Дьявольский красный и модный синий: культурная история цвета Мишеля Пастуро

К выходу на nlo.media подкаста «Жертвы моды», посвященного книге Мишеля Пастуро «Белый. История цвета», мы подготовили материал про остальные цвета из этой серии.

К выходу на nlo.media подкаста «Жертвы моды», посвященного книге Мишеля Пастуро «Белый. История цвета», мы подготовили материал про остальные цвета из этой серии.

О том, что небо — голубое, а трава — зеленая, мы узнаем в раннем детстве, но не так часто задумываемся, какое огромное символическое значение цвета играют в культуре. Нам может казаться, что цвет — это данность, на которую мы никак не влияем, но на самом деле именно общество наделяет цвет смыслом, дает ему определение и регламентирует его применение. Как черный цвет стал траурным, почему красный значит красивый, за что люди не любят желтый и какого цвета море на самом деле? Книги французского историка Мишеля Пастуро представляют все многообразие культурной истории цвета в западноевропейских обществах от Древнего Рима до наших дней.

ЭЛЕГАНТНЫЙ ЧЕРНЫЙ

Мишель Пастуро, «Черный. История цвета»
Мишель Пастуро, «Черный. История цвета»

После того как в 1666 году Ньютон открыл цветовой спектр, создав новый цветовой порядок, в котором не было ни черного, ни белого цветов, в течение более 300 лет черное и белое воспринимались как «не-цвета», иначе говоря, они составили особый мир, противоположный миру цвета: «черно-белое» vs. «цветное». Противопоставление цветного мира черно-белому и сегодня не кажется абсурдным (фотография, кино). «Видеть все черно-белым»: черное и белое, инь и ян, — вечный и естественный образ контраста. Поскольку цветная печать долгое время была недоступна, многие представляют себе прошлое в черно-белом цвете. В конце концов, черный — цвет текста, букв, истории, знания.

Черный цвет — цвет ночи. Возможно, с этим связана негативная символика черного у большинства народов: в черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в темной чаще леса скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью. С приручением огня люди научились освещать тьму. Одновременно приручение огня дало возможность получать древесный уголь и использовать его в качестве красителя. Позднее стали использовать оксид марганца (наскальные картины пещеры Ласко). Другие варианты получения черного цвета в древности: из битума (Ближний Восток), сажи (Греция и Рим).

В Древнем Риме и в эпоху раннего Средневековья черный цвет в восприятии людей мог быть и плохим, и хорошим; с одной стороны, черный цвет ассоциировался со смирением, воздержанием, с высоким саном или с внутренним достоинством (черные облачения монахов, священников, судей); с другой стороны, он напоминал о загробном мире и вечной тьме, о временах скорби и покаяния, о грехах и силах Зла. Эпоха феодализма в Западной Европе — время, когда черный стал однозначно «плохим» цветом. Трактаты теологов и моралистов, богослужебные правила и ритуалы погребения, изобразительное искусство и иконография, законы рыцарства и ранние геральдические коды — все способствует тому, чтобы черный превратился в устрашающий, смертоносный цвет, часть палитры Дьявола, цвет Ада.

Одновременно черный цвет в одежде — символ элегантности и роскоши. В мире моды модельеры чаще всего одеты в черное. Маленькое черное платье Коко Шанель. XIX век — время «великого отказа мужчин»: в моду входит строгий и скромный черный мужской костюм, пышность и многоцветие оставляется дамам. Представление о женщинах — белых ангелах домашнего мира и мужчинах — черных демонах «нечистого» делового мира (Джон Харви в своей книге «Люди в черном» цитирует Шарлотту Бронте: в «Джейн Эйр» описывается светский вечер, где в глаза бросается и поражает контраст «черных» мужчин и «белых» женщин). Диккенс, Раскин и Бодлер задавались вопросом, почему в эпоху огромной власти мужчин они одевались так, будто собрались на похороны.

По книге Мишеля Пастуро «Черный. История цвета»

МОДНЫЙ СИНИЙ

Мишель Пастуро, «Синий. История цвета»
Мишель Пастуро, «Синий. История цвета»

Слово «синий» сегодня действует как заклинание: оно завораживает, умиротворяет, переносит в сказочный мир. Само звучание этого слова такое нежное, плавное, текучее; когда мы слышим его, у нас возникает масса приятных ассоциаций: небо, море, отдых, любовь, путешествия, отпуск, бесконечность...

Но не стоит думать, будто причина всеобщего увлечения синим — в необычайно мощной символической нагрузке, которую он несет в себе. Наоборот, кажется, что синий любят именно за его «размытое» символическое значение, менее отчетливое, чем у других цветов. Этот цвет не отталкивает, не возмущает, не шокирует.

В сущности, синий цвет уже давным-давно стал ассоциироваться с миром и покоем. Эта ассоциация присутствует в цветовой символике Средневековья, она характерна для эпохи Романтизма. Гораздо позднее обозначилась символическая связь между синим цветом и водой и совсем уж недавно — между синим цветом и холодом.

В Европе в Средние века и в эпоху Возрождения синий считается теплым цветом, а иногда даже самым теплым из всех. Он начинает постепенно «остывать» лишь с XVII века, и только в XIX за ним окончательно закрепляется статус холодного цвета.

По-видимому, решающую роль в этом переходе от тепла к холоду сыграла постепенно закреплявшаяся ассоциативная связь между синим цветом и водой. Когда в античных и средневековых социумах люди видели или представляли себе воду, она редко казалась им синей. На изображениях вода могла быть какого угодно цвета, но в символике чаще всего ассоциировалась с зеленым. В самом деле, если мы взглянем

на портуланы и самые ранние географические карты, то увидим, что вода на них (моря, озера, большие и малые реки) почти всегда закрашена зеленым. Только с конца XV века зеленый цвет, которым обозначались также и леса, постепенно уступает место синему. Но понадобилось еще очень много времени, чтобы в воображении людей и в их повседневной жизни вода стала синей, а синева — холодной.

По книге Мишеля Пастуро «Синий. История цвета»

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ

Мишель Пастуро, «Зеленый. История цвета»
Мишель Пастуро, «Зеленый. История цвета»

Как утверждает Пастуро, самоочевидный для нас сегодня смысл зеленого как природного, естественного, «экологичного» цвета вводят в современное культурное сознание романтики: вернее, они выделяют нечто само собой разумеющееся как особенное. Вместе с тем в православной и народной традиции зеленый цвет считается цветом жизни, в том числе вечной жизни. Авраамические религии придают зеленому важное значение: особенно важным он оказывается в исламе. Коран обещает тем, кто попадет в рай, одеяния из зеленого шелка; сам зеленый в исламе отсылает к великолепию райского сада.

Примеров обратной, мортальной или просто негативной трактовки зеленого в культуре меньше. Зеленый цвет кожи Осириса, бога загробного мира в египетской мифологии, носил скорее положительные коннотации. Зеленый — цвет зомби и прочей нечисти (явно имеющий отношение к позеленению кожи мертвеца). Недавний и довольно влиятельный пример — мир «Гарри Поттера», где зеленый — цвет темных магов, связанного со злым колдовством факультета Слизерин; вспышка зеленого цвета сопровождает убивающее заклинание. Слизерин связан со змеями, которых часто по умолчанию рисуют зелеными, хотя змеи бывают самых разных цветов и оттенков.

Другая негативная коннотация зеленого в англоязычной культуре — зависть («позеленеть от зависти»). Зеленые глаза считаются редкими и красивыми, хотя часто связываются с ведовством; у Шекспира зеленоглазым чудовищем названа ревность. Наконец, зеленый — цвет, ассоциирующийся с алкоголизмом («зеленый змий», абсент, зелень бутылочного стекла).

По книге Мишеля Пастуро «Зеленый. История цвета»

ДЬЯВОЛЬСКИЙ КРАСНЫЙ

Мишель Пастуро, «Красный. История цвета»
Мишель Пастуро, «Красный. История цвета»

На протяжении веков к красному цвету относились неоднозначно, несмотря на то, что очень долгое время, с древнейших времен и до XVI века, в западной культуре он был главнейшим из всех цветов, цветом par excellence.

В Средние века «плохой» красный противопоставлялся божественному и христологическому белому, напрямую отсылая к дьяволу и преисподней. Это цвет адского пламени и лица сатаны, который, начиная с XII века, все чаще изображается с алыми волосами и красным лицом. В широком смысле, все существа с красной головой или волосами считаются дьявольскими (начиная с хитрого лиса и заканчивая гномами в красных колпаках). Соответственно, все, кто эмблематизирует себя с помощью красного цвета, относятся к преисподней. Примером здесь могут служить многочисленные алые рыцари из артуровских романов XII—XIII веков, рыцари в красной одежде, красных доспехах, с красными гербами, которые встают на пути героя: они всегда движимы дурными намерениями и готовы к кровопролитию, часто связаны с потусторонним миром. Самый известный — рыцарь Мелеагант, предатель, который в романе Кретьена де Труа «Рыцарь телеги, или Ланселот» похищает королеву Гвиневру.

При этом именно красный цвет с доисторических времен служил людям для украшения, о чем свидетельствует множество камешков этого цвета, раковин с отверстиями, кусочков кости или зубов животных со следами красной краски, из которых еще в эпоху палеолита делали амулеты, ожерелья, браслеты и подвески. Предположительно они были выкрашены в тот или иной оттенок красного потому, что этот цвет имел значение оберега или обладал магической силой. Это доказывают следы порошка красной охры, найденные в некоторых захоронениях эпохи верхнего палеолита: часто дно могилы посыпалось густым слоем такого порошка. Очевидно, что красный цвет, который носили на теле доисторические люди, имел тройную функцию: дейктическую, профилактическую и эстетическую. Уже тогда мужчины и женщины использовали красный цвет, чтобы привлечь к себе внимание, защитить и украсить себя.

Амулеты красного цвета (из красной яшмы) были в древнем Египте. Но и здесь красный цвет чаще имеет негативное значение. Красный цвет — знак насилия, войны и разрушения. Это цвет бога Сета, брата Исиды и Осириса, часто рассматриваемого как воплощение сил зла. Его иногда изображают с рыжими волосами или одетым в красное. Сет — убийца Осириса, а позднее соперник Гора — символизирует жестокость, погибель, хаос. Его имя, как правило, пишется красным. Однако не все оттенки красного, известные в Египте, наделены таким зловещим смыслом: одни из них означают победу; другие — могущество; а есть и такие — их больше, — которые означают кровь и жизненные силы.

При этом в Риме, особенно поздней Империи, красный цвет — цвет императора. Большинство крупных мастерских превращаются в императорские мануфактуры, имеющие в своем регионе монополию. За все время императорской власти число людей, которым дозволялось носить пурпур, неуклонно убывало, и в конце концов его разрешили носить только жрецам, чиновникам и военачальникам при исполнении служебных обязанностей. Выражение «надеть пурпур» (purpuram induere) получило новое значение: занять очень высокую должность в гражданской или военной сфере. А вот носить одежду, состоящую из одних лишь пурпурных тканей, стало императорской привилегией, поскольку такая одежда символизирует абсолютную власть императора и его божественную сущность. Нарушение этой привилегии было преступлением, которое приравнивалось к государственной измене.

По книге Мишеля Пастуро «Красный. История цвета»

ГРЕХОВНЫЙ ЖЕЛТЫЙ

Мишель Пастуро, «Желтый. История цвета»
Мишель Пастуро, «Желтый. История цвета»

Казалось бы, желтый — это солнце, золото, деньги, то есть все, что связано с плодородием, процветанием и богатством. Древние солярные культы и связанные с ними мифы подчеркивают тесную связь желтого с сиянием, энергией, юностью, красотой и плодородием. Это цвет божеств и приносимых им даров, начиная от золота до одежды фламинов, которые служат в их святилищах. Желтый был важным цветом в Древнем Египте, что мы видим по сохранившимся росписям: желтым покрывались золотая плоть богов и все, что изготавливалось из драгоценного желтого металла. В гробнице Нефертари царица как земная женщина изображена с нежно-розовой кожей, в то время как идущая перед ней Исида — с золотисто-желтой. Считается, что жрецы во время ритуалов окрашивали тело в желтый цвет, уподобляясь богам.

В Древней Греции очень любили жёлтый цвет, связывая его с богом Гелиосом,
которого изображали в солнечной колеснице и желтых одеждах. Одежда этого
цвета считалась праздничной. В Древнем Риме желтый — цвет бога Аполлона,
ассоциировавшийся с великодушием, интуицией и интеллектом. При этом
в древнем Риме желтый считался женским цветом, потому что в желтые наряды
облачались невесты. Матроны нередко носили желтые стóлы — длинные туники
со складками. В богатых римских домах, где ложа покрывали тканями и подушками, для «женских» мест выбирали именно желтые материалы. Окрашенные с помощью шафрана ткани выглядели роскошно и отличались особым блеском и яркостью. Эконом-варианты предполагали более дешевые красители: резеду, сафлор или бобовые растения. Полученные с их помощью оттенки выглядели менее насыщенными.

Так когда же и почему желтый цвет стал «плохим»?

Мишель Пастуро прослеживает отрицательные коннотации желтого цвета
в Европе, начиная с XVI века, и связывает их с Реформацией, объявившей войну
любой роскоши, а заодно и слишком ярким цветам. Главной жертвой этого нового цветового порядка стали желтый и красный. Цветоборчество прежде всего было направлено против убранства храмов: уничтожались витражи, забеливались росписи. В итоге желтый цвет стал греховным и начал ассоциироваться с пороками — завистью, ревностью, лицемерием, лживостью, вероломством, безумием.

Но это, конечно не единственная причина. Желтый цвет — это цвет желчи и мочи, цвет желтухи, старости и увядания (осень), поэтому его связывают с болезнями. С желтым цветом связывают такие психические заболевания как шизофрения, бред, мания и эпилепсия. Психиатрическую больницу, «сумасшедший дом», называют «желтым домом». Действительно, в живописи страдающих психозами, шизофренией (например, Ван Гога) и эпилепсией некоторых художников преобладает желтый цвет; желтый — основной цвет в палитре, например, «Преступления и наказания» Достоевского. Аура, которая переживается эпилептиками перед припадками, отдаленно напоминает золотую ауру просветленных, святых, которая в христианской живописи изображается золотым нимбом. Желтый флаг как сигнал опасности вывешивался в тех местах, где свирепствовала чума.

По книге Мишеля Пастуро «Желтый. История цвета»

Еще в проект Мишеля Пастуро «История цвета» входят книги:

«Белый. История цвета» и «Дьявольская материя»