Госдума в марте рассмотрит, наконец, в первом чтении законопроект о разрешении продажи алкоголя в зонах внутренних вылетов аэропортов. Инициатива эта обсуждается ещё со времён ковидных локдаунов, но статус законопроекта получила только сейчас, пишут «Известия».
Комментарии в статье «Известий» особенно доставляют. «Зачастую в магазинах аэропортов продается более качественный алкоголь, чем в городских супермаркетах. Поэтому возражать против этого не надо, гражданам будет удобно. Опять же, купленные напитки нельзя будет распивать в самолете, их придется положить в ручную кладь, — пояснил «Известиям» первый зампред комитета ГД по экономической политике Николай Арефьев (от КПРФ).
Про то, как азербайджанская диаспора поставляет в «дьютики» палёный алкоголь, зампред явно не в курсе. А ещё он забыл о том, что ручная кладь у пассажира находится при себе, поэтому распивать купленное можно будет и в самолёте, и перед посадкой. Безусловно, формально это запрещено, однако фактически никак не контролируется, и существует миллион способов подбухивать, не привлекая внимание – например, перелив алкоголь в бутылку из-под безалкогольного напитка или предусмотрительно прихваченную фляжку, термос и т.п., да и ресурсов для того, чтобы за всеми следить, нет ни у транспортной полиции, ни у кабинных экипажей.
При этом в пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что «алкогольная продукция, являющаяся иностранным товаром, помещенная под таможенную процедуру беспошлинной торговли, будет помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после завершения в отношении нее таможенной процедуры таможенного склада» с нанесением федеральной специальной марки (в просторечии акцизной, хотя это не одно и то же).
В переводе на русский язык это означает, что цены на алкоголь в зонах внутренних вылетов будут существенно выше, чем в Duty Free: они будут включать и таможенные сборы, и НДС, и пр. Так что относительно обычных супермаркетов алкоголь в аэропортах будет заметно дороже – примерно так же, как дороже вода, лимонад или шоколад, ведь на арендную плату у аэропортовых магазинов приходится 30% всей выручку. И покупать по завышенной цене бутылку, чтобы довезти её до дома и там выпить, вряд ли кто-то будет. Цель будет одна и вполне конкретная: засадить стакан перед вылетом и догнаться в полёте.
Часто такая практика заканчивается дебошем на борту – собственно, несколько лет назад продажу алкоголя в зонах вылета ВВЛ запретили именно по этой причине, также крепкий алкоголь исчез из ассортимента бизнес-залов. Но дебоширы – это проблема авиакомпаний, а не владельцев магазинов, интересы которых и лоббирует законопроект. В частности, в пояснительной записке приводятся расчёты, исходя из которых продажа алкоголя увеличит «средний чек» одного пассажира ВВЛ с 349 до 464 рублей, то есть, на 33%, что за год даст дополнительную выручку около 9 млрд. рублей.
Магазины Duty Free действительно переживают нелёгкие времена: с 2019 года по март 2023 г. их количество сократилось на 20%, а объём розничной продажи алкогольной продукции в магазинах беспошлинной торговли с 2019 года по 2022 год включительно сократился на 64% из-за падения трафика на МВЛ.
Илья Шатилин