Что делают российские франшизы на выставке в Узбекистане: сеть детских центров ТОЧКА РОСТА. Узбекистан зовёт русские садики.

Привет! Это текстовая версия подкаста "Я У МАМЫ ФРАНЧАЙЗИ" о том, как устроен франшизный бизнес. Этот сезон посвящен выставке Франчайзинг Экспо в Узбекистане. В этом сезоне 6 историй о франшизных компаниях, которые едут покорять Узбекистан. Предыдущая серия о мебельной компании МАРИЯ Уже на нашем Дзене.

Если читать лень, нас можно слушать. И подписываться на наш ТГ канал, чтобы не пропустить ничего важного.

Подкаст «Я у мамы франчайзи» стал информационным партнером выставки Франчайзинг Экспо в Узбекистане.

Вместе с организаторами ЭКСПО мы подготовили серию интервью с российскими и зарубежными франшизами, которые покоряют или только собираются покорять рынок Узбекистана. 

Мы спросим гостей о их франшизе, и о ее отличии на разных рынках: в России, на международном рынке в целом и в Средней Азии в частности. 

Яна Сложеникина, ведущая подкаста "Я У МАМЫ ФРАНЧАЙЗИ" и гость выпуска Наталья Печугова, основатель международной сети детских центров и садов ТОЧКА РОСТА
Яна Сложеникина, ведущая подкаста "Я У МАМЫ ФРАНЧАЙЗИ" и гость выпуска Наталья Печугова, основатель международной сети детских центров и садов ТОЧКА РОСТА

Гость выпуска

Наталья Печугова - основатель международной сети детских центров и садов ТОЧКА РОСТА. Первую ТОЧКУ РОСТА Наталья открыла 17 лет назад в Москве, она сразу решила, что создает франчайзинговый продукт, поэтому первая партнерская точка появилась уже через полгода и к настоящему времени в сети 22 точки в трех странах.

Наталья Печугова, основатель международной сети детских центров и садов ТОЧКА РОСТА
Наталья Печугова, основатель международной сети детских центров и садов ТОЧКА РОСТА

Часть 1. Подход в образовании Steam

Яна: Наталья, здравствуйте! Steam в переводе с английского расшифровывается как наука, технологии, инженерия, искусство и математика. То есть подход, который лежит в основе ТОЧЕК РОСТА, призван научить детей понять и полюбить науку с ранних лет. Расскажите как президент Узбекистана решил построить на Steam образование страны.

Наталья: Да все верно, корни у этого подхода идут из США, этот подход уже достаточно активно используется в обучении в Америке и Европе. Для меня было очень большим удивлением, что они это делают, что Президент Узбекистана это решил несколько лет назад, и я тогда только начинала развивать Steam в России. Это было достаточно сложно, потому что об этом никто не знал, а там уже была программа по открытию президентских Steam школ, были задачи, которые публиковались во всех СМИ о том, что будут приглашены методисты из США и будет проводиться обучение учителей Узбекистана. Для нас это было таким большим сюрпризом, что Узбекистан выбрал это направление и так активно развивает его на государственном уровне.

Получается, что в России вы пришли как первопроходец, условно говоря, пробивая двери и лбы родителей, чтобы рассказать что такое Steam подход, и почему он так важен для образования детей, а в Узбекистан вы приходите на все готовенькое, здравствуйте, а мы тоже со Steam подходом.

Часть 2. "Мягкий подход" во франчайзинге.

Когда вы ехали на выставку, думали, что ваше основное преимущество - это Steam подход,так как он всем знаком здесь. Но оказалось, что в Узбекистане сейчас тренд на изучение русского языка, да и вообще рост рынка частного образования

Яна: Как оказалось в Узбекистане открыто много детских садов и школ. Если есть такое количество, значит есть спрос, есть предложения, значит рынок готов еще и к ТОЧКЕ РОСТА. По результатам выставки к вам обратились представители садов, которые хотят выделиться на рынке, и вы создали партнерскую программу для действующего бизнеса. И это, видимо, история вашей мягкой франшизы, вашего мягкого подхода во франчайзинге.

Наталья: Партнерская программа ТОЧКА РОСТА была придумана не для Узбекистана, мы ее уже использовали и в России, и в Кыргызстане, и она показала достаточно хорошие результаты для наших партнеров. К нам периодически обращаются действующие детские сады и детские центры, которые уже давно работают на рынке, но не дошли в бизнесе до того уровня, которого бы хотелось владельцам. Сложно выделиться среди конкурентов.

Партнёр сохраняет своё имя, свой ремонт, мы просим изменить только зону ресепшн и использовать наши дидактические материалы, которые развешиваются на стенах. Мы проводим анализ всех пособий, которые уже есть в детской саду и даём список того, что нужно докупить, чтобы работать по нашей программе. Это и есть наше предложение.

Яна: Ваша цитата: "наши мягкие стандарты позволяют создать бизнес таким, каким вы его хотите видеть, у нас нет ограничений. В своей ТОЧКЕ РОСТА вы можете открыть любые дополнительные курсы: английский язык, ментальная арифметика, творческие и любые другие занятия"

Наталья: Основная наша аудитория – это мамы, которые хотят начать собственный бизнес. Какие-то вещи нужно обязательно делать жёсткими, потому что у них нет опыта, и им проще, когда ставишь очень жёсткие рамки, а какие-то вещи, не надо делать жёсткими, потому что им очень хочется там воплотиться. Чаще всего у нас мягкие стандарты: они связаны, во-первых, с дизайном помещения. У нас есть фирменный стиль ТОЧКИ РОСТА, но мы готовы услышать своего партнёра. Поэтому сейчас у нас достаточно жёсткие стандарты к качеству образования. Потом многие приходят и говорят, что хотят, чтобы был обязательно детский балет. И если помещение позволяет, то почему нет. Это же прекрасное направление. Мы не можем его как франшизу внедрить во все наши детские центры и сады, но если в этом помещении это можно, и партнёр хочет, то это очень здорово.

Зона ресепшн международной сети садов и центров ТОЧКА РОСТА
Зона ресепшн международной сети садов и центров ТОЧКА РОСТА

Яна:  И как в Узбекистане в итоге прошли переговоры с потенциальными партнёрами, которые хотят войти в ТОЧКУ РОСТА сохраняя свой бренд.

Наталья: Выставка прошла прекрасно даже лучше чем я могла предположить. Когда мы ехали в Узбекистан, мы знали, что у нас есть Steam подход, который будет им актуален. На выставке нам сказали про ещё одно конкурентное преимущество - это русский детский сад. Детские сады на рынке Узбекистана - это сейчас тренд. Открывается очень много детских садов и все, конечно, понимают, что если они хотят конкурировать, то им нужна какая-то фишка.

Часть 3. Экспертное мнение о спросе на российские франшизы в Узбекистане.

Мы спросили у наших экспертов из ассоциации франчайзинга Узбекистана, действительно ли в Узбекистане высокий спрос на российские франшизы и есть разница между российским  и узбекскими франшизами и франшизами из других стран? Какие основные конкуренты могут быть у российских франшиз на узбекском рынке и почему?
Отвечают наши эксперты:
Виктор Ляшевский - председатель совета директоров Ассоциации Франчайзинга Узбекистана 
Диана Курбанова - вице-президент Ассоциации Франчайзинга Узбекистана

Виктор: Во-первых, Россия самая большая страна постсоветского региона и с точки зрения экономики, и с точки зрения количества людей, и с точки зрения количества франшизных концепций. Узбекистан выглядит очень перспективно. Большая страна, почти 40 миллионов человек, очень большой экономический рост, большой демографический рост и при этом франшизный рынок практически свободный. Вторая причина в том, что российским франшизам на узбекский рынок выходить проще чем на рынки Индии, Китая, Индонезии, потому что культура общения и культура ведения бизнеса у нас достаточно общая, благодаря длинной истории, которая нас объединяет. Третья причина она связана со всем известными событиями 2022 года, когда российские франшизы стали искать выходы в другие страны, потому что стало очевидно что доля неопределенности очень высокая. При этом у многих был в планах выход на европейские рынки, на рынки США, и этот выход, как минимум, сильно затруднился.

Диана: Наиболее популярные франшизы в Узбекистане, естественно, общепит. Об этом говорит и самый большой показатель участников на выставке из этой сферы, больше 30 процентов. Следующая сфера по количественному интересу для узбекских предпринимателей — это сфера образования. У нас даже есть госзаказ на франшизы образовательного бизнеса, потому что есть большая демография. Самое большое количество молодежи в Узбекистане, в сравнении с постсоветским пространством, 60 процентов населения из 36 миллионов — это молодежь.

Часть 4. Цифры.

Яна: Я - ваша основная целевая аудитория. Мама, выходящая из декрета, которая хочет открыть свой бизнес по франшизе. Давайте предположим сколько денег мне надо стрельнуть у мужа, чтобы открыть детский центр. И примерно еще попробуем адаптировать это на рынок Узбекистана. Сколько бы там это стоило и что вы предлагали на выставке.

Наталья: Паушальный взнос у нас есть отдельно для России, отдельно для стран СНГ. Для России это 1 650 000 рублей для регионов и 1 850 000 рублей для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области. Для стран СНГ это 5 500 долларов.

Яна: Я буду рассматривать Санкт-Петербург это 1 800 000 рублей. Сколько мне еще сколько нужно потратить примерно денег на то, чтобы все открылось и заработало? И сколько времени потребуется?

Наталья: Вам нужно будет еще порядка 3 миллионов рублей. В этом детском саду может дополнительно быть, например, соляная комната, может быть Steam-лаборатория, она оборудуется отдельно. Но если мы говорим о минимальном открытии детского сада, то это 3 миллиона рублей, которые нужны для покупки мебели, игрушек и пособий для программы. Неважно, будете вы покупать мою франшизу, будете открывать детский сад просто так, эти деньги вы точно потратите. Потому что мебель, столы и стулья детям нужны в любом случае. Разница в покупке франшизы это только в паушальном взносе.

Паушальный взнос помогает мне, во-первых, получить все материалы, пособия, образование, ну и в том числе полностью сопровождение в открытии, анализ аренды, помощь в разработке дизайна и все такое. Грубо говоря, 5 миллионов, так округлим. Это то, что я должна стрельнуть у мужа, чтобы открыть детский центр с детским садом.

Яна: Вы говорите о том, что такая инвестиция будет окупаться примерно 2,5 года, правильно? Сколько должно быть примерно детей, с каким средним чеком в Санкт-Петербурге, чтобы я так окупилась?

Наталья: В Санкт-Петербурге это будет, скорее всего, 50 тысяч рублей в месяц. В среднем 50-60 тысяч, в зависимости от района, где вы будете открываться. У нас есть ежегодный взнос в размере ежемесячной платы от родителей в России, в Узбекистане его нет и пока точно не будет. Минимально 45 детей должно быть в садике, который мы открываем, и считаем, что он прибыльный. Сейчас у нас минимальный роялти для детского сада составляет 35 тысяч рублей для России. Если мы берем на себя маркетинговое сопровождение, то есть подбор всех клиентов, детей, набор детей в садик, то это будет 65 тысяч рублей. Для Узбекистана это составляет 11 тысяч рублей. В Узбекистане пока маркетинг мы не оказываем, в формате подбора, у нас есть общий маркетинговый пакет, который мы передаем во франшизе.

Игровая зона в детском саду ТОЧКА РОСТА
Игровая зона в детском саду ТОЧКА РОСТА

Часть 5. Наставничество.

Яна: Вы ведёте стажировки для владельцев частных детских садов и школ. Это, как я это понимаю, такая особая ваша форма наставничества. Я посмотрела программы и график ваших стажировок. Если коротко, вы едете с экскурсионной, развлекательной программой, но самое главное, вы вживую посещаете детские сады и школы, но не просто красивые и классные, а которые реально какие-то необычные, которые отвечают трем ценностям: образование, дизайн, открытость. То есть, те, которые делают что-то необычное в образовании, выглядят необычно и готовы делиться своим опытом. Ближайшее куда вы летите это Дубай, и в феврале планируется Сингапур. Вообще, что происходит? Вы что, собираете реально педагогов, основателей бизнеса детского образования, везёте их в Сингапур? Что делать? Кому это нужно? Сколько это стоит?

Наталья: Давайте начнем сначала, почему это возникло. Если смотришь на рынок образования, то очень много открытых садов, центров, образовательных каких-то пространств. Но очень мало из них тех, которые прям хочется посетить и которые чем-то отличаются. Это все от того, что у людей не хватает насмотренности. Живет мама в своем дворе, видит вокруг себя 3-4 детских центра, решает открыть свой. Как она его открывает? Такой же, как она видела. Естественно, что может быть, мама ездила за границу, но вряд ли ее пускали в школы, потому что надо отдельно договориться, чтобы пустили, откровенно рассказали о том, что у них происходит и показали все. Поэтому мне кажется, что насмотренность это то, чего не хватает в принципе всем руководителям образовательных учреждений. И эти стажировки, они возникли из этой проблемы, чтобы люди посмотрели. Если весь рынок образования будет меняться, если будет открываться как можно больше классных образовательных пространств, то и для меня, как для владельца ТОЧКИ РОСТА, это тоже плюс. Тогда мы тоже сможем стать лучше. И будет конкуренция, и это всем пойдет на пользу.

Есть такая прекрасная книжка «Кради, как художник». Вот все начинают оттуда воровать, как художники, и это очень здорово, потому что у всех получается по-своему.

Часть 6. Заключительная. Нововведения.

Яна: Вы говорите о себе так: я люблю изменения, технологии и системность. Какие последние изменения, технологии и систематизация вошли в ТОЧКУ РОСТА?

Наталья: Мы готовим один большой проект, который будет очень близко с ТОЧКОЙ РОСТА. Мы решили, что Steam-подход должны попробовать не только дети, которые ходят в ТОЧКУ РОСТА, но и которые живут в других городах. Мы готовим такие Steam-сеты. Это коробочки, в которых будут Steam-мастер-классы, которые родители могут покупать своим детям, находясь в любом городе. Дети самостоятельно или вместе с родителями, в домашних условиях могут создавать Steam-проекты, которые будут нести в себе научную ценность для ребенка.

Основное отличие образовательного предпринимательства в некой социальной миссии, которую мы несём. Невозможно создавать образовательный проект, не думая о том, что это влияет на будущее поколение.

Поэтому здесь надо быть очень аккуратными и все идеи тестировать тоже нужно очень аккуратно. Хочется пожелать всему образовательному рынку создавать такие проекты, которые будут очень важны детям. Смотреть в первую очередь на ребёнка и делать всё, чтобы ребёнку в будущем жилось прекрасно, чтобы он мог реализоваться, чтобы он мог найти работу своей мечты.

Яна: Наталья, спасибо огромное за интервью.