186 подписчиков

Берендеи

Редко какой народ, упоминаемый в древнерусских источниках, представляет столько загадок, как берендеи.

К слову, школьные учебники вообще его игнорируют. Между тем, это целый и, похоже, практически неизученный пласт нашей древнейшей истории.

Берендеи в литературе и фольклоре

Знакомство большинства из нас с берендеями начинается, очевидно, со сказки Александра Островского «Снегурочка». Или «Сказки о царе Берендее» Василия Жуковского. Но откуда эти писатели почерпнули самое имя Берендей? Из старинных летописей? Нет, скорее всего, из русского фольклора. В старых сказках берендеями звались оборотни, превращавшиеся в медведей.

Берендеи-медведи

Бер обозначало Медведь

Берлога - логово Медведя.

Бер на гербе Ярославля
Бер на гербе Ярославля

Слово берендей дало начало множеству однокоренных русских слов: «берендеить», «берендерить», «берендейка», «берендеечник» и т.п. Берендейка это точёная деревянная кукла, берендеечник – мастер по её изготовлению, а берендеить – делать такие игрушки. Любопытно, что Владимир Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», приводя эти названия, указывает только на одно их происхождение – от села Берендеево (ныне в Ярославской области), но даже не упоминает слова «берендей».

Берендеи - черные клобуки

Редко какой народ, упоминаемый в древнерусских источниках, представляет столько загадок, как берендеи. К слову, школьные учебники вообще его игнорируют.-2

Казна, как и государева печать при Царской династии Рюриковичей хранилась у Владыки. Он носил белый клобук, его дьяки носили черные клобуки, важно - они не были монахами. Это была традиционная одежда одного новгородского рода, на землях которого и ставились городища, селища, станы и торги. Новгородские наместники собирали ясык (налог) раз в год, тогда же проводился и торг - ЯРМОНКА. Это были перекрёстки торговых путей, чаще всего водных, там ставили острог, который мы сейчас называем монастырь. Вы правильно указали один из самых главных торгов Макарьево - Унженский. Но был ещё торг на Мологе и в Холопьем Городке (все на Верхней Волге, там же жила-была и Новгородская ГОСТИНАЯ СОТНЯ Ивана Грозного), когда их запретили при Романовых, то всю торговлю спустили с Верхней Волги на Низовские земли (Нижегородская Ярмарка). 

Владыка был из рода Берендеи и носил Белый клобук - символ духовной власти. Подробнее «Повесть о НОВГОРОДСКОМ белом клобуке» (др.-рус. По́вѣсть ω бѣ́ломъ клобуцѣ́) - памятник древнерусской литературы XV—XVI веков, сочинение о чудесном появлении на Руси белого клобука. В этой легенде рассказывается о передаче символа духовной власти из Рима в ЦАРЬград, а затем в Великий Новгород. Чем духовники отличаются от церковников читайте в Братьях Карамазовых, Ф.М. Достоевского о старце Зосиме. Где находилось Владычное и Владычная волость, знаете? Это город Заволжск, Ивановской области, на землях Володимерии (Владеющих Меря), рядом со Святым Олександром, куда позднее Иван Грозный и перевез казну и либрерию.

Берендеи имели тотемное животное Медведя (Бера). Он изображён и на гербе Ярославля, охраняющий шапку Мономаха. Так же Беры изображены на старом гербе Новгорода, охраняющими трон Белого Царя.

Берендеи в историографии

Историки считают, что именами берендеи, торки и чёрные клобуки русские называли один и тот же народ или ряд очень близких между собой народов. Правда, это никак не доказано, но допустим, что историки в данном случае правы. Получается, что берендеи занимают видное место в русской истории с середины Х по начало XIII века.

Отличительная черта берендеев, согласно летописям, это служба русским князьям по защите русских пограничных земель от степных кочевников. Получается, это «свои» рода.

Беры на гербе Новгорода Великого
Беры на гербе Новгорода Великого

Несомненно, что берендеи не просто так селились на Руси, и не просто так русские князья взяли их к себе на службу. А ведь берендеи жили не только на границах Руси, но и в глубине страны – как о том свидетельствует множество топонимов Берендеево на Верхней Волге в Костромской и Ярославской областях.

Беры-Берендеи рядом с Новгородским Троном и Грядущим Царем. Приход грядущего царя в книге предсказаний Нострадамуса.
Беры-Берендеи рядом с Новгородским Троном и Грядущим Царем. Приход грядущего царя в книге предсказаний Нострадамуса.

Почему Грядущий Белый Царь связан с Новгородом на Волге и Берендееми?

Берендеи на Волге

Русичи Берендеи — это те, кто делаются бером-медведем: замечу, медведь и поныне – символ России. 

"Многие сразу вспомнят Берендеево царство из сказки Александра Николаевича Островского. Всем памятны прекрасный пастух Лель, Снегурочка — дочь Деда Мороза и Весны, а также Купава, купец Мизгирь…

Это герои древней легенды, которую сей драматург и поэт записал в наших местах близ своей усадьбы в деревне Щелыково, что в Заволжье под Костромою. А мои предки Асовы — из Завражья и Борисоглебского, что в пятнадцати верстах от той усадьбы А.Н. Островского. Там и сейчас бьет незамерзающий Снегуркин Голубой ключик на Ярилиной поляне в Берендеевом лесу. 

Мы — берендеи, вовсе не выдумка поэта. У нас есть история, традиции, живые поныне. Приезжайте на экскурсию в Щелыково, на «родину Снегурочки», где проходят праздники, и вы сами это увидите.

Древнейшие сведения о берендеях есть в «Велесовой книге». И они показывают, что наш корень уходит не только на Волгу. Древнейшие летописные сведения о берендеях относятся ко временам Русколани — царства, процветавшего более тысячи лет назад в Причерноморье и у северных отрогов Кавказа, также на Азове.

Среди родов, населявших Русколань, «Велесова книга» упоминает и берендеев. Имя это легко читается по-славянски. «Бер» — это медведь (сравни: «берлога» — логово бера). «Дей» — от «деяти», делать (сравни: «чародей» — делающий чары, чудеса). Берендеи — это те, кто делаются бером-медведем. Замечу, медведь и поныне – символ России. И там же, в дощечках, рассказывается о том, что во времена Буса у берендеев был вождь — Асень.

Между прочим, в поздних приписываемых берендеям легендах (попавших в XVII веке в «Мазуринский Летописец») упоминается древний русский князь Асан вместе с князьями Авесханом и Великосаном, которые совершали походы вплоть до земель Египта, показали страх великий «в Иерусалимских странах и в варварах», а также «храбростью и мудростью многих превзошли».

Династия князей Берендеев

«Русские Веды» упоминают и князей Берендеева царства. Так «Велесова книга» поминает жившего во Времена Бусовы берендея «Гредня, который умер, тридцать лет правив нами. А после Гредня мы имеем Асеня, который был мудр и силён. И так он владел нами двадцать лет. А после него был Сильномир.» (Бус. II, 1:11)

Восстановить династию князей берендеев помогает «Ярилина книга». Согласно упоминающейся в ней берендеевской династии, кою легко сопоставить с сарматской династией князей Боспора, получается, что основал династию сам царь Берендей, умерший в 284 г. Ему наследовал внук его Волганя (сын Вольги Берендеича) (286—308), правивший в Боспоре, а одновременно с ним в Поволжье правил его брат Гредень (284—315). Другой брат Радим Сидень правил в Боспоре, после гибели Вольги, под именем Радамсад с 309 по 319 годы.

От имени Гредня Берендеевское княжество получило также имя Греднецкое, затем Городецкое, под сим именем оно существовало до XIII века. После Гредня правили с 313 по 335 годы Асень Мудрый, сын Гредня, и его племянник Волгар Находчивый. Затем берендеями правили братья Сильномир на Волге и Млад Асень в Боспоре (335—368).

После княжество перешло под власть гуннов Буримира, имевшего также и берендеевские корни. Буримир правил гуннами с 333 года, а берендеями с 368 по 380 год. Далее берендеи входили в Булгарское царство, после падения коего была восстановлена его независимость.

Потом городчан-берендеев поглотило соседнее Нижегородское княжество, но правили берендеями на Волге всегда и свои князья из рода Асеней (также, надо полагать, и из рода Асовых — как "кормчие Золотого корабля")...

И так берендеи правили и воевали в Поволжье и доходили вплоть до отрогов Северного Кавказа, где они стали известны как беленджеры (в Дагестане), помнившие, кстати, о своих русских (казачьих) корнях, хотя потом и перешли на тюркский язык; а также они известны как правители сарматской династии в Боспоре.

Но не только воинским искусством были славны берендеи. Уже в «Велесовой книге» сказано: « Наши жрецы о Ведах заботились и говорили, что их у нас никто украсть не должен, если мы имеем берендеев наших и Бояна» (Бус I, 2:2). Здесь берендеи названы хранителями веры.

БЕРЕНДЕИ в КИЕВСКОЙ РУСИ

После ухода Буса и падения Русколани после войн с гуннами (конец IV в. н.э.) часть берендеев откочевала от Кавказа к Приднепровью вместе с торками, печенегами и черкасами. Откочевавшие в Приднепровье торки, печенеги, черкасы и берендеи по-прежнему жили как вольные воины. Из-за чёрных папах, которые они носили, их тогда именовали также «чёрными клобуками». Берендеями был основан город Переяславль (ныне Переславль-Хмельницкий) недалеко от Киева. Они по-прежнему несли пограничную службу, отражали нашествия неприятелей, охраняли новую столицу Руси.

Когда в Киеве победило византийское христианство, торки и берендеи отделились от Руси и основали Алыберское царство, названное по имени священной горы Алабырь, или Алатырь. Потом берендеи-ольберы вместе с торчинами вошли в Киевскую Русь. В летописях их стали именовать «своими погаными», то есть язычниками, подданными Киеву. В русском былинном эпосе есть богатыри из земли Алабырской, такие как Саур Ванидович, Демьян Куденович, Сухан. Они ничем не отличаются от иных русских богатырей, так же служат Владимиру, так же сражаются со степняками, только имена носят особые.

Летописи также сообщают, что берендеи сопровождали князя Владимира в походе против волжских болгар («пошел Владимир на болгар и берендочи с ним»).

ОСНОВАНИЕ РОСТОВО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ

Однако несмотря на поддержку военных походов киевских князей, взаимоотношения с Киевом у берендеев становились все более сложными. Киевские князья, подстрекаемые византийским духовенством, время от времени устраивали походы на Переславль с целью «обратить язычников». Тогда большая часть берендеев бежала далеко на север, в глухомань, в леса вятичей и финно-угров. Берендеи и другие славяне, бежавшие от междоусобиц к вятичам, принесли с собой великую и древнюю ведическую культуру, а затем хранили её в рождающейся Ростово-Суздальской Руси.

Тогда здесь поднялись города – Ростов, Суздаль, Тверь, Ярославль, Углич и иные. Берендеями, ушедшими из Днепровского Переславля, были построены города Переславль-Залесский (ныне Переславль) и Переславль-Рязанский (ныне Рязань). Берендеи-язычники верно служили всем ростово-суздальским князьям. Так, Юрию Долгорукому говорили: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном, и головы свои складываем за твою честь!» (Лаврентьевская летопись, 1155). 

Ведическая традиция в крае не угасала. При сыне Юрия Долгорукого князе Андрее Боголюбском, а потом и при Всеволоде, строились многие храмы, среди которых – храм Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Они были украшены рельефами не только с христианскими, но и с древними ведическими сюжетами.

Последнее летописное упоминание о берендеях есть в Лаврентьевской летописи за 1206 г., где рассказано о том, как Всеволод Черемный отправился воевать с Галичем, «и берендичи идоша с ним». Затем имя берендеев исчезает из летописей, место их занимают казаки. И замечу, что именно из-под Галича (Костромского) происходят все мои родственники по линиям Высоцких и Горских, да и Асовы – костромские волжане.

Здесь следует напомнить историю нашего края, поскольку не все знают, что ведическая традиция продолжала жить здесь и после Крещения Руси.

Берендеи в Поволжье

Области берендеев и старинных обитателей края в Поволжье образовали в начале I тыс. н.э. известное по сказкам Берендеево княжество со столицей в Большом Китеж-граде у озера Светлояр.

Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне — город Городец на Волге. Об этом, между прочим, сообщает Супрасльская летопись: «И сыпа город Кидешьку (Малый Китеж) той же Городец на Волзе» (Полное Собрание Русских Летописей, т. XVII, с. 2). А само древнее Берендеево княжество стало тогда именоваться Городецким княжеством.

Области близ Большого Китежа у Светлоярова озера, а также близ Городца (Малого Китежа) вошли в Нижегородское княжество после их разгрома Батыем в 1238 году. Тогда и град Китеж стал невидим. А известная по летописям языческая Пургасова Русь (столицей коей почитается град Алатырь на юге Нижегородчины) была разделена между Нижегородским княжеством, а также Золотой Ордой, после сражений с князем Пургасом в 1229 году, по Лаврентьевской летописи.

Нижегородское княжество, объединенное с Русью Пургасовой и землями берендеев (Городецким княжеством), и потом сохраняло ведическую веру наравне с православной. Ведическая вера объединяла волжан тогда в союз с единоверной Золотой Ордой, вплоть до принятия татарами ислама в 1312 году. После сего союз распался. К тому же Золотая Орда ослабла под ударами среднеазиатского тирана Тамерлана.

Нижегородское княжество с подвластными язычниками-русами из родов пургасов на юге, берендеев на севере и иных откололось от Золотой Орды и номинально перешло под власть князя московского (1392 год). Но это не помешало нижегородцам отразить поход московских ратей в 1410 году, кои желали утвердить новую власть и крестить «поганых». Окончательно же пургасы, берендеи с нижегородцами вошли в Московскую Русь только после разгрома Золотой Орды Иваном Грозным в 1552 году.

Последующая отмена вечевой власти, закрепощение (отмена Юрьева дня при Борисе Годунове), а также христианизация края, сопровождавшаяся переводом многих угодий, священных лесов в собственность церкви, а также отписанием целых деревень монастырям, – привели к восстаниям, разинщине, а затем и пугачевщине. Разгром повстанцев и последующий погром капищ, вырубка священных рощ, истребление жречества подорвали основу существования средневековой ведической культуры (в том числе и ведорусской литературы) в крае. Но это был уже XVII век.

Я знаю многих берендеев из Переславля-Залесского, рядом с которым стоит знаменитое село Берендеево. Знаю и топонимику этого края (здесь есть Ярилина гора, Перунова плешь, Мокошино, Синий Камень). Окрестности Переславля — это также заповедный славянский край.

И по сию пору здесь на Купалу и Коляду собираются потомки берендеев — те, кто воскресил в себе древнюю веру Ведической Руси." (С) Александр Асов

О Берендеевом царстве

Берендеево болото и холм «Волчья гора» имеют древнейшую историю. Озерный водоем, с котловиной, расположенной в краевой зоне Московского оледенения сформировался в начале постледникового периода ок 9-8 тыс лет назад. Озеро занимало всю котловину, и в нем накапливались сапропели. К этому времени относится мезолитическая стоянка Берендеево-3 (на песчаном острове). 6 тыс лет назад размеры озера значительно уменьшились и началось заболачивание периферийной зоны водоема. Перед вторым этапом на заболоченных берегах озера появились неолитические стоянки. Тогда площадь котловины составляла 60 кв.км. 

   В начале 19 века М.П.Макаров в «журнале пешеходов» писал про Берендеево городище: «Место древнего посада сего города теперь принадлежит помещику Макарову, оно пожаловано в сей род императором Петром 1. Лет за 20 перед сим помещиком и другие жители-старики находили еще остатки мусорной, каменной и деревянной мостовой внутри городища Берендеево..»

«На сем городище явно заметно существование высокого вала, при подошве оного множество камней разных родов, состоящих большей частью из железистого плитняка черноватого цвета и из пород кремневых и дресвяных: в середине того городища имеется площадка, га коей видно несколько малых возвышенностей и ям»-А.А.Селиванов, 1826.

Этого городка давно нет тк. северная железная дорога срыла его до основания со значительной частью песчаной возвышенностью на которой он стоял. Городок находился при истоке речки Чернуха, образующей в дальнейшем течение реки Трубеж. По офиц.док-м он назывался «Григорова/Гридина городища», а Берендеевым лишь по месту нахождения его на болоте. Ближайшая к городку местность по берегам Чернухи известна под названием Бурлаки, что указывает на наличие тут волока. Сохранились вещественные следы торговых сношений с Болгарским ханством. 

Берендеевские места граничат с Владимирским краем через Берендеево болото. 

Орнамент древних сосудов берендеевских стоянок имеет свою специфическую особенность. Он разнообразен, вариативен, пластичен, динамичен, эстетичен как образец высокого искусства. 

Звездчатое солярное изображение в месте с ритуалом должны были способствовать благосостоянию Берендеевских охотников рыболовов. 

Есть уникальный рисунок в виде пятиконечной звезды на донце сосуда найденный при раскопке стоянки Берендеево-1. В центре круг с точкой. На фрагментах конусообразных донцев центральные круги состоят из 6 или 9 точек. Известно, что круг или ромб с точкой в более позднее время обозначали символ плодородия/засеянного поля.  

   Волчья гора овеяна легендами, которые дошли до наших дней. Все легенды подтверждают озерное происхождение болота и его заторфование. Сказание о Берендеевом болоте впервые записал основатель исторического музея М.И.Смирнов в селе Лаврово в 1919г. Но также легенды записывали школьные краеведы со слов местных жителей. Воспоминания очевидцев, легенды явились пересказами древних языческих обрядов и говорят о существовании в окрестностях болота в глубокой древности большого религиозного капища с каменными фигурами языческих богов.

Интересно, что цикл преданий и сказок о Берендее и его царстве нигде за пределами Ярославской обл. не встречается. Все легенды связаны с озером, которое впоследствии превращается в болото. Действующие лица: женщина - вдова, часто с ребенком-сыном. Рогнеда - вдова и сын 13 летний Берендей. Либо бедная Марфа с сыном Демидом; либо вдова Марта с сыном; вдова Матрена и сын - малолетний рыбак. 

Героем чаще всего выступают сыновья, которые растут в дали от людей на берегу озера, или сам царь Берендей. 

Женщина от горя превращается в камень, к которому приходят люди за помощью.

Одна из легенд повествует о двух царевичах, которые погибли с горя и царевне-дочери царя Берендея. В болоте тотчас же образовались три русла, которые положили начало трем рекам-Киржач, Трубеж, Ивановка.

А.Л. Никитин полагает, что легендам ок. 3 тысяч лет.

Интересно, но «каменная баба» действительно существовала. Некоторые ее сами видели, некоторые слышали от своих дедов. 

Поисками каменной бабы занималось не одно поколение исследователей. Так, первое упоминание бабы относится к 1830г, когда она еще находилась в журнале пешеходов от Москвы до Ростова» вблизи Волчьих гор в пустоши Гринина городища.

В 1869г в своих путевых заметках краевед В.И.Листвицын подтвердил существование «каменной бабы».

Краевед Л.Гиммельман записал рассказ слепого столетнего жителя села Черницы Ф.П.Щетинина: «Каменная баба» находилась около Черниц на берегу Берендеева болота. Это каменная баба-яга была величиной с русскую печь, имела человеческое лицо, две косы, женскую грудь. Весь камень был серого цвета, косы же синего. Особенно выделялась рельефно грудь, косы и отчасти лицо. Во время постройки железной дороги каменная баба-яга была взорвана и камень был использован при строительстве моста около деревни Василисино. Рассказчик Федор Щетинин с его отцом и перевозили этот камень. 

Неутомимый переславский краевед М.И.Смирнов в своей статье «Старые боги» сообщил, что Каменная баба находилась вблизи Волчьих гор, и до сих пор местные жители относились к ней как к предмету религиозного культа: «Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды…Бывают приношения и по другим поводам, временами можно находить там, кроме ягод и хлеб. Уходили от камня задом, вывернув наизнанку свою одежду..»

Краевед В.Воронов пишет: «А где же теперь каменная Рогнеда? Ответить на этот вопрос помогла Анна Ивановна Кутина из деревни Черницыно. Ее изба рядом с болотом, а в метрах 100 от избы и стояла Каменная баба. Но однажды, когда берендеевские следопыты пришли к ней, она сказала: Не пойму никак что случилось. Исчезла куда то каменная женщина». По характеру ямы определили внушительный размер камня, из которого берендеи вытесали фигуру женщины. В диаметре яма была 18 шагов, а по окружности 40. Огромный валун, вероятно, доставили берендеи из долины Киржача. Прежде чем уйти, берендеи на месте своей стоянки оставили изваяние женщины..Язычники чтили камень как божество, поклонялись валунам, иногда превращали их в жертвенники, старались не осквернить. Однако строители, мало знакомые с историей края, приняли каменное изваяние за причудливый валун..За несколько столетий силы природы разрушили памятник, очертания женского лица стали расплывчатыми. Камень как камень..»

Поиски каменной бабы были предприняты в 1940-70е гг сотрудниками краеведческих музеев городов Ярославля, Переславля-Залесского, Александрова. Местные жители показывали «синие камни» и каменные валуны, напоминающие фигуру человека. У подножия Волчьей горы, в песчаном карьере много внушительных валунов, некоторые по форме напоминают зверей. Валуны синего цвета есть в глиняном карьере, севернее Волчьей горы, а у села Чернецкого находится целое «кладбище» таких валунов. 

«Было озеро. А потом Матрена закляла его-вот оно болотом и зашло. 

Здесь на Волчьей горе вдова с сыном жила, Матреной ее звали. Сын рыбачил и во время грозы утонул.. Потом лодку к берегу прибило. Вот и прокляла она озеро-стало озеро болотом. А сама Матрена хотела утопиться, да с горя камнем обернулась.

С тех пор и стоит на берегу у нас каменная баба, руки на животе сложила, а коса на спине платком покрыта. И как ненастье какое, гроза будет/так словно пот по ней проступает или слеза, ей Богу! Лучше чем прогноз было… Там под горой стояла, когда я еще мальчишкой был. Свалили ее потом. Да что-то с войны не видать! В войну у нас тут пленные работали, баню, бараки строили. Может разбили нашу Матрену на камень, на фундамент на баню пошел» (из беседы с долгожителем второго участка Сиротой Иваном Трофимовичем-98 лет).

Никитин А.Л. «Меня же кроме статуи интересовала и легенда, что дошла до нас в искаженном и урезанном виде - было ясно. В первоначальном варианте должно быть больше действия, героики, страсти. В рассказе только намек на сюжет, ничтожные остатки древнего мифа. …сюжет удивительно напоминает древнегреческий миф о Ниобее. Странно, что легенда связана не с болотом, а именно с озером. Неужели так живучи предания? Если она не заимствована со стороны, а родилась именно здесь, ей не менее 3 тыс.лет. Ведь озеро полностью заросло в конце 2, нач 1 тысячелетия до н.э. ..»

Из различных источников известно, что берендеями славяне назвали кочевые племена. Русские летописи их часто обозначали «черные клобуки», из-за высоких головных уборов. В 11 в берендеи сосредотачиваются в пограничных местах и выставляют крупные вооруженные отряды. С середины 12 века берендеи стали играть видную роль в междоусобных распрях. 

Н.М. Карамзин во 2 томе указывает, что берендеи всегда были на стороне русских, а часть берендеев, разбитых половцами, искала убежища в окрестностях Переславля Нового. Берендеи появлялись с другими кочевыми племенами. Так, ослепленный князь Василько, правнук Ярослава, перечисляет их вместе: «идут ко мне союзные торки, берендеи, печенеги»

Юрий Долгорукий. Берендеи бьют половцев. «Половцы..тревожили окрестности Днепра и были наказаны мужественными берендеями, которые многих хищников умертвили, других взяли в плен..говоря: Мы умираем за Русскую землю, но пленники-наша собственность».

Толпы варваров жгли и грабили села. Глеб хотел с малым числом гнаться за разбойниками, которые уже убегали к степям своим, но берендеи не пустили его. Князь Михаил (брат Андрея), взяв 100 переяславцев и 1500 берендеев, настиг половцев, умертвил их стражу и начал битву. 

Карамзин пишет: после 13 века одна часть берендеев смешалась с кочевым населением золотой орды и впоследствии образовала народность «Кара-Колпаков», другие расселились за Дунаем, а третья осела в низовьях Днепра. 

Летописи времен Василия Темного упоминают о козаках Рязанских, особенно легком войске. Итак, козаки были не в одной Украине, где имя их известно по истории 1517г, но в России древнее Батыева нашествия и принадлежало торкам и берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище козаков. Торки и берендеи назывались черкасами, козаки тоже. ..не желая покориться монголам, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденные скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих россиян, бежавших от угнетения, смешавшихся с ними и под именем козаков составили один народ, который сделался совершенно русским, мужественным, умирая за вольность, отечество и веру. В истории следующих времен увидим козаков малороссийских, ордынских, азовских, ногайских. Сие имя означало тогда вольницу наездников, удальцов, но не разбойников.

Берендеи из народа Меря
Берендеи из народа Меря

В отличие от киевских князей, которые в 12 веке еще использовали торков и печенегов, дружины владимиро-суздальских князей уже состояли исключительно из берендеев. Так, в 1156г Юрий Долгорукий «не хотел взять с собой ни черниговской, ни северской дружины и выступил с берендеями». Берендеи, будучи дружинниками владимирских князей и имея столь сильное на них влияние, вероятно, стали первыми русскими дворянами. В Суздальской земле местами расселения берендеев и торков являлись Берендеево, Берендеев стан, Берендино, Берендеево-пятница, Торки, Торчино в Судиславском районе Костромской области.

Берендеи и торки, переселившись в Суздальскую землю, привнесли свои обычаи. Одним из них является почитание каменных баб. 

А.М. Бакаев считает, что слово берендей восходит к европейскому bear, обозначающему медведя: «этот топоним более древний и в корне его лежит слово «медведь»-бер, священное табуированное. Название деять, русское, делать- бером деянные (люди-медведи)..

Во время Верхневолжской экспедиции в одном из захоронений нашли амулеты берендеев. Похожие на современные украшения обереги были выполнены из мелвежьих клыков и позвонков, так же была расшита и одежда. 

Есть также мнение что, берендеи это- финноугорское племя чудь; потомки сарматов-аланы; кочевое племя тюркского происхождения; черные болгары; славяне; огузское племя «берен».

Источники:

А.П.Финошина «Загадочна и таинственна страна Берендеев»

Велемудр

Александр Асов

UPD. Почему христианство ненавидело медведей?