Найти тему
Витуша

Гулящая

Люблю отыскивать и смотреть наши старые советские фильмы, которые почему-то проскочили мимо меня. Удивительное ощущение-словно машина времени возвращает в прошлое.

И вот нашла малоизвестный фильм с молодой Гурченко - "Гулящая" (1961). Фильм такой старый, я никогда о нем даже не слышала.

Сюжет очень привлекательный для сентиментальных зрительниц: о тяжелой доле деревенской девушки, которая в силу обстоятельств и предательства близких вынуждена была пойти в услужение к богатым господам. Все происходит в старорежимной России, в Малороссии.

По классике сюжета того времени наивную девушку обманул и обесчестил молодой паныч. Хозяева выгнали девушку с позором и она вынуждена была пойти по кривой дорожке, продавая свою красоту и молодость.

Роль Христи играет молодая Людмила Гурченко.
Роль Христи играет молодая Людмила Гурченко.

Чем дальше смотрю этот фильм, тем отчетливее понимаю, что я знаю, чем все закончится. В голове всплывают давно забытые воспоминания, когда я лет в 10 тайком от мамы читала ее толстенную книгу о трагической судьбе несчастной украинской девушки. Это был довольно увесистый кирпич, страниц на 500.

Написана книга была очень хорошо, не зря ж я залипла на неё. Понятно, что будучи ребенком многие вещи, касающиеся "профессии" Христи я просто не поняла, а вот над концом истории пролила искреннюю детскую слезу.

Самым впечатляющим для меня было описание прогнившего носа Христи, я все никак не могла понять, что это за болезнь такая, от которой нос проваливается. У мамы спросить не могла, как-то сразу поняла, что делать этого не стоит, иначе выдам себя.

Фильм оказался очень близок к одноименному роману, по которому был снят. Это произведение украинского классика Панаса Мирного (ну, это я уже выяснила после просмотра фильма). Из детства в памяти ни автора, ни названия не осталось, запомнила только скитания девушки, ее провалившийся нос и мое возмущение, какие черствые люди жили тогда.

Да, никто из сельчан не заступился за Христю, напрасно мы идеализируем деревенских людей той поры - никто других не жалел, самим бы выжить. Жизнь, вообще-то, штука жесткая.

А финал романа страшный: полуживая Христя зимой пришла в родной хутор, но никто не открыл ей дверь, так и замёрзла она под окнами своей хаты.

Естественно, тогда я не могла понять и объяснить такое бессердечие односельчан. Только сейчас стало понятно, почему все, даже родственники от нее шарахались - болезнь та, которая сопутствовала определенным занятиям гулящих женщин, была не только позорная, но и заразная. А потому, никто в свою избу таких девушек не впускал, а гнал из села, нередко их просто забивали палками, как шелудивых собак.

Падшая девушка несет с собой большую беду. В крестьянской среде здоровье - это самое ценное, это залог выживания крестьянского рода, там гулящую не примут никогда. И это вопрос не морали даже, а жизни и смерти многих семей.

Скрины с фильма не очень качественные, фильм то старый и резкость со временем "подгуляла".
Скрины с фильма не очень качественные, фильм то старый и резкость со временем "подгуляла".

Кстати, в фильме позорная болезнь Христи обойдена, ну не принято было в те времена говорить об этом вслух и тем более показывать в кино. Поэтому вспомнив о давно забытой книге, я вспомнила и эти пикантные подробности о ее болезни. Вот так все пазлы и сошлись.

Я начала смотреть этот фильм из-за Гурченко. Мне было интересно, как после комедийных ролей в "Карнавальной ночи" и "Девушки с гитарой" молодая актриса будет смотреться в социальной драме.

Сейчас мы знаем, что Гурченко не только великолепная комедийная актриса и звезда водевильного кино, но и талантливая драматическая актриса.

Она неподражаема в трилогии Андрона Кончаловского "Сибириада", в фильме Алексея Германа "Двадцать дней без войны", и я просто обожаю ее в фильме Никиты Михалкова "Пять вечеров".

А первой весомой драматической ролью стала именно роль Христи в "Гулящей". Молодая Гурченко оказалась очень органичной в этой роли - она играет простоватую девушку с украинским колоритом, который ей был присущ по природе. Она обаятельна, грациозна и очень музыкальна даже в драме.

Гурченко в этом фильме поражает своей психологической глубиной. Она удивительно тонко и глубоко передаёт переживания своей несчастной героини - очень наивной и чувствительной, у которой не нашлось никого близкого, чтобы поддержать ее в трудную минуту, кроме подруги Риты, которая и толкнула слабохарактерную Христю на путь блуда.

Я считаю это роль лучшей у молодой Гурченко. Она там так хороша! С этой своей бесподобной осиной талией и лицом фарфоровой куколки. В глазах её бездна горечи, отчаяния и потерянности в этой скверной жизни, которая раз за разом выталкивает её на обочину, в безысходность.
-3

Фильм снят близоко к роману, конечно, некоторые интимные сцены не показаны и подробности болезни Христи опущены, но я думаю, это только из этических соображений, кино тогда было очень целомудренное.

Женские образы сняты так красиво, хоть полотна с них пиши, а черно-белый формат придает им трагичность и таинственность.

Молодая Гурченко здесь потрясающе красива!
Молодая Гурченко здесь потрясающе красива!

Советую всем, кто не видел этот старый советский фильм, посмотреть его и роман Панаса Мирного прочитать. Я уж точно его перечитаю, все-таки когда-то девчонкой его прочла, сейчас хочется уже по-взрослому все оценить.