Эта техника помогает и детям, и взрослым преодолеть чувство, тормозящее движение

Надежда?
Предвкушение?
Разочарование?
Тревога?
Страх?
Разные чувства испытывают люди, видя перед собой белый лист бумаги.

Человек, который сидит в отделе кадров с ручкой в руках и мысленно формулирует текст заявления о приёме на работу, испытывает надежду на лучшее будущее.

Тот, кто прокручивает в голове текст заявления об увольнении, может чувствовать разочарование.

Готовящийся применить практику «Письмо обиды» чувствует предвкушение обрести состояние облегчения после избавления от разрывающего душу чувства.

Ученику или студенту в первые минуты экзамена тревожно.

Перед тем как изложить свою идею на белый лист бумаги, я испытываю страх. Хотя и есть богатый опыт в достижении целей, всё равно каждый раз перед новым стартом борюсь с этим чувством.

Казалось бы, все эти люди видят перед собой одну и ту же картину — белый лист, а проживают разные состояния, потому что у каждого есть своя история.

Вот и в жизни у людей складывается разное восприятие одной и той же ситуации, так как каждый отталкивается от полученного опыта. И это нормально.

Знакомые меня часто называют смелой. Они говорят правду, видя конечный результат. Особенно были удивлены, когда увидели этот ролик.

Сам процесс преобразования страха в смелость не виден в материальном мире. У такой работы над собой не бывает свидетелей.

Что помогает мне преодолевать чувство, тормозящее движение?
Задаю себе вопрос: «Что будет, когда получится?». Отвечая на него, не только представляю и формулирую конечный результат, но и проживаю чувства, которые испытаю при их достижении. В этот момент начинает преобладать надежда и предвкушение. Именно такое состояние становится топливом для движения вперёд.

В своё время я сделала вывод: можно человеку сколько угодно говорить о плюсах в достижении той или иной цели, но всё будет впустую, пока он сам внутри себя не соединит эти слова с состоянием, выделяющим дофамин — гормон мотивации.

Такая техника работает и у детей, и у взрослых.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Если я замечаю снижение внутренней мотивации у детей, задаю им простой вопрос: «Что ты будешь чувствовать, когда у тебя получится...?»

Младший сын пока значения многих слов не понимает, поэтому самый частый ответ: «Радость». У старшего — к радости добавляются: гордость, удовлетворение, уверенность и т. д.

В отличие от детей взрослым сложнее ответить на этот вопрос. Причина — сознательная или бессознательная заморозка чувств. Это может произойти в детстве под постоянным давлением родителей фразами типа: «Не смеши меня, фантазёр», «Нашёл чему радоваться», «Сейчас же прекрати плакать» и т. д.

Или же заморозка чувств происходит после прохождения болезненного опыта. Когда человек испытывает душевную боль, он пытается заглушить её, не подозревая, что в этот момент заглушает способность проживать положительные эмоции.

Кто из вас смотрел фильм «Секрет»? Получалось применить практику, рекомендованную в этом фильме? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Честно говоря, я гораздо позже поняла смысл призыва: «Представьте и почувствуйте». Произошло это тогда, когда обнаружила, что мне сложно испытывать чувство радости, просто представив картинку будущего результата или материального блага.

Что мешало? Отсутствие веры? Отчасти. Но не только. После просмотра фильма я представляла себе достижение тех целей, которые были популярны в обществе. Сейчас много говорят на тему «Свои/не свои цели». Действительно, когда человек идёт именно к своим целям, то у него больше внутренних ресурсов и более устойчивая мотивация. Он делает это из состояния «хочу», а не состояния «надо», «так принято», «модно» и т. д.

Именно свои цели пробуждают чувства, являющиеся топливом движения вперёд.

Возможно ли деструктивные чувства, описанные в начале, преобразовать в конструктивные?

Да. Например, когда человек пишет заявление, он может себе сказать: «Открываю другую дорогу в жизнь». Какую, зависит от того, чего он хочет.

Для снижения тревоги, видя белый лист на экзамене, ученик или студент может вспомнить о трудностях, которые уже преодолевал и сказать себе: «Тогда справился и сейчас справлюсь». Ну а если к экзамену не готов, здесь уж как пойдёт.

Как справляться со страхом перед стартом, я описала на своём примере выше.

«Почему у тебя до сих пор каждый раз присутствует страх?», — спросите вы меня.

Причина в базовых настройках, которые формируются в детстве, они-то и проявляются в первую очередь. Если мешают, то нужно учиться их отодвигать в сторону. Для этого и использую технику «Что будет, когда получится?», проживая позитивные чувства.

И под занавес.
Когда разные эксперты ведут разговоры об изменении мышления человека, кому-то может показаться, что это нечто сложное, непостижимое, иллюзорное.
На самом деле это такой же измеримый и ощутимый процесс, как действия на пути к достижению цели.

Например, изменение мысли формы во время увольнения, сдачи экзамена, первых шагов на страте — это и есть простые техники изменения мышления.

Мышление можно развернуть и сделать его как помогающим инструментом, так и ограничивающим.

Отличие пути достижения целей от трансформации мышления в том, что цель имеет конечную точку, а развитие мышления — бесконечный процесс, отсюда и ложное представление об уровне сложности.

Узнали что-то новое и полезное для себя из этой статьи? Тогда ставьте лайк и сделайте репост всем, кому желаете добра.

Остались вопросы? Раздел комментариев вам в помощь.