом, выполнять домашние дела, помогая родителям и гулять, обеспечивая свое физическое развитие.

Начнем со всем известного и настолько банального соотношения, что на него неплохо было бы взглянуть. Просто потому, что привычные вещи часто ускользают от сознания.-5

2. Отчасти из этого "растут ноги" репетиторства. Решение этой проблемы в значительной степени снимет с родителей дополнительную нагрузку. В частности, станет возможной помощь старших детей младшим.

Кроме того, необходимо всяческими путями возвращать репетиторов (на которых тратятся родительские деньги) в школы. Кроме наведения порядка в учебных программах, нужно повышать зарплаты учителям, освобождать их от непрофильной нагрузки и др. Это, с одной стороны избавит родителей от репетиторства, а с другой, вернет репетиторов туда, где они и должны находиться.

Родители должны быть уверены, что с поступлением детей в школу с них снимется значительная часть нагрузки по их обучению и воспитанию, а не добавится.

3. Облегчая нагрузку родителей по содержанию и обучению детей необходимо восстановить обеспечение школьников полным комплектом бесплатных учебников и минимально необходимым комплектом атласов, рабочих тетрадей и т.д. И делать это нужно не через перевод в "цифру", а именно так.

Сегодня больше двух третей родителей вынуждены постоянно приобретать рабочие тетради и учебники за свой счет, что, естественно, ложится дополнительной нагрузкой на семейный бюджет и не добавляет желания рожать больше детей.

Что касается "цифры", то только 26% процентов родителей поощряют ее использование в учебном процессе. И еще надо разобраться, каковы причины. Из-за нехватки денег на "бумагу", из-за попустительства, из-за незнания последствий или из-за их технической "продвинутости"?

"Цифра" не решает проблем затрат на учебные пособия, а переводит и усугубляет их в плоскости покупки и оплаты "девайсов". Кроме того, повышение времени работы с экраном вредит здоровью детей и вводит их в "цифровую парадигму", в которой стремительно сокращается время активного отдыха и физических нагрузок.

4. Решение проблемы с питанием (в том числе горячим) в школах.

Около 2% детей не получают вообще никакого питания.

Горячее питание предоставляется 80% детей в начальной школе. В средней и старшей школе этот процент падает примерно до 7%.

Другими словами, нагрузка за кормление детей в учебное время, которое зачастую растягивается до полноценного рабочего дня (допы, кружки, секции), полноценным бременем лежит на родителях.

А накормить ребенка вне дома дороже, чем на семейной кухне, где стоит кастрюля с борщом. Необходимы почти ежедневные деньги на общепит.

Решение проблемы с массовым здоровым питанием детей в учебное время с одновременным контролем качества общепита (о чем сказано выше) и ограничением рекламы снимет с родителей и эту нагрузку.

Начнем со всем известного и настолько банального соотношения, что на него неплохо было бы взглянуть. Просто потому, что привычные вещи часто ускользают от сознания.-6

5. Ситуация с "продленкой" не выглядит удручающей. Однако в некоторых случаях она по-прежнему остается платной. И хотя плата составляет только 1500 рублей, в качестве дополнительной нагрузки на бюджет семьи это существенно.

Оплачивают "продленку" 18% родителей.

С другой стороны, сопоставимый процент родителей заявляет о том, что в группах продленного дня дети не выполняют домашнего задания.

Окончательное решение данного вопроса снимет с родителей еще одну часть денежной и временной нагрузки.

6. Удручающей выглядит ситуация с наличием и доступностью бесплатных кружков и секций.

В данной сфере, несмотря на многочисленные заявления, "конь не валялся".

Вот так выглядят "бесплатные" кружки для детей по распространенному футболу:

Начнем со всем известного и настолько банального соотношения, что на него неплохо было бы взглянуть. Просто потому, что привычные вещи часто ускользают от сознания.-7

Если я ограничу поиск своим районом Южное Медведково, то будет так:

Начнем со всем известного и настолько банального соотношения, что на него неплохо было бы взглянуть. Просто потому, что привычные вещи часто ускользают от сознания.-8

А это "бесплатный" бокс в том же районе Москвы:

Начнем со всем известного и настолько банального соотношения, что на него неплохо было бы взглянуть. Просто потому, что привычные вещи часто ускользают от сознания.-9

Как вы понимаете, тут не только о бесплатности, но и о шаговой доступности говорить не приходится. Почти всегда нужно ехать. А это означает и дополнительные денежные расходы, и дополнительно время и нервы детей и родителей.

Либо добро пожаловать в сильно платные "фитнесс-центры".

Оптимизировали всё до такой степени, что в школах не осталось почти никаких кружков и секций.

Здоровье! Движение! Рожайте!

7. Значительное ограничение общения через "мессенджеры" в школьной практике.

Необходим почти полный перевод взаимодействия между учителем и учеником в реальную жизнь с обязательным ежемесячным родительским собранием на котором будут решаться действительно важные проблемы.

Всё связанное с "жизнью-онлайн" необходимо максимально сократить. Чтобы данная нагрузка слетела не только с учительских плечей, но и с родительских тоже. Потому что родителей заваливают бесконечными требованиями очень часто.

Ребенок должен учиться в школе, заниматься этим должны учителя. Ничего более делать никто из них не должен. Родители, мало касаясь этих вопросов, должны только содействовать учителям в решении выявляемых ежемесячно проблем. И, при этом, быть уверенными, что при таком подходе их ребенок получит качественное образование без всяких репетиторов, и дополнительных занятий с родными. Что на секцию или кружок ребенок пойдет не за тридевять земель, а в родную школу и что платить за это не придется, а в течение учебного дня ребенок накормлен без дополнительных трат.

8. Выходя за рамки школьного образования необходимо сказать следующее.

Во-певрых, во многих регионах большие проблемы с детскими садами. Как вы думаете, это добавляет желания рожать? А если мы понимаем, что не добавляет, так может быть стоит обратить на это внимание? Взять, как пример, Крым, где полностью устранена очередь в детсады. И разгрузить родителей. Особенно, учитывая, что бабушки с дедушками им теперь помогают в значительно меньшей степени.

Кроме того, сегодня преступно раздуты гиперответственность за детей на всех инстанциях, детский инфантилизм. Система обучения выстроена абсурдным и не соответствующим здравому смыслу и реалиям образом, когда учиться можно до 30-35 лет! Во многом виной тому – капитализм с его рынком.

После девятого класса ребенок за пару-тройку лет должен иметь возможность получения качественного профессионального образования с последующим устройством на работу по специальности. А это значит, нужно привести в соответствие потребность нашего народного хозяйства и программы профессионального образования. Чтобы ничего лишнего и "рыночного" там не было.

Циолковский начал работать в 23 года и ему это не помешало.
Циолковский начал работать в 23 года и ему это не помешало.

Кроме того, эти программы да и всю ситуацию в профессиональном образовании нужно пересматривать так же, как и в школе.

Никаких платных "вышек" после СПО не должно быть или их количество должно быть сведено к минимуму. Поступать в "вышку" после СПО должно быть возможно только при сдаче соответствующих экзаменов. Не можешь сдать – не виси бременем на родительской шее, работай!

Нужно всячески препятствовать "желанию учиться" до тридцати лет не работая. В значительной степени, повторяю, вопрос решит сильное ограничение коммерческого "образования". Деньги на которое, зачастую, вытягиваются из родителей.

Вся приведенная статистика взята из источников "Родной школы".

В "Родной школе" имеется план контрреформы системы российского школьного образования с целью приведения её состояния к действительно суверенному. И реализация половины положений этого плана совершенно точно в значительной степени поддержит и демографию.

Пересмотр системы отчетности учителей, адаптация проверенных временем учебных пособий под реалии и пересмотр учебных программ, возвращение к "программному обучению", развертывание на базе школ секционно-кружковой деятельности, создание информационно-аналитического центра по сбору отзывов педагогов и родителей и многое-многое другое.

Всё это приведет к тому, что учитель будет качественно заниматься обучением, дети будут учиться самостоятельно, а родители не будут "стоять на коленях", даже перед одним ребенком, не говоря уже о двоих или троих.

Если говорить о системе образования (от дошкольного и выше) с прицелом на исправление ситуации с демографией, то вывод прост.

Только в том случае, когда государство снимет с родителей часть заботы по обучению и воспитанию детей, часть трудностей по выделению из семейного бюджета денег на эти нужды родители снова захотят рожать.