135,9K подписчиков

Как создается гжель. Экскурсия на производство гжели в Подмосковье — отзыв туриста с фото

786 прочитали

Синие узоры гжели, одного из русских народных промыслов, знакомы каждому. Искусству гжели уже сотни лет, и до сих пор оно живо. Познакомиться с процессом создания гжели можно на экскурсиях, которые предлагаются фабриками Раменского округа Московской области.

Мария Пенина поделилась подробным отзывом о том, как проходит экскурсия на одном из производств в Подмосковье, как рассказывают об истории промысла, о глине, обжиге и росписи различных изделий. Орфография и пунктуация автора сохранены.

Если спросите меня какие цвета я люблю, то я не смогу ответить однозначно: всю яркую гамму. Но особую любовь питаю к оттенкам синего и неповторимым узорам гжели.
В предпоследние выходные 2023 года мы с мамой отправились навстречу с прекрасным на фарфоровую мануфактуру НХП ГЖЕЛЬ ООО «Галактика и компания» в рамках однодневной экскурсии «Синие узоры России». Сбор группы начинался от станции метро Кузьминки, в пути примерно полтора часа. И вот мы на месте.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
Адрес: Московская область, Раменский район, с. Речицы, ул. Молодежная 24. Перед заводом есть просторная стоянка, если соберетесь на машине.
На месте наш автобус встретил потрясающий экскурсовод Лидия Михайловна, она провела нас по производственным цехам, раскрыла секреты изготовления фарфора, познакомила с талантливыми художницами, а также поведала историю гжельского промысла. Обо всем услышанном и увиденном, попавшем в камеру моего фотоаппарата, постараюсь поподробнее рассказать.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
Экскурсия начинается с производственного цеха, но я хочу начать знакомить Вас с историей небольшого городка Гжель.
История местности и народного промысла насчитывает семь веков, зародилась жизнь на Гжельской земле с 1339 года и всегда была тесно связана с гончарным делом. Практически каждая семья изготавливала для себя и на продажу предметы быта: крынки для молока, миски, кувшины, тарелки, чашки.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
В конце XVII века гжельские умельцы начали использовать местную белую глину, покрывать ее глазурью и расписывать красками, но по качеству посуда сильно уступала китайским и европейским аналогам.
Мы посетили по пути церковь Успения Пресвятой Богородицы XIX века с уникальным (правда восстановленным) фарфоровым иконостасом.
Снаружи храм затянут лесами, фотографии у меня нет, а вот внутри улучила момент и могу показать вам © Мария Пенина
Снаружи храм затянут лесами, фотографии у меня нет, а вот внутри улучила момент и могу показать вам © Мария Пенина
А теперь направимся на производство, где рождается вся красота.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
В начале разберемся из чего делают фарфоровые изделия.
Главный компонент — каолин (или белая глина), для прочности добавляют глину серого цвета в меньшем количестве, а также каменистые материалы: кварцевый песок и пегматиты (полевые шпаты) © Мария Пенина
Главный компонент — каолин (или белая глина), для прочности добавляют глину серого цвета в меньшем количестве, а также каменистые материалы: кварцевый песок и пегматиты (полевые шпаты) © Мария Пенина
В начале каолин добывали в речке Гжелка, но его запасы достаточно быстро исчерпались, впоследствии сырье стали привозить с Украины по железной дороге.
Все компоненты расфасованы по мешкам и подписаны © Мария Пенина
Все компоненты расфасованы по мешкам и подписаны © Мария Пенина
В нужных пропорциях их засыпают и замешивают в шаровые мельницы, добавляя определенное количество воды. Внутренняя поверхность мельницы выложена фарфоровыми плитками, контакт смеси с металлом не допускается. Попадание частиц металла при обжиге дает нежелательный эффект: появляются коричневые пятнышки на поверхности изделия, в следствии чего его отправляют в брак.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
Внутрь мельницы на одну треть засыпают цилиндрики для равномерного замеса, а также жидкое стекло для придания фарфоровой массе таких свойств как текучесть, прочность.
В течение 12 часов все компоненты перемешиваются в мельнице, а дальше технологи отбирают пробу и, если состав и консистенция устраивает, то фарфоровую массу процеживают, нежелательные частицы отфильтровывают и по трубопроводам при помощи насосов подают в производственный цех на второй этаж.
На втором этаже расположены три участка, где готовую смесь заливают в гипсовые формы.
Ассортимент выпускаемых изделий на заводе очень широк, единовременно производят около 700 наименований. Окинув взором помещение, поражаешься количеству гипсовых форм и как в них можно ориентироваться © Мария Пенина
Ассортимент выпускаемых изделий на заводе очень широк, единовременно производят около 700 наименований. Окинув взором помещение, поражаешься количеству гипсовых форм и как в них можно ориентироваться © Мария Пенина
Гипсовые формы также производятся на заводе, но осмотр этих цехов не входит в программу. Вкратце процесс изготовления выглядит так: в начале художник создает рисунок изделия, затем с эскиза делают пробную форму и доводят ее до совершенства, а уже потом запускают в массовое производство.
Наш экскурсовод на простом примере продемонстрировала этапы создания чайной чашки: в начале в полую гипсовую форму залила жидкий фарфор и на 5 минут поставила «отдыхать», за это время влага впиталась в поры гипсовой формы и образовалась стеночка. Для каждого изделия время выдержки и технология свои (чем дольше держат массу в форме, тем толще стенки будущего изделия).
© Мария Пенина
© Мария Пенина
Далее форму с изделием перевернули, и незастывшая фароровая масса стекла в лоток. Нашу получившуюся чашку оставили отдыхать донышком кверху, впоследствии ее извлекут из формы, приклеят ручку и направят на сушку.
Оставшаяся фарфоровая масса затем попадает в приемник, вновь перемешивается и используется повторно. Формы также используют многократно (цикл жизни примерно 30 раз) © Мария Пенина
Оставшаяся фарфоровая масса затем попадает в приемник, вновь перемешивается и используется повторно. Формы также используют многократно (цикл жизни примерно 30 раз) © Мария Пенина
На наших глазах «родился» чайник: литейщик достала из гипсовой формы основную часть, которая уже отстояла ночь, далее приклеила к нему носик, ручку и дополнила крышечкой. В качестве клея используют также фарфоровую массу, но более густого состава. Носик и ручку приклеивают согласно метке и крепко прижимают пальцами рук, а затем еще разочек кисточкой обводят вокруг.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
В основном гжельские изделия составные, у «новорожденных» изделий можно заметить швы, которые на следующем этапе производства зашлифуют с помощью оправки, резачка, губки, смоченной в воде.
После всех процедур готовые изделия спускают вниз на предварительную сушку при 800 градусах. В процессе высыхания они постепенно белеют.
К сожалению, на этом этапе могут появляться бурые пятна и трещинки.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
После первичного обжига каждое изделие проверяет контролер ОТК. Этот этап производства носит название фуксиновый контроль.
Фуксиновый краситель растворяется в воде, окрашивая ее в розовый цвет. Специалист ОТК окунает каждое изделия в этот раствор, фарфоровая поверхность также окрашивается в розовый и на его фоне становятся заметны дефекты и трещинки.
Бракованные изделия дробятся и могут быть повторно использованы © Мария Пенина
Бракованные изделия дробятся и могут быть повторно использованы © Мария Пенина
На изделия, которые прошли проверку, на донышко ставится товарных знак ООО «Галактика и Ко» в виде слоненка с кисточкой.
Далее упрочненное изделие поступает на роспись.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
На каждом товаре присутствует так называемый Гжельский цветок, плавный переход от насыщенного синего до бледно голубого достигается за счет набора нужного количества краски на беличью кисточку и смешивания с водой. В качестве краски используют оксид кобальта (металл черного цвета, который после обжига становится синим).
© Мария Пенина
© Мария Пенина
Художники не используют трафареты, а пишут душой и сердцем, каждое изделие становится уникальным и неповторимым. У каждого мастера своя технология: кто-то расписывает изделие от начала до конца, а кто-то наносит узоры поэтапно: то более толстой кисточкой, то тонкой.
Наблюдая за работой художников (их порой называют «кобальтовщиками»), кажется так легко, но попробовав свои силы на мастер-классе, пришло разочарование в своих ручках. Во всем нужны опыт, мастерство и безусловно талант!
© Мария Пенина
© Мария Пенина
На третьем этаже, куда экскурсии также не водят, находятся художники, которые расписывают цветными красками.
Расписанные изделия поступают на следующий этап: с внешней и внутренней стороны их окунают в фарфоровую глазурь, которая быстро впитывается и высыхает.
В состав глазури входят стеклообразующие минералы (частично Люберецкий и Лыткаринский кварцевый песок), смесь готовят также в шаровой мельнице. Изделия глазируют не только для придания прочности и красоты, но также для предотвращения попадания кобальта в организм, так как кобальт — металл опасный и не выводится из него.
После всех вышеизложенных этапов изделия помещаются на товарные доски и ждут финального обжига © Мария Пенина
После всех вышеизложенных этапов изделия помещаются на товарные доски и ждут финального обжига © Мария Пенина
В пятницу их погружают на две вагонетки, расставляют на полки, закатывают в печь по специальным рельсам. Печь при помощи 6 горелок раскаляют до 1320 градусов, обжиг продолжается в течение 15 часов. Нагрев осуществляется за счет сжигания природного газа. Затем в течение 40 часов идёт охлаждение, а в понедельник из печи выкатывают готовую продукцию.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
За раз в зависимости от размера изделий обжигают около 600–700 штук.
Помимо большой газовой печи на заводе есть и несколько электрических меньшего размера для малого объема и срочных заказов.
С секретами мастеров мы познакомились, впереди предстоял мастер-класс по росписи фарфоровой тарелочки. В начале все участники тренируются на листке бумаги, вырисовывая гжельский цветок, а затем приступают к росписи тарелки. И если на листке бумаги получилось что-то приближенное к образцу, то свою тарелочку я забраковала сразу, краска предательски быстро впитывалась на шершавой поверхности и никакого красивого перехода у меня не получилось.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
Заказывая мастер-класс (!) обратите внимание, что они бывают разные. То, что входило в путевку — это роспись не кобальтовыми красками, а обычной гуашью.
А есть еще опция росписи настоящими красками с дальнейшим обжигом, что, конечно, более интересно. Мне похвастаться нечем, фото прикладывать не буду))
© Мария Пенина
© Мария Пенина
После творческого эксперимента переходим в залы музея. По центру его расположен тот самый макет городка Гжель, который я показала в самом начале рассказа.
В витринах можно закрепить пройденный на заводе материал © Мария Пенина
В витринах можно закрепить пройденный на заводе материал © Мария Пенина
В России рецепт изготовления фарфора появился лишь в 1744–1746 годах по приказу Елизаветы Петровны и благодаря экспериментам Дмитрия Ивановича Виноградова: смесь гжельской белой глины, олонецкого кварца и алебастра стали обжигать при температуре 600–900°, а после покрытия глазурью проводили повторный обжиг при температуре 1400°. Этот рецепт был засекречен и хранился в тайне.
Местные гжельские мастера, конечно, не имели доступа к государственным тайнам, но свои эксперименты ставили. Так в начале появился полуфаянс с желтоватым оттенком, потом в смесь стали добавлять известь и добились фаянса, а вот фарфор появился в начале XIX века.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
История фарфорового народного промысла или гжельского куста стала развиваться благодаря фабрикантам Кузнецовым, которые сами были родом из деревни Ново-Харитоново. Там, где когда-то была расположена мастерская Кузнецовых сейчас расположен поселок Электроизолятор.
До революции было выстроено много фабрик, в дальнейшем их национализировали. В годы Великой Отечественной войны промысел пришел в упадок.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
В 60-80х годах народное творчество стало возрождаться, появились фабрика «Художественная керамика», завод «Объединение Гжель» и в 90х годах ООО «Галактика и компания». Молодая артель насчитывала всего семь учредителей, директором стал Петров Василий Алексеевич, а главным художником — искусствовед Киселев Андрей Владимирович.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
Это было тяжелое время, в стране не хватало продуктов и товаров. Предприятие производило не только стандартный столовый ассортимент, но и занималось разработкой новых технологий и направлений: так появились электрические лампы, люстры, электрические самовары — хайтек того времени.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
Художник Климов Владимир Леонидович возродил дело Кузнецовых, на чьих фабриках изготавливали киоты и иконостасы для храмов, сейчас на предприятии также производят церковную утварь. Иконы закупают в Софрино, а оплетку отливают и расписывают в технике гжель.
На завод поступает много заказов к праздникам: Новому году, Рождеству, 23 февраля, 8 марту, а также на дни рождения и юбилеи. Под заказ можно выполнить любой каприз заказчика.
© Мария Пенина
© Мария Пенина
Несколько лет назад во время чемпионата мира по футболу в соседнем городе Бронницы гостила команда из Аргентины, и так уж сложилось, что день рождения футболиста Лионель Месси выпал на эти даты. К празднику мэр города заказал подарок для него. Коллектив завода превосходно справился с задачей и вручил кубок мира в гжельском стиле.
Копия хранится в витрине музея © Мария Пенина
Копия хранится в витрине музея © Мария Пенина
Как сказала наш экскурсовод Лидия Михайловна «Любой заказ за ваши деньги!».
После лекции нашу группу пригласили на чаепитие с конфетами и баранками из фирменных чашек с гжельским рисунком © Мария Пенина
После лекции нашу группу пригласили на чаепитие с конфетами и баранками из фирменных чашек с гжельским рисунком © Мария Пенина
На территории завода есть несколько фирменных магазинов сувенирной продукции, но цены весьма и весьма кусачие.
Я разорилась на такую синичку, пусть принесет удачу в этом новом году © Мария Пенина
Я разорилась на такую синичку, пусть принесет удачу в этом новом году © Мария Пенина
Если сравнивать цены при заводе и в магазине, который расположен рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы, то выгоднее приобретать во втором, тем более там представлен ассортимент разных предприятий и мастеров, цены варьируются.
Вот мы и познакомились с еще одним народным промыслом, погрузились в прошлое и узнали секреты современного производства. Однозначно рекомендую к посещению.

Полезные ссылки Туристер.Ру

Текст и фото: Туристер.Ру