251 подписчик

Tin whistle от Tony Dixon и свирель Эдельвены Смеловой

Я заинтересовалась вистлом.
Купила хай-вистл в строе D фирмы
Tony Dixon и учусь играть ирландские украшения.
Это огромная премудрость! На блокфлейте таких заморочек нет, этот инструмент предназначен в гораздо большей степени для классической музыки, но мне всегда хотелось играть различные виды орнаментики, которые я слышала у фолк-музыкантов и чаще всего - как раз у вистлеров.
По своей наивности думала, что сама конструкция вистлов каким-то образом предполагает эти украшения, но при углублении в тему поняла, что надо просто специально учиться играть все эти замысловатые штуки: каты, страйки, роллы, крэнны, слайды, хамероны, пальцевое вибрато...
Ну что ж, буду осваивать, потом и на блокфлейте пригодится, техника игры мало чем отличается, только аппликатурой.
Именно вистлы в строе "ре" наиболее удобны для блокфлейтистов-сопранистов и тенористов, потому что большинство нот первой октавы берётся теми же пальцами, что и на блокфлейтах в строе "до".
Разница в том, что у блокфлейты задействованы 8 пальцев на семи отверстиях (плюс ещё три отверстия: "октавник" и по одному из двух сдвоенных), у вистла же 6 отверстий (для шести пальцев), и нижнее из них (нота "ре", берущаяся безымянным пальцем), совпадает с тем, как берётся "ре" на сопрано и теноре, а мизинец, которым блокфлейтисты берут "до" и "до-диез", просто не используется на вистле.
Я сперва хотела купить вистл C, но сообразила, что после освоения его аппликатуры у меня будет потом взрыв мозга при игре на блокфлейте, я буду всё время путать пальцы.
Так что вистл D - правильное решение, тем более что все вистлеры рекомендуют начинать с него.
Вот так выглядит мой красавец, он пластиковый, разборный и настраиваемый (можно подстроить его в пределах полутона примерно):

Tin whistle от Tony Dixon
Tin whistle от Tony Dixon

А с чего мне вдруг захотелось играть на нём?
Тут интересная предыстория )).
Наткнулась дома на вот такой инструмент и пособие к нему, когда-то зачем-то купила и забыла о его существовании:

Свирель Эдельвены Смеловой
Свирель Эдельвены Смеловой

Это детская свирель, разработанная педагогом Эдельвеной Смеловой специально для маленьких детей, которые пока не готовы осваивать нотную грамоту и учатся играть на духовом инструменте по совсем другой системе: используя не ноты и не пальцевую аппликатуру (когда определённые ноты берутся определёнными пальцами, и когда цифрами обозначается каждый  палец: 1 - большой, 2 - указательный, 3 - средний и т.д.), а обозначение количества зажатых отверстий: 1 - одно отверстие, 2 - два отверстия, 6 - шесть отверстий.

То есть это абсолютно иной принцип! Ведь у нас нет шестого пальца )).
Я использую при обучении игре на блокфлейте аппликатуру по Кискачи, где пальцы правой и левой руки пронумерованы одинаково, это гораздо удобнее, чем использовать десятипальцевую нумерацию пальцев, где 1-5 это пальцы левой руки, а 6-10 - пальцы правой руки - это как-то неестественно, мы ведь знаем, что у нас на каждой руке лишь по пять пальцев, логичнее их так и нумеровать, с 1 по 5 на каждой руке.

Аппликатура по Кискачи
Аппликатура по Кискачи

Инструмент Смеловой для детей вообще не использует нумерацию пальцев.
Дети учатся играть на нём, считая не пальцы, а зажимаемые отверстия, без изучения нот, по табулатуре.
Инструмент так и  называется - "ученическая свирель",
вот тут о нём подробно написано.

Я попробовала поиграть на этой ученической свирельке, и мне неожиданно понравился её звук, он не похож на ясный и резкий звук блокфлейты, а гораздо мягче и глуше. Другой тембр. И на этом инструменте очень легко играть легато, на блокфлейте этот штрих всегда звучит с неприятным подвыванием, я его не люблю и редко использую, только в проходящих нотах и быстрых пассажах.
Дальше - больше. Я стала искать информацию и узнала, что шестидырочная свирель родственна вистлу, у него тоже шесть отверстий и почти та же аппликатура.
Разница в том, что свирель Смеловой не имеет ноты до-диез.
И это то, что меня сразу смутило, я стала искать выход - и нашла!
Оказалось, что надо проделать 7-е отверстие, подобное блокфлейтовому "октавнику" на том же месте, что и у блокфлейты и - вуаля! - появляется до-диез 2-й октавы.
Теперь у моей свирельки полный хроматический звукоряд. И свирель стала похожа на блокфлейту, у неё есть отверстие, подобное "октавнику", которое даёт не только этот до-диез, но и другие эффекты, сходные с эффектами блокфлейты.

Вот тут инструкция, как надо это сделать.

А здесь отсканированный сборник мелодий для свирели Смеловой

После освоения этой милой дудочки мне захотелось попробовать вистл - и вот наконец купила. Оказалось, что инструмент довольно сложный, вернее, не сам инструмент, а тот репертуар, который чаще всего на нём играют - кельтская музыка и вообще разнообразный фолк, а также музыка из фэнтези, компьютерных игр, мультиков...
В общем, окунулась в совсем иной мир, далёкий от академического мира блокфлейты, предназначенной в большей степени для профессиональной музыки.
И самое интересное и сложное тут - манера игры с диковинными украшениями.
Ну, буду осваивать!
Вот тут замечательные уроки по орнаментике вистла:

А это моё исполнение на нём: