11,2K подписчиков

Новый Ту-204 давно готов и ждет. Но остались ли у него шансы опередить конкурентов?

21K прочитали
2 января 1989 года абсолютно новый отечественный узкофюзеляжный лайнер Ту-204 впервые поднялся в небо.

2 января 1989 года абсолютно новый отечественный узкофюзеляжный лайнер Ту-204 впервые поднялся в небо. Тогда и представить себе никто не мог, что самолету не суждено стать успешным в коммерческом плане, хотя он по сей день остается в производстве и выполняет самые разные задачи.

Конструкторское бюро «Туполев» проектировало линейку Ту-204 как универсальное семейство самолетов, которые могли бы работать на разных направлениях. Помимо обычных пассажирских и грузовых версий, команда «Туполева» разрабатывала комбинированные быстросменные модификации для авиакомпаний, которые перевозят как людей, так и грузы.

2 января 1989 года абсолютно новый отечественный узкофюзеляжный лайнер Ту-204 впервые поднялся в небо.-2

Регулярно с предприятия выходили все новые и новые варианты, однако производство не росло, а оставалось практически штучным.

Итак, совершив свой первый полет 2 января 1989 года, Ту-204 к середине 1990-х годов, наконец, получил сертификат летной годности.

Активная коммерческая эксплуатация началась в парке «Аэрофлота» в феврале 1996 года. Первоначально это были пассажирские Ту-204-100 и Ту-204-200 ― последний отличался большей дальностью полета.

2 января 1989 года абсолютно новый отечественный узкофюзеляжный лайнер Ту-204 впервые поднялся в небо.-3

Производство Ту-204-200 перебралось из Ульяновска в Казань, и в конце концов модель преобразовалась в отдельную, самостоятельную линейку самолетов, известную как Ту-214. 214-й впервые поднялся в воздух в марте 1996 года. Внешнее отличие от первых Ту-204 ― наличие дополнительной двери с левой стороны.

Ту-214 получил популярность в армии ― военные опции позволяют использовать его в качестве воздушного командного пункта и самолета-ретранслятора связи.

Фото: Ту-214 специального назначения
Фото: Ту-214 специального назначения

Еще одна разработка «Туполева» ― Ту-204-300. Это версия с укороченным фюзеляжем и еще большей дальностью полета.

Фото: Ту-204-300
Фото: Ту-204-300

Отдельная ветвь развития ― Ту-204-500. Самолет имеет «урезанные» крылья и более высокую крейсерскую скорость ― оптимальный вариант для более коротких региональных маршрутов.

Версия с двигателями Rolls-Royce RB211-535Е4 ― Ту-204-120 ― изначально была ориентирована на зарубежные рынки, в первую очередь, на Египет, который обещал помочь с международной сертификацией, и на Китай. Ничего мнтересного из этого проекта, увы, не вышло.

2 января 1989 года абсолютно новый отечественный узкофюзеляжный лайнер Ту-204 впервые поднялся в небо.-6

Что касается габаритов и характеристик Ту-204, то самолет действительно похож на узкофюзеляжные Airbus A321 и Boeing 757. Вместимость у них также практически одинаковая ― около 200 пассажиров или более.

Фото: Boeing 757-200
Фото: Boeing 757-200

Есть, однако, одна существенная разница между Ту-204 и конкурентами из Европы и США.

Продажи A321 и Boeing 757 превысили 1 000 экземпляров, а вот Ту-204 произведено лишь 90.

Самолеты Ту-204 и Ту-214 имеют длину 46,14 метра и максимальную вместимость около 210 пассажиров. Разумеется, количество кресел в салоне зависит от конфигурации, которую выбирает эксплуатант.

Между тем, Ту-204-300 длиной 40,19 метра вмещает от 142 до 156 пассажиров. При этом у него заметное преимущество в дальности полета. Если Ту-204-300 способен без посадки преодолеть до 5 800 км, то Ту-204 всего 4 300 км, а Ту-214 чуть больше ― 4 340 км.

Фото: Ту-204-300
Фото: Ту-204-300

Все три модели имеют одинаковый размах крыльев ― 41,8 метра и потолок ― 12 100 метров.

Скоростные характеристики у них тоже одинаковые: от 810 до 850 км/ч крейсерская и 900 км/ч максимальная скорость.

Как выяснилось впоследствии, это не окончательные пассажирские разработки «Туполева». Конструкторы уже тогда работали над моделями следующего поколения.

Фото: Ту-204СМ
Фото: Ту-204СМ

Ту-204СМ ― самая современная версия лайнера ― впервые поднялся в небо в декабре 2010 года. На первый взгляд, Ту-204СМ очень похож на существующие варианты Ту-204, которые были до него. Однако значительные усовершенствования коснулись внутренних характеристик самолета, включая как технологии, так и комфорт пассажиров.

Для пассажиров в салонеТу-204СМ были предусмотрены большие отсеки для ручной клади и бортовая развлекательная система. Кроме того, лайнер оснащался светодиодным освещением и звукопоглощающими панелями. Плановая вместимость самолета в целом аналогична первоначальному Ту-204.

Технологически Ту-204СМ должен был получить двухместную кабину пилотов с применением современных дисплеев. Эти и другие усовершенствования сразу разрабатывались в соответствии со стандартами, установленными не только в России, так и за рубежом, например Евроконтролем и ИКАО.

Фото: кабина пилотов Ту-204
Фото: кабина пилотов Ту-204

Неслучаен и выбор двигателей для Ту-204СМ. Турбовентиляторные ПС-90А2 ― совместная разработка Пермского моторного завода и компании Pratt & Whitney ― обеспечили самолету недостижимую ранее надежность, увеличенный ресурс и топливную экономичность более чем на 35% по сравнению со старыми ПС-90А.

Однако, несмотря на обещание поднять в воздух следующее поколение гражданских «Тушек», то есть Ту-204СМ, он еще даже не запущен в массовое производство. А ведь «Туполев» начал переговоры о заказах на этот тип в далеких 2010-х годах. Вот только вовлеченные перевозчики не проявили почти никакого интереса и не довели ни одни переговоры до конца.

Специалисты отрасли считают, что коммерческое производство Ту-204СМ в настоящее время представляется маловероятным. Это стало особенно очевидным в связи с повышенным вниманием Объединенной авиастроительной корпорации к проекту МС-21 ― альтернативному узкофюзеляжному самолету, и его-то запуск быстро приближается.

Фото: Самолеты МС-21 и SSJ 100
Фото: Самолеты МС-21 и SSJ 100

Объединенная авиастроительная корпорация и корпорация «Иркут», получившая летом 2023 года новое название «Яковлев», намерены производить до 72 самолетов МС-21 в год до конца десятилетия.

Что же касается действующих Ту-204, то на сегодняшний день в мире их насчитывается 28, то есть около трети от общего объема производства.

Неудивительно, что почти все они состоят в парках российских эксплуатантов. Единственным исключением является Ту-204-100, который участвует в проведении летных испытаний в Китае.

Фото: Ту-204 Специального летного отряда «Россия»
Фото: Ту-204 Специального летного отряда «Россия»

В России крупнейшим эксплуатантом Ту-204 является правительство. В настоящее время в его распоряжении имеется 15 действующих единиц, использующихся в самых разных целях. Три из них ― Ту-204-300А, остальные ― Ту-214.

Среди более мелких эксплуатантов Ту-204 выделяются ВВС России и «Авиастар-ТУ» ― у них по четыре действующих лайнера.

Фото: Ту-204 авиакомпании «РуссЭйр»
Фото: Ту-204 авиакомпании «РуссЭйр»

Еще по одному экземпляру Ту-204 имеют в своем распоряжении чартерная авиакомпания «Космос», питерская «РуссЭйр», авиация войск национальной гвардии «Росгвардия» и само КБ «Туполев».

Какое будущее ждет прежнего конкурента Boeing и Airbus в ближайшие годы? Начнется ли, наконец, производство новой, но уже стремительно устаревающей модификации Ту-204СМ?

Или все силы авиапроизводителей и руководителей отрасли сконцентрируются на Sukhoi Superjet 100 и МС-21?

Впрочем, во времена глобальных санкций и импортозамещения хорошо, чтобы хоть что-то получилось и полетело…