Паровоз «Проворный» - первый паровоз, открывший движение по Царскосельской железной дороге

В железнодорожном вокзале в Самаре увидел макет паровоза «Проворный» - первого паровоза, открывшего движение по Царскосельской железной дороге.

Царскосельская железная дорога соединила Петербург и Царское село - отсюда и название.

Она стала первой железной дорогой в истории России.

Царскосельская железная дорога соединила Петербург и Царское село
Царскосельская железная дорога соединила Петербург и Царское село

Специально к открытию железной дороги были изготовлены два паровоза.

Макет одного из них я увидел в железнодорожном вокзале в Самаре, возвращаясь домой в Иваново.

 Макет паровоза «Проворный» - первого паровоза, открывшего движение по Царскосельской железной дороге
Макет паровоза «Проворный» - первого паровоза, открывшего движение по Царскосельской железной дороге

Времени было предостаточно и мы с женой гуляли по зданию вокзала чтобы скоротать время. Вот и наткнулись на этот паровоз.

Мне было очень интересно узнать, что это за паровоз и его историю.

Со мной так всегда бывает: увидел что-то интересное, сфотографировал, а потом в спокойной домашней обстановке начинаешь узнавать и знакомиться более подробно и ближе с этим интересным объектом. В этом случае с паровозом «Проворный».

Представляемся читателям, впервые заглянувшим на наш канал. Живем в Иванове. Рассказываем о нашем городе и не только в нем, событиях и интересных местах. Будем благодарны за подписку и отклики.
 Макет паровоза «Проворный»
Макет паровоза «Проворный»

Смотрите, что удалось узнать.

Изготовлены паровозы были на заводе Стефенсона в Англии.

Один из них прибыл в Россию в 1836 году, второй - в 1837.

3 ноября 1838 года им были присвоены имена - «Проворный» и «Стрела».

Технические характеристики паровоза "Проворный":

Колея - 1829 мм;

  • Конструкционная скорость - 60 км/ч;
  • Минимальный радиус прохождения кривых - 20 м;
  • Мощность - 146 л.с.;
  • Осевая формула - 1-1-1;
  • Служебная масса - 17,6 т;
  • Тип паровоза - пассажирский.

Для того времени 60 км/ч была просто фантастическая скорость, а мощность в 146 л.с. поражала воображение.

Для проезда на поезде продавали билеты.

Билет 1 класса из Санкт-Петербурга до Царского села стоил 70 копеек серебром.

Билет 1 класса из Санкт-Петербурга до Царского села стоил 70 копеек серебром
Билет 1 класса из Санкт-Петербурга до Царского села стоил 70 копеек серебром

Много это или мало мне судить трудно, но в качестве примера: за небольшую квартиру в Москве приходилось платить 15-20 рублей в месяц, 3-5 рублей стоило отопление, 1 рубль – освещение.

Кстати, открытие движения поезда по Царскосельской железной дороге было настолько значимым событием, что в Берлине по этому случаю были заказаны медали.

Медаль по случаю открытия движения поезда по Царскосельской железной дороге. Изготовлена в Берлине
Медаль по случаю открытия движения поезда по Царскосельской железной дороге. Изготовлена в Берлине

Паровоз проработал на дороге около 20 лет и был списан в середине XIX века.

Всего по Царскосельской железной дороге в то время ходило 6 паровозов. Каждый из них имел название: «Проворный», «Богатырь», «Слон», «Стрела», «Лев», «Орел».

Позже названия заменили номерами и буквенной серией.

Английский инженер Георг Стефенсон начал строить паровозы в 1814 году, но они были несовершенны.

И только в 1825 году Стефенсон организовал первый паровозостроительный завод в городе Дарлингтоне, где был построен паровоз «Локомошен», пущенный по Столеон - Дарлингтонской железной дороге. Железная дорога работала отлично, и это стало импульсом для широкого распространения железных дорог и паровозостроительных заводов.

Образцом для последующих паровозов стала «Ракета» - паровоз, построенный Стефенсоном в 1829 году.

А через пять лет появился и наш первый отечественный паровоз или, как его называли, «сухопутный пароход».

Был он построен русским механиком Мироном Ефимовичем Черепановым на Выйском заводе.

Что важно - целиком из отечественных материалов.

Первые паровозы Стефенсона и Черепановых стали большим прорывом в области техники. Это были первые устройства, которые стали применять в качестве тяговой силы поездов на железных дорогах.

Не смотря на то, что и в России был построен паровоз, традиционно считается, что первый паровоз появился благодаря трудам английского инженера Георга Стефенсона.

На сегодня, друзья, все. Если понравился пост, от вас лайк, подписку на наш канал, отклик.

До скорой встречи на нашем канале!

С Вами были Павел и Лариса